Растим сыновей вместе. Дети и личные границы

/по мотивам вчерашней консультации/

Есть проблема с ребёнком. Вернее, целых две:
1). Дал другу попользоваться родительской вещью без разрешения родителей.
2). Не воспринял всерьез ситуацию, когда "друг" украл у него телефон (факт кражи подтвержден, телефон найден и возвращен).

На самом деле обе этих истории про одно и то же. Про непонимание ребёнком понятия личных границ, ни чужих, ни своих собственных.

Откуда берётся эта проблема? Разумеется, от родителей. Тема личных границ больная для всех нас почти поголовно - так уж воспитаны. А если не знаешь сам - как научишь другого?

Поэтому - прямо по пунктам. Сначала то, что касается физического пространства.
1. Не входить без стука в комнату. Вы - к ребёнку, ребёнок - к вам.
2. Не брать без спроса личные вещи. Вы - его, он - ваши.
3. Не читать личные переписки в соцсетях. Вы - его, он - ваши.
4. Не наводить порядок в комнате ребёнка без его присутствия и разрешения. Особенно - в столах и шкафах.
5. Не лазить по сумкам, карманам. Ни вы у него, ни он у вас.

Как правило, всё это работает только в одностороннем порядке. "Тебе - нельзя, а нам - можно". Родители запросто могут залезть в школьную сумку и проверить дневник, взять любой предмет со стола, проверить телефон... Ребёнок всё это видит, чувствует, учится...

Потом вы говорите ему: "Почему ты взял мою вещь без спроса?"

Что бы ответил он, если бы не побоялся вас? "Потому что вы же мои без спроса берете. Почему вам - можно, а мне - нельзя?"

Продолжаем диалог... "Потому что ты ещё маленький!"

Упс... "То есть взрослым можно творить любой беспредел! Особенно - в отношении тех, кто младше и слабее!" - озаряет ребёнка!

Поздравляю, вы только что посеяли в его душу семена, из которых вырастают преступники! А попутно научили его тому, что понятия доверия в мире не существует.

Дальше. "Сходи вынеси мусор!", "Иди есть, уже всё на столе!" Первый вопрос: есть ли у вашего ребёнка право ответить: "Я сейчас занят, сделаю, когда освобожусь"? Второй вопрос: когда он говорит "Мама, иди сюда", приходит с вопросом, о чём-то вас просит, вы тоже немедленно бросаете все свои дела? Или это снова работает в одностороннем порядке? Потому что - безусловно! - вы-то занимаетесь ВАЖНЫМИ делами. А он - определённо! - страдает ерундой (например, играет на компьютере). "Ты весь, вместе со своими занятиями для меня не важен", - слышит ребёнок в обоих случаях, и когда вы не проявляете уважения к его занятиям, и когда отмахиваетесь от него из-за своих. Чётко обозначьте временные границы: "Сейчас, доиграю - и сделаю", "Сейчас допишу - и приду". Уважайте друг друга.

Согласовываете ли вы с ним ваши совместные планы заранее или просто ставите его перед фактом: "Собирайся, пошли"?, не интересуясь, свободен ли он, вынуждая его постоянно отменять и изменять под вас свои планы?

Это всё тоже о личных границах... Если вы не уважаете своего ребёнка и его права с самого детства, то не ожидайте в ответ, что он будет уважать ваши или чьи-то ещё. Потому что он просто не знает - КАК ЭТО. То, чему вы учите его на словах складывается в маску "выгодного" поведения. Если то, чему вы учите на словах и на деле, не состыковывается, то вы учите его лживости и двуличности.

Здоровые отношения с детьми начинаются со ВЗАИМНОГО уважения.


Рецензии