Растим сыновей вместе. Научить быть непослушным

Старшему сыну лет двенадцать.
- Мама, можно, я пойду в кино?
- Нет!
- Почему нет?
................
Я на всю жизнь благодарна Гришке за то, что он не принял молча моё "нет", не затеял конфликт, а задал это "почему?" Я задумалась: и вправду, а почему "нет"? Оказалось, что просто потому, что у меня поганое настроение. Честно так ему и ответила. Посмеялись. В кино он, разумеется, пошёл.

А я начала осознанно учить детей задавать "почему" в ответ на каждое моё "нет". Ну как минимум с целью "защиты от дурака" (вернее, от "дуры"). Но на самом деле - причина глубже. Послушные дети - это очень удобно. Но если моей задачей стоит вырастить Личность, то он не должен быть послушным, он должен быть думающим, принимающим свои решения, способным к диалогу.

В нашем доме поселилось правило. На любое "можно?" сыновья получали ответом моё "нет". Способом получить желаемое был их последующий вопрос: "почему?" и аргументированное обсуждение вопроса. По мере их взросления игра усложнилась. Я учила их не спрашивать у меня разрешения, а информировать о своих решениях. Любое их "можно?" автоматически означало мой отказ. Без права на "переэкзаменовку". Довольно быстро мальчишки привыкли вместо вопроса сообщать: "Мам, я в кино, не теряй!" В тех вопросах, которые касались нас обоих, мы задавали друг другу вопросы: "Какие у тебя планы?" и согласовывали их так, чтобы обоим было удобно. Я осознанно учила детей быть НЕПОСЛУШНЫМИ, своенравными, с собственным мнением, желаниями, решениями - и при этом с умением договариваться, взаимно уважать интересы друг друга и вести диалог.

Я же растила Мужчин, и впитанная бы ими с детства привычка на любой свой шаг спрашивать разрешения у женщины вовсе не казалась мне тем, чему мне действительно стоило бы их научить. Взаимное уважение - да. Предупреждать, информировать о своих решениях и действиях - да. Но - не спрашивать разрешение.

Ещё у нас была договоренность, что задерживаясь где-то существенно дольше "обычного" времени, дети меня предупреждают, особенно по вечерам. Однажды я сама уехала в гости, сказала им, что вернусь часов в одиннадцать... В час ночи мне позвонил младший сын и спросил: "С тобой всё в порядке?" Отвечаю: "Да, мы просто засиделись". Говорит: "Тогда тебе тоже следовало бы нас об этом предупредить, чтобы мы не волновались, мы же так делаем по отношению к тебе. Это было бы справедливо". Он прав. Это - про взаимное уважение.

Я многому учусь у своих детей.


Рецензии