Растим сыновей вместе. Как избежать ревности

Старший сын у меня получился "случайно" в мои смешные и глупые двадцать. Спустя восемь лет мне захотелось пройти этот путь ещё раз - более осознанно. Одной из главных задач я себе поставила осознанно отнестись к "распределению любви в природе", чтобы как-то избежать почти неизбежной ситуации ревности со стороны старшего ребёнка.

Со старшим (и на тот момент - единственным) сыном у нас была традиция - каждый вечер перед сном я полчаса-час сидела у него в комнате, когда он уже лежал в постели, и мы общались. Это был ЕГО час. Иногда - читали книги, иногда - пели песенки, иногда просто разговаривали о жизни. Кстати, меня часто спрашивают, в чём секрет нашей близости с детьми. Так вот - я с ними очень, очень много разговариваю. С самого рождения. Объясняя всё происходящее вокруг, и со мной, и в их жизни. Рассуждая о мотивациях людей, их поступков и настроений. У нас нет и не было "запрещенных" тем, я всегда относилась к ним как к достаточно взрослым для того, чтобы быть включёнными в события и понимать их. И принимать. И находить разумные выходы из ситуаций. Я никогда не относилась к детям как к "объектам" - с самого рождения они были для меня Личностями.

Во время одной из таких вечерних бесед я сообщила Гришке, что у него будет братик или сестрёнка. Он был вторым, кто узнал об этом - после мужа. И это стало нашим огромным и очень важным секретом. Я показала сыну книгу, где на картинках по месяцам описывалось развитие эмбриона, он сам читал: "Ой, смотри, здесь написано, что он всего несколько миллиметров в длину! Такой малюсенький!" - он притаскивал линейку и пытался, глядя на неё представить себе как выглядит сейчас его будущий братик. По этой книге все девять месяцев он отслеживал его развитие и "взросление". Положив руку мне на живот, вслушивался в движения, разговаривал и знакомился.

В первый же день после родов Гришку привезли ко мне в больницу, и он разглядывал своего маленького смешного братишку, прикасался к его крошечным ладошкам, наблюдал, как я его пеленаю, а потом - затаив дыхание принял его из моих рук и прижал к себе.

Важным правилом, которое я обозначила сама себе, вернувшись домой - ни за что не "сливать" наше вечернее общение! Этот час должен по-прежнему оставаться ЕГО часом. Если Стаська спал, то я всё так же сидела у Гришки в комнате, если не спал - то всё равно сидела, но - держа на руках младшего. Так и Стас с самого рождения приобщился к традиции вечерних болталок, а когда маленечко подрос, то перед "отбоем" мы уже втроем заваливались на чью-нибудь кровать и хором втроем пели песни или болтали о жизни. Потом наше общение с Гришкой естественным образом переросло в более взрослый формат, а право на "вечерний час" перешло к Стасу.

Я рада, что у меня всё получилось так, как я хотела. При разнице в восемь лет мальчишки всю жизнь очень дружны и по-настоящему близки, и относятся друг другу с нежностью, любовь и уважением.


Рецензии