Белослудские ветви древа Удинцевых




…Но тщетно верить и надеяться.
Иных уж нет, и в пыль веков
Осели избы, кузня, мельницы…
Лишь храма каменный остов
Под небом хмурым изваянием.
Как крест всем тем, кто сгинул в прах,
Послужит шатким поминанием
Об их заслугах и делах…

М. Игнатьева

                Историко-публицистическая версия

Сложно собрать воедино всех Удинцевых, относящихся к духовному сословию Земли Пермской. Слишком разветвлено Древо этого рода. По каплям поступает информация. Отдаю предпочтение материалам из различных архивных источников. Но и по сей день, нет полноценной поколенной росписи, которая объединила бы всех его представителей. Именно поэтому решила начать с рассказа о коротких ветвях этого мощного древа.

На этот раз речь пойдет о коротких боковых веточках, которые берут начало свое в Белослудской слободе Ирбитского уезда. Однако прежде следует сказать, что возникло то поселение около 1644 года. Стояла та слобода на реке Ирбити, всего в  36 верстах на юго-восток от уездного города. Местность была красивая, покрытая березовым и сосновым лесами. Название поселения произошло от двух слов – «белый» и «слудка». Первое слово вошло в состав названия села, поскольку гора, на которой построен храм и расположена часть села, состояла из белой глины; вторым словом раньше называли любое возвышенное место, в том числе и гору. Таким образом, слово Белослудское означает «белая гора». Первые три храма были деревянные: первый  разрушен при набеге кочующих инородцев – язычников, второй истреблен пожаром, а третий уничтожен вследствие ветхости. Последний возведенный  храм – каменный, в память Вознесения Господня, с двумя приделами, освящен он в 1808 году.

О самом раннем составе клира можем узнать мы лишь из переписи 1659 года, которая показывает, что было в слободе всего три двора церковников - попа, дьячка и пономаря. Как подчеркивает Ю.В. Коновалов, церковники в слободах не получали государев оклад, поэтому не фиксировались данные о них в окладных документах. Не ведали переписчики о том, что будут интересны нам времена их жизни.

Если заглянуть вглубь веков, то первым из рода Удинцевых обосновался в Белослудской слободе Федор Ильич. В Переписной книге Верхотурского уезда за 1710 год сказано: «Двор. А в нем живет поп Федор Ильин Удинцов 37 лет. У него ж покормленник Онтипа Иванов 10 лет. У него ж жена Дарья Лазарева дочь 36 лет. У него ж дочь Анна 6 лет». Чуть позднее родился в семье сын, нареченный Иваном. На 1728 год записан он дьячком при Вознесенской церкви, а в 1737 году  стал Иван Федорович уже диаконом.

                ***

Не удалось пока проследить связь первых Удинцевых с последующими семьями этого духовного рода, обосновавшимися в Белослудской слободе. Известно, что служил там, в начале XIX века, при Воскресенской церкви Иван Гаврилович Удинцов (ок. 1760 г.р.), старший брат благочинного, священника Андрея Гавриловича из села Скородумского. Прошел он все церковные иерархические ступени - от пономаря до священника. На 1800 год записаны в исповедной росписи его жена Елена Петровна, два сына – Андрей (ок. 1785 г.р.) и Матфей (ок. 1793 г.р.) и две дочери – Анисья (ок. 1781 г.р.) и Марья (ок. 1783 г.р.). Короткой оказалась жизнь отца Ивана - всего 56 лет.

Старший сын его Андрей Иванович, почти полностью повторил путь отца: от дьячка (1798 год) Харловской слободы до священника (1817 год) Сретенской церкви Мурзинской слободы, что в Верхотурском уезде. Почему-то не удалось ему занять место отца после ухода его в мир иной, а возможно, что манили отца Андрея новые места. Вероятно, однократный перевод с прихода на приход не слишком сильно сказывался на благосостоянии духовенства, к тому же в этот период перемещение происходило, как правило, по просьбе самого клирика и бывало обычно связано с повышением в должности либо с получением места в более богатом селе. Так, священник Андрей Иванович Удинцов в возрасте 35 лет, переведенный в Мурзинскую слободу из Ирбитского уезда, уже в следующем году имел собственный каменный дом, 2 лошади, 5 коров, 5 овец, 15 кур, 2 гусей. Быстро наладил иерей свое хозяйство. Значит, были у него к тому определенные способности. Сын его Иван Андреевич Удинцов , поступивший в ПДС в 1824 году, полного курса обучения не завершил по нерадению к учебе, но вскоре оказался назначен на должность учителя пермского приходского училища.

Младший сын Матвей Иванович остался в родных местах. Начинал он службу дьячком, но к 1820 году оказался возведен уже в сан диакона. Жена его прозывалась Еленой Григорьевной и была почти на 6 лет старше мужа. На 1834 год в семье числилось три сына: Александр 19 лет (ок. 1814 г.р.), обучающийся в среднем отделении ПДС; Петр 8 лет (ок. 1826 г.р.) обучающийся в Далматовском училище и Лев 6 лет (ок. 1828 г.р.) Одновременно росли три дочери: Евдокия 21 года, Анфиса 16 лет и Пулхерия 13 лет.

Интересует же меня в первую очередь Петр Матвеевич, поскольку лишь предполагаю, что в середине XIX века служил он священником при Свято-Троицком соборе Кушвинского завода Верхотурского уезда, что расположился в 190 верстах от Екатеринбурга на реке Кушве (правый приток Туры). Не знаю, о нем ли идет речь в Справочной книге Иакова Шестакова, но за 1846 год указан некий Петр Удинцев, окончивший ПДС по первому разряду. Приятно читать, что шел он четвертым по успеваемости. Рядом с заводом находилась магнитная гора Благодатная. Климат в тех местах был суровый, с резкими перепадами температуры. Магнитная гора наименована Благодатью (перевод еврейскаго слова Анна), в честь Императрицы Анны Иоанновны. Кушвинский завод был построен в 1738 году. Спустя два года жителями была заложена деревянная церковь во имя святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы и существовала в первоначальном своем виде до 1782 года. Затем был построен каменный храм. В 1809 году Кушвинская Симеоно-Аннинская церковь была переименована в Свято-Троицкий собор. Приход Кушвинскаго завода состоял из жителей завода и насельников временного Троицкого прииска с золотоносными россыпями, лежащего в 19 верстах от завода.

Так, в Метрической книге за 1850 год сделана под номером 11 запись: 20 родилась, а 29 января 1850 года крещена Мария у священника Петра Матвеевича Удинцева и Анны Васильевны. Восприемниками выступали «того же Собора священник Иоаким Стефанов Голубчиков и священническая жена Мария Ивановна Суворова.

Не знаю, когда он скончался, но на 1905 год жена его, Анна Васильевна была вдовой. Шел ей 74 год. В МК Знаменской церкви Верхне-Тагильского завода Екатеринбургского уезда сохранилась запись – «7 марта 1905 года умерла от старости вдова священника Кушвинского завода».

И опять же, нет полной уверенности, что в последнем случае речь идет о младшем сыне Матвея Ивановича, хотя совпадают фамилия, имя, отчество и дата рождения. Однако отмечу, что в МК Рождество-Богородицкой церкви города Перми под номером 41 сделана запись о смерти коллежского асессора Льва Матвеевича Удинцова , который скончался в возрасте 64 лет от паралича в весенний месяц апрель 1892 года. Был погребен он на Успенском кладбище.

Так распорядилась судьба, а возможно и провидение, что потомки первых духовных лиц, поселившихся в селе Скородумском, оказались разбросанными по различным уездам большой Пермской губернии.

                ***

В 1800 году служил в Белослудской слободе дьячок Петр Евдокимович Удинцов, пребывавщшй в возрасте 25 лет (ок. 1775 г.р.). Был женат он на Марье Ивановне 23 лет. В семье рос сын Григорий, появившийся на свет в 1795 году  и дочь Стефанида, годом моложе брата. Следовательно, венчались молодые не позднее 1794 года, когда главе семейства исполнилось девятнадцать лет.

Остался Григорий Петрович при отце. На 1833 год исполнилось ему уже 37 лет, но находился он на низшей церковной должности – пономарской. Следовательно, не получил он духовного образования. Жена его, Дарья Васильевна, была ровесницей мужа. В семье росло два сына: Николай 11 лет (ок.1822 г.р.), обучающийся в Далматовском училище и новорожденный годовалый Иван.  Старшей дочери Александре исполнилось 9 лет, а младшей Наталии – всего 3 года.

К сожалению, не удалось пока установить состояла ли эта семья в родстве и каком именно с выше описанным семейством. Приходится перечислять всех Удинцевых, промелькнувших в Белослудской слободе за несколько веков ее существования. 


Рецензии
Вот и еще одна ветвь Удинцевых открыта.

Галина Владимировна, а не попадала Вам на глаза фотография или рисунок Зайковской церкви?

С уважением,

Альбина Билык   29.10.2017 13:07     Заявить о нарушении
Нет, Альбина Андреевна, только Скородумская. У меня этих веточек множество. Почти по каждому селу бывшего Ирбитского уезда. Но воедино связать не могу. Не хватает архивной информации.

Галина Магницкая   29.10.2017 13:19   Заявить о нарушении