Бог не в бревнах, а в ребрах. Телесное и небесное

(Не успеваю писать связные и хорошо выстроенные эссе, выложу ряд тезисов по теме, о которой сегодня рассуждал).

«Дабы чисто было тело» (Евр.9:13). В этой главе очищение тела или плоти противопоставляется очищению совести. Возникает оппозиция «внешнее – внутреннее». Возможны различные объяснения по поводу очищения тела. Приведу два. Тело согрешившего должно было погибнуть. Жертва снимала это наказание, освобождала от виновности.

Или другое объяснение. Телесное и плотское (или физическое и материальное) здесь – это о системе священства в иудаизме, которая была связана с множеством внешних признаков. Тело и плоть –составные прежней вселенной. (При таком объяснении слово «плоть» здесь имеет такой смысл, как в Рим.8, например, в стихе «живущие по плоти Богу угодить не могут» – согласно одной трактовке этот стих означает, что в рамках системы иудаизма угодить Богу не удавалось).

Бог отменил систему иудаизма. В начале послания Евреям (2:5 и 1:6) говорится про новую, будущую вселенную как новое мировоззрение и новый подход к священству. Будущая вселенная в Евр.2:5 это непоколебимое царство из главы 12.

Слово «вселенная» здесь не поздразумевает физическую землю. Oikoumenee означает «населенный мир». Какой именно – небесный или физический, материальный – из самого греческого слова не явствует. Конкретный контекст раскрывает, какая oikoumenee имеется в виду в каждом конкретном случае.

Евр.1:6 говорит о вселенной, в которую Иисус входит как первый воскресший. Это новый мир, созданный в результате смерти и воскресения Христа. Это место исполнения обетований, данных Израилю. Без смерти и воскресения Христа спасение не могло прийти к Израилю, и этот народ оставался бы без будущего. После смерти и воскресения рожден Царь (Пс.2). И Он воссел на трон Давида (Дн.2).

Соответственно «небо и земля» ( = мир) в Мф.24:35 («небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут») – это не физический мир, а мир истории спасения (небо и земля ветхозаветного периода). Попутно интересно сравнить этот стих с Мф.5:18: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». См. также важный текст на эту тему в Евр.12:26-27: «Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова: "еще раз" означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое».

«Будущая вселенная» в Евр.1:6 и 2:5 – это вечное царство Мессии. «Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это» (Ис.9:6-7). «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лук.1:32-33).

Об этом же разделение времени на «сей век» и «будущий век» в Мф.12:32: «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». «Сей век» в этом стихе – это «колеблемое» из Евр.12:27, которое будет «изменено», чтобы «пребыло непоколебимое».

Телесному в Евр.9 противопоставляется небесное. Небесное тогда – о духовных реалиях, о переменах в сердце.

«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:24) – это слова Иисуса в ответ на пространственные ограничения поклонения. Следует отказаться от привязанности к телесному.

(Тут уместны некоторые мысли из моей заметки «Небесная семиотика и законы чудесности», но не буду их приводить, размещу лишь ссылку: http://www.proza.ru/2017/10/04/1881).

Приведу несколько иллюстраций о соотношении телесного и духовного. Рассмотрим отношения между мужем и женой. Если желания, вожделения, заложенные Богом, растратить непозволительным образом, то исчезнет магнетизм, влекущий мужа к жене. Назначение того желания, что Бог вложил в тело – чтобы мне соединяться с женой в одно. Смысл целомудрия – не расходовать страсть не по назначению. Есть физическая реалия (действие гормонов), и есть ее назначение (скрепление отношений между мужем и женой). Можно рассматривать положения о целомудрии просто как заповедь. Изучать эту заповедь, говорить о ее важности. Соблюдать ее. Но не понимать ее назначения. С женой жить в разладе, ссориться или быть равнодушным к ней.

Здесь мы подходим к вопросу: что в человеке главное – внутреннее или внешнее, духовное или телесное? Главное – сути, а внешнее, телесное – это инструменты, которые помогают нам достичь целей.

Другая иллюстрация. Мы едем по дороге и видим знаки (ограничение скорости, направление движения и т.п.). Если мы дорогу уже знаем, то на знаки не смотрим. Но при этом едем по знакам. А когда мы дороги не знаем, то передвигаемся медленно и внимательно наблюдаем за знаками. Заповеди внешнего характера, предписывающие нам, как себя вести и как не вести – это знаки, показывающие нам дорогу, но вообще всегда надо знать: а зачем ты на этой дороге, куда ты едешь? Знаки – не главное, они вспомогательные инструменты. Жертвы, храм, обряды были знаками. Закон – детоводитель ко Христу (Гал.3:24). Можно просто все соблюдать, не зная зачем. И на определенном этапе это тоже хорошо. Но по большому счету христианство – не в ограничениях, а в назначениях. Бог не бревнах, а в ребрах. (Подробнее о библейской метафоре пути я писал в заметке «Теория струн или путь и дела»: http://www.proza.ru/2016/10/27/916).

В послании Евреям есть объяснение понятия «небесный» через употребление его в других контекстах. «Братья святые, участники в небесном звании» (Евр.3:1). Слово «небесный» здесь надо применять не к небесным реалиям в противопоставление земным (трон, престол и т.п.), а к спасаемым Христом людям. 5-6 стихи говорят о том, что «дом Его мы», т.е. церковь. Остановлюсь немного на идее небесного дома на земле.

В Ин.14:2 записаны известные слова Иисуса «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам». Слово обители повторяется дальше в 23-м стихе: «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». Если я правильно помню, греческое слово, переведенное на русский как «обитель», встречается в Новом Завете лишь дважды, и оба раза – в этой главе. Уже это побуждает предположить, что в обоих стихах, где это слово встречается в пределах одной главы, смысл может быть одинаковым. Обычно под обителями из начала главы понимают будущие небесные обители, а под обителью в середине главы – сердце человека. А что если в обоих стихах говорится об одних и тех же обителях? О сердцах людей, над которыми Иисус трудится после Своей смерти и воскресения? Сердцах, в которые Он вселяется с Отцом. Это такие комнаты в общем доме, созидаемом Им. В эти комнаты заходят Отец с Сыном и приводят других людей, чтобы мы имели общение друг с другом. И мы заходим в соседние обители. Он идет приготовить место – создает церковь, которая и есть этот многокомнатный (многообительный) дом. «Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, - говорю, как детям, - распространитесь и вы» (2Кор 6:11-13). В Откровении церковь показана уже не как отдельный дом, а как целый город – Небесный Иерусалим («покажу тебе жену, невесту Агнца» От.21:9).

В Евр.9:24 снова встречается противопоставление плотского или присущего ветхозаветной системе священства (здесь «рукотворного») и небесного («самое небо»): «Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие».

Ис.26:9 говорит о поиске Бога «во внутренности»: «Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра».

Мы подсознательно противопоставляем небо и землю в рамках пространственной структуры сотворенного мира. Однако если понимать небо как место пребывания Бога, то оно находится снаружи сотворенного мира, вне его. Бог, находящийся на небе, сотворил пространство и время, при этом Он находится снаружи пространства и времени. Согласно же обывательскому мнению внутри пространства есть две части – земля и небо.

Небо как место обитания Бога находится вне физической материи, но внутри материи есть части, в которых небо присутствует. Ведь Царство Небесное через людей распространяется. Когда человек уверует в Бога, внутри этого человека появляется небо – внематериальная часть. У Екклесиаста красиво об этом сказано: «Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их» (Ек.3:11). Интересно, что еврейский текст говорит о том, что Бог вложил в сердце человека вечность.

Человек больше, чем просто сгусток материи, пусть и очень сложно организованный. В человеке есть «портал», который может соединить его с внематериальным миром. Человек образ Божий в том числе в том смысле, что в нем есть нематериальная, трансцендентная составляющая. Но у невозрожденного человека она не активирована. Активируется она после обращения к Богу. Слабо ощутимые сигналы этой части невозрожденный человек слышит внутри себя, но не понимает, что это.

В каком-то смысле неправильно готовиться к переходу в вечность, ведь вечность уже идет, она в полном разгаре, вечность вложена внутрь нас, а наша жизнь – небесная жизнь или, как ее назвал Иисус, жизнь вечная: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3). Если мы начали познавать Бога, то мы уже живем вечной жизнью. Мы живем в Царстве Небесном, возвещенном в Евангелии от Матфея. Оправдывать плотской образ жизни тем, что мы еще на земле, а вот когда-то на небе заживем свято – неправильно.

Вошел «в самое небо» – вошел в присутствие Божье вне материи «там», но эта же реальность произошла и внутри нас. Отец и Сын входят в сердце того, кто начинает жить по заповедям Божьим и оживает для отношений с Богом. Если упомянутый выше «портал» активирован, то мы присутствуем «там», а «то» присутствует в нас. Несмотря на то (и совершенно независимо от того), что мы физически находимся здесь. Павел говорит об этом выражениями «Христос/Дух Святой вошел в нас/наше сердце».

Мы находимся одновременно и здесь – во времени и пространстве, и там – в вечности. «И воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф.2:6).

28.10.2017


Рецензии