Газ

  Баба, я гулять пошёл, сказал Касьян Яковлевич. Иди, только далеко не заходи, ответила жена, а сегодня, в каком направлении тебя искать, не отрываясь от книги, задала вопрос. Она не могла пропустить мимо ушей, его вчерашнюю прогулку. Вчера он вернулся с прогулки позднее обычного и рассказал, что еле дошёл домой, на полпути нога отказалась шагать совершенно. Помня это, баба и спросила на всякий случай. Деду на днях семьдесят пятый годок пошёл, так, что всё может быть.  Он взял посох и пошёл, да не просто пошёл бесцельно гулять, его интересовал ещё и  процесс газификации деревни. Это  началось дня три тому назад.
Толи губернатор помог, толи у газовиков совесть проснулась, но деревню принялись газифицировать. Специальная техника снуёт по деревне с утра до вечера, уже который день. И траншей понарыли  не мало,  да, кажется, как-то бестолково всё у них получается. Но может это на взгляд дилетанта, рассуждал Касьян Яковлевич, а по их нему так высший пилотаж. Но бог с ними с трактористами. В конце концов, у них начальник есть, на «Ниве» разъезжает.
Собираясь на прогулку, он решил зайти к одинокому, восьмидесяти трёхлетнему старику. Недавно Касьян Яковлевич был у этого старика, он как раз затеял ремонт дома. На восемьдесят четвёртом году, да такую работу начать в  одиночку, не поверилось, что он осилит её. А он ещё и срок обозначил. Мол, дня за три и управлюсь. Ну, вот, поэтому Касьяну Яковлевичу любопытно было увидеть результат, бывшего чекиста. Только на этот раз он прошёл мимо его дома. А хотел зайти, но сильно смущали грязные башмаки, которые Касьян Яковлевич вымазал пробираясь к бывшему чекисту по изрытой тракторами улице. Но может не столько башмаки, а и то обстоятельство, которое тяготило Касьяна Яковлевича при общении с ним. Уж больно любил приятель прихвастнуть о своей службе.
Возвращаться домой Касьян Яковлевич решил по окраине села. Это юго-восточная сторона деревни. Там и находится самая высокая точка. С той точки он и собирался посмотреть на работу газовщиков. Почти вся деревня была видна, как на ладони.
От дома старика Алексея он и двинулся в гору, чтобы выйти на шоссе, а потом по нему под гору выйти к своему дому. Примерно метров в пятидесяти не доходя до шоссе, в зарослях заброшенного сада Касьян Яковлевич заметил, как кто-то шевелит ветви дерева. Значит что-то там ещё и растёт, подумал он и направил свои стопы тоже туда.
 Его сад вымерз и умер от старости. Так что уже второй год они с бабкой без фруктов. Вот и подумал,- может, чем и разживусь. Этот сад оказался умершим тоже, и давно, оставался живым только терновник. В зарослях этого фрукта он и увидел человека, который собирал плоды. А их в этом кустарнике было не мало, но находились они на не досягаемой высоте, а ещё больше их лежало на земле. Касьян Яковлевич поздоровался, ну, и как водится, разговорились.
А вы, какими судьбами сюда забрели, спросил незнакомец Касьяна Яковлевича. Да вот моцион вечерний совершаю и заодно хотел знакомого старика Алексея навестить. Вы, наверное, знаете его, он живёт на соседей улице. Один живёт, вон виднеется крыша его дома, и Касьян Яковлевич показал рукой направление, куда надо смотреть. Он там затеял грандиозный ремонт дома. Меняет прогнившие столбы под домом и подводит из блоков. А ему-то восемьдесят четвёртый годок пошёл. На днях я у него был, так он тогда похвастал, что дня за три всё и закончит. Так, что я не только гулять вышел, но и посмотреть, как продвигается ремонт у моего знакомого старика. Ну и работу газовиков посмотреть за одно хочется в живую, а не по телевизору.
А мне восемьдесят восемь нынче стукнуло. С гордостью, как  показалось Касьяну Яковлевичу, сказал старик. Я не пью, не курю, а по утрам зарядку делаю, на армейский манер, продолжал немножко бахвалиться  новый знакомый. Раньше Касьян Яковлевич видел его и кажется, подвозил  однажды на своей машине. Но он не был с ним знаком, хотя тринадцать лет они с весны до осени живут в этой деревне.
 А случилось познакомиться только сегодня в интересной ситуации. Незнакомец представился  Василием Семёновичем.
 Я сюда пришёл специально за тёрном для своей бабушки. Запорами она страдает, а тёрен очень хорошо помогает в этом деле. Сказал Василий Семёнович и начал выбираться из зарослей терновника.  А дед Касьян вспомнил, как  мужики: отец, дядя и дед любили похмеляться мочёным тёрном, и сказал об этом Василию Семёновичу.
Касьян Яковлевич сорвал несколько штук тёрна, попробовал на вкус, понравилось. Ну и решил своей жене понести на пробу, может и его бабуле поможет. Она тоже страдает этим недугом.

Старики не стали долго задерживаться в старом саду, так, как Касьяну Яковлевичу собирать плоды было не во что, и он решил, что ему хватит того, что собрал.  Выбравшись из зарослей, они пошли в сторону шоссе по колее, которую накатали газовщики своей техникой.
А это я заварил эту кашу, после некоторой паузы промолвил Василий Семёнович, понимаете, я просто взял листок бумаги и от руки написал письмо губернатору. Мол, так и так, уважаемый Николай Иванович, в соседних деревнях газ провели, а нас кормят только обещаниями.

 И представляете, что потом заварилось, сказал Василий Семёнович? Нет, конечно, ответил Касьян Яковлевич, а сам подумал,- вот ведь как получается, я только собирался написать, а он сделал. Они вышли уже к шоссе, Василий Семёнович продолжал рассказывать о том, что случилось после того, как письмо дошло до губернатора. Касьяну Яковлевичу показалось, что его собеседник немножко преувеличивает свой поступок и он попробовал перевести разговор на другую тему. Касьян Яковлевич иногда пользовался этим приёмом, а тут не сработало. Во первых, Василий Семёнович предложил идти по асфальту и аргументировал своё предложение.
    Дед Касьян не стал спорить, хотя ему казалось, что по обочине, да по мягкой траве идти приятнее. А во вторых он сказал Касьяну Яковлевичу, что ещё не закончил свою мысль, и продолжал рассказывать. И деду  стало немного неловко.
      Беседуя и рассуждая на деревенские темы, они не заметно приблизились к дому Василия Семёновича. Василий Семёнович завершал рассказ о том, как он с группой ветеранов войны района посетили родину губернатора, о которой так много хорошего ходило слухов. Поскольку тема разговора иссякала, надо было расставаться. Касьян Яковлевич пожелал ему здравия и поспешил к своему дому.
    Но мысли о газификации села продолжали беспокоить Касьяна Яковлевича. Возникало много вопросов, на которые не кому было отвечать. Первый и главный вопрос. Как отапливать  дома на противоположной стороне улицы, ессли водопровод проведён только по одной стороне? На другой вопрос о том, сколько будет стоить газовое оборудование для сельчан разных категорий? И может быть на самый главный вопрос о том, почему газ пришёл в село тогда, когда оно почти вымерло. И половина домов скрылись в зарослях чертополоха.
30.08.2013
Эпилог
В 2015 году подключили газ, в основном, льготникам, да тем жителям у кого был водопровод и деньги. Но пока большинство местных жителей используют дрова.


Рецензии