Кадзуо Исигуро, творец сомнений

Лауреатом Нобелевской премии за 2017 год в области литературы стал гражданин Британии, потомок японских эмигрантов Кадзуо Исигуро. Его
литературный стиль соединил философскую монотонность английской классики с драматическим пессимизмом современной японской прозы. Большинство произведений автора интересны не динамикой сюжета, а  психологией отношений главного героя с окружающими, собой, эпохой. Исигуро уделяет много внимания сложным характерам, искренним диалогам, открывает суть людских переживаний и поступков. Для него характерно внимание к деталям обстановки, к мимолётным эмоциям, поэтому даже сюрреалистические сюжеты ощущаются как достоверные.
Современный читатель с клиповым сознанием может упрекнуть Исигуро в затянутости повествования, но  финал каждой книги вызывает вспышку эмоций, способен удивить и растрогать. Так происходит в романе “Когда мы были сиротами”, где молодой детектив отправляется на край света, чтобы отыскать похищенных родителей.
Кадзуо Исигуро считает, что пишет “международные романы”, где читатели всех стран и континентов найдут что-то близкое и важное. В то же время он уделяет немало внимания своей родине - Японии, где провёл раннее детство. Такова книга “Художник зыбкого мира” - о пожилом живописце, когда-то прославившемся своими патриотическими работами, но чувствующем себя неуютно в послевоенной Японии. Побеждённая страна делает разворот в сторону Запада, и даже собственные дочери стыдятся отцовских картин. Под давлением окружения он мучительно переосмысливает прошлое. Так большинство из нас старается соответствовать требованиям общества. Кадзуо Исигуро задаёт вопрос, важный не только для творческих людей: стоит ли подыгрывать и уступать миру, который так зыбок и переменчив? 

Начать знакомство с этим неординарным автором помогут его наиболее популярные произведения.
“Остаток дня”, реалистический роман, который вызывает двойственное впечатление. Одни трактуют его, как текст об “искалеченном системой человеке”. Другие воспринимают как апологию профессионализма и напоминают о самурайском служении.
Главный герой - дворецкий посвятил свою жизнь работе в аристократическом поместье. На склоне лет он вспоминает прошлое  и размышляет о том, каким должен быть достойный слуга - “джентльмен при джентльмене". Вдруг старик понимает, как одинок он, всегда пренебрегавший своими чувствами. Исигуро заставляет задуматься о том, насколько дело всей жизни может стать помехой для личной свободы и счастья. В произведении затрагиваются вопросы иерархии, устаревших норм и неизбежных перемен.
“Погребённый великан” - фэнтези на исторической основе. Действие романа разворачивается на земле, где рождается древняя Англия. Волны завоеваний сменяют друг друга. Бритты и саксы ещё не стали единым народом, но  обрели хрупкий мир после схваток. Главные герои книги - пожилая чета Аксель и Беатрис, мечтают отыскать своего сына, которого едва помнят. В этих краях царит таинственная хмарь, которая стирает даже недавние воспоминания. Аксель и Беатрис пытаются разгадать, откуда она взялась. В пути супруги встречают огров, эльфов и других мифологических существ. В итоге узнают, как спасти мир от хмари и вернуть память землякам. Но оказывается, воспоминания опасны - они способны разжечь огонь вражды между племенами и даже между Акселем и Беатрис. Исигуро опровергает  ценность исторической памяти. Нужны ли нам воспоминания, которые раскалывают общество и провоцируют смуту? Для России этот вопрос всегда  актуален.
“Не отпускай меня” - романтическая антиутопия о жестокости науки и потребительском бездушии социума. В недалёком будущем выращивают клонов для каждого человека, чтобы со временем использовать их органы словно запчасти. Клоны живут в специальных интернатах, где им с рождения внушают мысли о жертвенности - о том, что быть расчленёнными в медицинских целях - естественно. Этим несчастным существам запрещено любить, но они молоды и чувства вспыхивают вопреки обречённости. Фантастический сюжет становится поводом задуматься, как часто людей призывают выполнить свой долг по отношению к навязанным идеалам.

Кадзуо Исигуро ненавязчиво ставит под сомнение всё, что многие считают  бесспорным: традиции, историческую память, обязанность перед  обществом, профессиональный долг. Стоит ли приносить в жертву этим идолам свою судьбу? Маленький реальный человек часто страдает от великих обманчивых иллюзий. 


Рецензии