Казанская Божия Матерь Чудотворная

Казанская Божия Матерь Чудотворная
30 сентября 1997 года Анатолия Николаевича Синёва, будущего настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы, постигло огромное горе – в возрасте 18 лет трагически погиб его внук Георгий. Отец Анатолий сильно переживал эту невосполимую потерю. В память о любимом внуке, чтобы хоть как-то утолить печаль, он собственноручно написал икону Казанской Божией Матери, поскольку имел художественное образование. Сам отчеканил ризу на образ, поместил её в киот со стеклом. Освятил икону благочинный Сасовского округа отец Иван. Он постоянно молился, обращаясь к Божией Матери за помощью о спасении души внука.
 
 
Спустя годы после ежедневных и продолжительных молитв, когда уже Анатолий Николаевич стал священником, а благочинный отец Иван отошел ко Господу, он обнаружил на стекле с внутренней стороны чудотворный отпечаток лика Божией Матери. Он стекло с отпечатком Божией Матери переместил в другой подобный первоначальному киот, первый киот с иконой застеклил новым стеклом. В настоящее время оба киота расположены рядом в храме, а под ними находится металлическая пластина с указанием автора иконы и повода написания иконы.
Подобные чудеса, происходимые с иконами, известны давно, и это явление довольно распространено, но внятного объяснения переноса изображения до сих пор не существует. Хотя для изучения чудесных явлений, была создана и работает экспертная рабочая группа по чудесным знамениям РПЦ при Богословской комиссии Московской Патриархии.
 

Вот мнение Павла Васильевича Флоренского, сопредседателя группы, внука известного философа, богослова и священника Павла Александровича Флоренского об исследовании подобного чуда: «Мы изучали отражение всеми доступными нам способами. Выяснилось, что на стекле выступает конденсат жидкости или аморфного вещества, которого нет ни в дереве, ни в лаке, ни в красках икон. Что это за вещество, как оно выделяется и каким образом переносится контур на стекло киота, неясно». И далее: «Любое чудо – знак Божьей благодати. А как человек это воспримет – дело его мозгов. Священники в таких случаях говорят: лоб перекрести – и решай. Может ли чудо произойти с человеком неверующим? Может. Но один прозреет, а другой отмахнётся».


А батюшка Анатолий более чем достоин Божией благодати посетившей его через чудо, которое свершилось с собственноручно написанной им иконой Казанской Божией Матери. Вот поэтому и именно здесь, в этом месте нашего повествования, уместно более подробно представить читателю житие отца Анатолия.


Родился он в селе Истлеево в 10 июня1932 году в глубоковерующей семье Николая Яковлевича Синёва. Дед Анатолия - Яков Григорьевич и бабушка – Ольга Федоровна, были беженцами из Москвы. Они, как и многие в то время, опасаясь репрессий, всей семьёй с детьми – двумя сыновьями и двумя девочками, уехали из столицы, бросив семикомнатную квартиру со всем нажитым имуществом, и поселились в селе Истлеево. Пришла пора и сын Николай женился на истлеевской девушке. Звали девушку Вера Васильевна Кулешова. У них родились трое детей и старшим ребенком был будущий священник отец Анатолий. Их домик стоял почти напротив Казанской церкви и юный Анатолий большую часть детсткого времени провел в церкви, можно сказать вырос в ней. К большому сожалению в 1939 году, когда отроку Анатолию было всего 7 лет, на его глазах Казанскую церковь закрыли и начали разграбление церковной утвари и икон. Позднее, после войны, церковь сломали и на этом месте разместили пасеку, но это случилось, когда Анатолий уже не жил в Истлееве.


И вот, благодаря детским воспоминаниям, Анатолий, будучи уже настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы, нашел то место, где находилась Казанская церковь. Он приложил много усилий для того, чтобы установить на месте церкви Поклонный крест, а 27 сентября 2010 года при большом скоплении верующих сам его освятил.


Но и после закрытия церкви, семья жила по заведенному порядку. Молились утром и вечером, и перед всяким делом, соблюдали посты и православные праздники, хотя жилось очень трудно. Еще труднее стала жизнь, когда началась война. Отца мобилизовали в армию. Домой он уже не вернулся, погиб в1942 году, а на следующий год – в июне 1943 года у солдатской вдовы с малыми ребятишками сгорел дом. Был голод. Питались хлебом, если так можно его назвать, который пекли или из мороженой картошки, или из молотых желудей и лебеды. Дети ели и не капризничали.Так жизнь учила терпению и смирению – главным христианским добродетелям.


Однако время шло и пришлось Анатолию думать о будущем и он поступил учиться в Сасовское железнодорожное училище, которое закончил в 1949 году. Вскоре он поступил на работу матросом на катер в Московско-Окское управления речного пароходства (МОУРП), которое находилось в соседнем селе Устье. Плавая по живописным местам Цны и Мокши, ему хотелось всю эту красоту запомнить и запечатлеть, зарисовать, но не хватало знаний и навыков художника. И эту свою мечту он решил во что бы то ни стало реализовать и поступил учиться Рязанское художественное училище. Чтобы стать профессиональным художником он потратил на учебу восемь лет. Вскоре Анатолий обзавелся семьей и надо было думать как прокомить семью и заниматься не тем, к чему душа лежала, а тем за что платят зарплату побольше да квартиру дают.


Работал на станкозаводе, на аэродроме в Дягилеве слесарем по ремонту самолетов, художником декоратором в театре юного зрителя, учителем черчения в школе, затем - учителем труда и и одновременно учился в Коломенском педагогическом институте, которой закончил незадолго до выхода на заслуженнй отдых. Еще год, выйдля на пенсию, Анатолий Николаевич вел авиамодельный кружок во дворце пионеров.


А потом его с такой силой потянуло на родину, что он рассчитался и уехал на родину в Истлеево и купил там заброшенный дом, обустроил его своими руками и мечтал писать здесь, в деревенской тиши, картины. Ведь получалось же! Его работы выставлялись в Рязанском Доме художника, на многих других выставках, в том числе и зарубежных – в Польше, ГДР.


Но жизнь постепено повернула в другую сторону. В деревне то вся жизнь на виду, и заметили жители, что бывший учитель знает много молитв. Стали приглашать почитать Псалтырь по усопшим. И не оказывал, читал, понимая, что в Истлееве и соседних селах Устье, Огарёво-Почково не осталось ни одной церкви и тем более ни одного священника. Так продолжалось некоторое время, но тут случилось, что нужно отслужить особенную молитву. И поехал Анатолий Николаевич в Сасово к благочинному и настоятелю Казанского храма отцу Ивану за советом. Так и познакомились эти два удивительно чистых и добрых человека. Они подолгу разговаривали как на исповеди. Анатолий Николаевич откровеннно делился своими терзаниями о вопиющей несправеливости жизни, связанной с гибелью любимого и глубоко верующего внука. После длительных бесед отец Иван посоветовал съездить в Рязанскую епархию к митрополиту Симону для того чтобы он разрешил проводить службы. Владыка внимательно и с большим участием выслушал Анатолия Николаевича и посоветовал подготовить семинарский минимум и приехать для рукоположения.


Окрыленный таким благословением он вернулся в Сасово и с прискобием узнал, что отец Иван погиб. Это известие было для Анатолия Николаевича очень тяжелым – он потерял дорогого человека, можно сказать духовного наставника. Но надо было выполнять благословение Владыки – готовить семинарский минумум. Подготовившись, он опять поехал на прием к Владыке. Митрополит Симон его принял и сказал: «Готовься поступать в семинарию». Возражать он не стал, а сам подумал не поздновато ли в таком возрасте поступать учиться. Но все же решился – собрал документы написал заявление и автобиографию о понес их Митрополиту. И вот спустя минут сорок ожидания из кабинета Владыки вышел ректор семинарии, держа в руках заявление, на котором рукой владыки была написана резолюция: «Принять в виде исключения» и подпись: «Митрополит Рязанский и Касимовский Симон».


Тяжела была учеба в столь почтенном возрасте, однако даже во время учебы в семинарии Анатолий Николаевич одновременно умудрялся служить алтарником в Казанском храме в Сасово. После окончания семинарии в праздник Успения Пресвятой Богородицы в Успенском храме Рязани архиепископ Рязанский и Касимовский Павел возвел Александра Николаевича в сан священника. Месяца полтора прослужил иерей Анатолий в церквях Рязанского Кремля.


Но тут в Огарёво-Почково в конце 2004 года усилиями местных жителей и с Божьей помощью начал восстанавливаться храм Успения Пресвятой Богородицы. Узнав об этом богоугодном деле, Владыка в июне 2005 году лично посетил восстанавливающийся храм, был восхищен его былым величием. Он благословил иерея Анатолия отправиться служить в Огарёво-Почково настоятелем храма.
В октябре 2006 года отец Анатолий, пришёл в храм и с огромнным энтузиазмом включился в восстановление храма и возобновлением богослужений.
И вот наступил торжественный день первого богослужения. И выбрали этим днем 28.08.2007 г. - праздник Успения Пресвятой Богородицы, в честь которой и был освящен когда-то храм. Этот праздник издревле являлся престольным праздником в селе. С тех пор отец Анатолий наряду с огромным объёмом работ по восстановлению храма, стал регулярно проводить воскресные и праздничные богослужения.


В тоже время батюшка, как человек очень талантливый и творческий, с увлечением занимался не только живописью, но и литературной деятельностью: писал в религиозные журналы интересные исторические и духовные статьи, сочинял стихи, в которых излагал своё видение настоящего окружающего и современный взгляд на прожитые времена и события.
Думается, что читатель с пониманием и интересом отнесётся к тому, что мы приведем одно из последних стихотворений батюшки Анатолия.


На исповеди
Сегодня сгорбленной старушкой
Она на исповедь пришла
И прошептала мне чуть слышно:
"Грешна, мой батюшка, грешна".

Гляжу и будто каменею,
И сердце защемило вновь:
Я в этой дряхленькой старушке
Увидел Божию любовь.

Весь облик этой старицы
Был словно тень - ни дать, ни взять,
Но излучала она явно
Собой святую благодать.

Глаза светились добротой,
Лицо, иссушено весьма,
Напоминало оно мне
Икону древнего письма.

Жизнь прожита, она стоит
Сейчас у смертного порога,
Но не иссякла в ней любовь
И вера в истинного Бога.

Жизнь у неё была трудна -
Война и умершие дети,
Но не впадала никогда
Она в унынья сети.

Все с терпеньем выносила
До последних дней,
Оттого и воссияла
Божья правда в ней.


Прообразом этой старушки была Какурникова Пелагея Пелагея Ивановна, одинокая женщина, в любое время года и в любую погоду, опираясь на палку, вырезанную из сучка дерева, приходила на все службы отца Анатолия. Батюшка с большим участием, сочувствием и любовью относился к этой старенькой доброй женщине.
В эти же времена на стекле написанной им иконы Казанской Божией Матери, с внутренней стороны и появился чудотворный отпечаток лика Божией Матери.


К прискорбию всех родных, прихожан и духовенства Сасовского благочинного округа 11.09.2013 года отец Анатолий скоропостижно скончался.
Учитывая огромные заслуги в возобновлении духовной жизни в селах Огрёво-Почково, Устье, Истлеево, по благословению Преосвященнейшего Владыки Дионисия  Епископа Касимовского и Сасовского, отца Анатолия захоронили за алтарем придела Святителя Николая Чудотворца храма Успения Пресвятой Богородицы, в котором он стал первым, после долгих лет забвения, настоятелем.


Рецензии