Две песенки Шукшина и Леонида Бородина
На фото Шукшин у реки Катунь в деревне Сростки
Шукшин и Бородин любили русские песни и старинные романсы. Завороженно слушали их и сами пели.
Леонид Иванович любил романсы, спетые с цыганским хором Диной Дурбин. Я ему посвятила много романсов. По-моему он ими гордился.Наш роман в стихах и песнях.
Я перед Бородиным при знакомстве 9.4.91 в редакции такой спектакль устроила…была предельно естественна -восхищалась его прозой, а не выпрашивала публикации.
И вообще права одна режиссёрша, которой я вкратце поведала мои злоключения на студии Горького в 68м: То, что вы притеснениями считали – сплошное своеволие и хулиганство по киношным меркам…Они не таких обламывали - Аскольдова уволили за профнепригодность, уничтожив копии гениального фильма"Комиссар".
В 12-минутном документальном фильме Валерия Головченко(он единственный вопреки запретам пришёл на похороны Шукшина с камерой) звукоряд оформил Александр Сергеевич Матвиенко
(звукооператор фильма "Странные люди",его фото на моём сайте - на плотике с В.М. а фотографии дал Валерий Кузин).
Ан.Заболоцкий ( «Шукшин в жизни и на экране», роман-газета №10-99. Записки оператора) пишет: «Октябрь» Кочеткова помог Шукшину осесть в Москве, с пропиской.
…"Добротой пытались меня примять. Гадите в душу своими заботами"- писал В.М.
И то верно, что шёл наверх по шпалам настоящей доброты, преданности, а потом и поклонения ещё при жизни.
Подойдя к своему творчеству годы спустя, обособилась, избрав автономность своего радиотеатра, ушла в песню,в театр своей жизни.
Сам Великий Революционер(Бородин) не гнушался моей помощью, чтобы выйти на большую аудиторию. А уж я раздувала настоящие страсти на радио вокруг него.
В последние годы Вл. Бондаренко его пиарил и раскрутил, с его согласия. Десяток премий получив в России, и столько же на Западе, Л.Б. жалуется на конъюнктурность своего успеха -мол, Запад за диссиденство печатал,ошибаясь, теперь - свои за тюремную отсидку.
И продолжает вести счёт с собой -а что как на родине не пройдёт по Гамбургскому счёту? Ускользает от возможной критики– не профессионал я- на писательских хлебах не жил, а вкалывал сцепщиком вагонов.На последнем этапе - двадцать лет в кресле главного редактора журнала "Москва". А как помог ему Солженицын – своей премией вписал в первый ряд современных писателей - его заметки о «Царице смуты" опубликованы в «Новом мире». О Бородине много писали Алексей Варламов, Павел Басинский. И до сих пор пишут.Здоровье по тюрьмам угробил, прожил всего 73 с половиной года (14.4.38-23.11.11).
Понять жизнь с высоты смерти – так учит Бог.
Писала в Шукшинском цикле -
Как будто с себя за что-то взыскивал,
Работы манящая сладкая каторга.
Смысл жизни извечный у смерти выискивал.
Крепнущей веры цена высока.
Предсмертный пламень взметнулся итожа.
Сердца людей можно криком пронзить.
"Мать земная, Матерь Божья,
Простите, если можно простить".
Холмик у церкви и крик покаянный.
Кресты берегли свою тайну.1990
«Живые души» - Кто это сказал? Я сказала в Письмах солдат- Сотни тысяч, живые души, постучатся в назначенный срок!
Когда писала литературный перевод истории секретных войн – руки летали по клавишам компьютера. Погружаясь в текст, видела события и лица. Таинственным остался автор 8-томника "Секретные войны"Эдди Бауэр.
Сербские студенты событий Первой мировой перед ордами врагов подставили свою грудь под пули,стоя на 6м этаже, распахнув окна. Так их потомки в 99м одели на грудь мишени, защищая мосты от натовских варваров.
Порой я замолкала на крутых поворотах жизни, уходя в штопор и выруливая.
То, что было пережито и написано, оказывается, живёт, продолжает жить, удивляя, радуя и даря.
Печаль- это форма свободы –это основной мотив моей лирики, я пропела её в элегии «Разлука».Потому что соглашаясь уйти, а это не может быть не окрашено печалью, ты обретаешь свободу. В этом свобода выбора твоего или принятие выбора другой стороны.
В «Женщине в море» герой повести восхищается стихией, идущей от женщины. А меня по какому разряду определил писатель? Испугался, сдрейфил. Энергетика влюблённой женщины, не торговки, и понравилась я ему сразу. Однажды при всех сказала – вы для меня море – усмехнулся, но воспринял как комплимент.
Кто расслышит в моём голосе, в прозе и стихах, всенародного Васю Разина, правду о его трусости и сдаче на потраву студийным сплетникам девушки, подарившей ему Библию? Он икону в шкафу держал,пишет Вика Софронова, а слово Библия печатно по отношению к себе не произнёс.
Дописала текст песенки Шукшина, найденной следопытами на Алтае по сусекам и напечатанной из 8го тома в инэте. Под перепляс, пришлось пару строк поправить – не было рифмы,ускользал смысл. Похоже я подарила Бородину его набросок, мною выправленный, со своей мелодией «Проноситесь дни».
Проноситесь дни, пролетайте,дни,
будто не было вас со мной,
Ну-ка ночка-ночь мне в глаза плесни,
темноты своей пеленой.
Будто грезил, проснусь я в тишине,
Где мой дом, любовь и покой,
Чтобы та, что ждёт, прошептала мне:
"Долго спал ты любимый мой".
Далее - вокализ мелодии и вновь звучит начало песни,но без надежды на возвращение домой.Глаза закрываются пеленой темноты.
(на моём сайте в разделе Песни)
А Шукшинская– «Вдарь, чтоб зазвенело!»Эдакий деревенский перепляс,бодрячество. Шукшин играл на гармошке.Есть фото в ряду с деревенскими парнями - на голове папаха чуть набок, в губах сигарета.
Зори-зори, красный сон, голубые ливенки,
Синий с переливом звон –я спою для миленькой.
Лихо в поле, без дороги, ветрами освистано.
Нам без боли, нам без горя на роду написано.
Сыпь налево, сыпь направо, не давай опомниться.
Песня дерзкая моя в твою душу ломится.
Песня люба, то ли будет! Ты ответно спела.
Где-то спит моя судьба,вдарь, чтоб зазвенело!
В моей правке получился разговор с девушкой, которой он поверяет сокровенное о себе - мечту о славе. Вот и спели мы с ним песенку.Он начал, я ответно спела.
Этот речитатив я слышу на фоне народной песни, не в тактовых пропорциях,а как у Свиридова- в контрасте того, что в душе и что на людях выговорилось.Февраль 10
Людмила Корина 4.1.17 Генуя
Свидетельство о публикации №217102800070