В Париж на автобусе

Последний мой рейс на "Полидинамосе" закончился в апреле 2003 года. Судно продолжало стоять в доке судоремонтного завода Фритауна, когда меня сменил новый старший механик.

Хотя, что значит сменил? Он просто приехал меня менять,  а Александр Васильевич, наш капитан, с которым у нас сложились за полгода тёплые отношения,  уезжать мне категорически  не советовал:

- Иванович, локти потом будете кусать. Сидите на борту, пока все заработанные деньги не получите, - странно было слышать такое от мастера, честно говоря. Обычно капитаны советуют прямо противоположное, они ведь доверенные лица судовладельцев.
- Как же я буду сидеть? Замена ведь приехала.  Билет уже заказан. А зарплату обещают перевести в банк.
- Вот именно. ОБЕЩАЮТ. Вы здесь уже четвёртый контракт. Могли бы разобраться за это время, в какой фирме работаете.
- Пока что, на сколько я знаю, задолженности всем выплачивали. Неужели они меня, ветерана компании, первым обманут?
- Ох, Иваныч! - Укоризненно качал головой мастер, - помните, я вас предупреждал. И чего вам тут не сидится? Замена приехала, великое дело! Вот пусть и работает, а вы отдохните пока.

Но мне уже вожжа под хвост попала. Весна в Одессе чудная пора. А тут конец апреля, Пасха на днях, а я, хоть и не сильно религиозен, люблю все праздничные приготовления. В то время мы в центре города жили, и жена моя пекла уйму просто пасхальных куличей, на всех родственников и друзей.


К тому же мне на руки выдали копию квитанции о банковском переводе двадцати тысяч долларов на мой счет в украинском банке. Это, понятно, ещё не деньги, но тоже документ, думал я, пряча квитанцию в папку с расчетом за рейс. За девять с лишним месяцев начислено мне было не намного больше,  а получено - всего лишь пару авансов.

Задержки с переводами денег домой, с выплатой окончательного расчёта были в компании давно, но только в этом рейсе достигли угрожающих размеров. Тем не менее, настроен я был оптимистично, главное было сделано, деньги заработаны,  оставалось их только получить.

Но в банке, куда я обратился по прилёту домой, над моей наивностью посмеялись, и объяснили, что выданная мне бумага представляла собой поручение банку перевести деньги со счёта компании на мой счёт, и не более того. А через пять минут, фигурально выражаясь, компания отменила своё поручение, рядовая, как мне сказали, процедура.

Я, конечно, сразу же в круинговое агентство наведался, откуда меня на "Полидинамос" направляли. Старинный уже мой знакомый, Эрлен Михайлович, посоветовал шума не поднимать, а спокойно ждать перевода. И через пару дней в круинг для меня пришел телекс, сообщающий о том, что в связи с тяжёлым финансовым положении компании, расчёт со мной будет произведён в три приёма, даже и даты были названы, грубо говоря, через месяц, через два, и через три. У меня дома тогда не было ещё компьютера, как не было у меня и собственного электронного адреса.

С опозданием в две недели против обещанного, пришёл первый, как хозяева выражались, "транш". Ну, как его не назови, деньги, они есть деньги. Я окончательно успокоился, мы сразу же рассчитались с долгами, накопившимися за полгода, и даже решили впервые съездить туристами за границу. Сами-то мы бы ещё три года собирались, но групповую поездку организовывала компания, в которой моя Люда работала.

Ехали все её знакомые по работе, плюс несколько родственников, таких же, как я. Турне было спланировано одной из одесских туристических компаний: поездом до Львова, оттуда автобусом в Париж, где предстояло провести две ночи. По пути были остановки во Вроцлаве, Берлине, Амстердаме и Брюсселе, на обратном пути в Лейпциге и в Варшаве, кажется. Ночи проводили, в основном, в отелях.

В Берлине, Амстердаме и Брюсселе были устроены экскурсии, где более, где менее длительные. Впечатления от них были отрывистые, как от моих самостоятельных выходов в портах в разных странах. Радовало только то, что на этот раз рядом была любимая жена, и переживания наши на этот раз были общими.

Вообще говоря, ехать подобным образом нам не понравилось, несмотря даже на относительную дешевизну нашего путешествия. Первая причина нашего неудовольствия заключалась в постоянных задержках отправления автобуса. Намечено выехать из отеля в девять, раньше половины десятого не двинемся. Дали три часа на осмотр Брюсселя. четвёртый сидим в автобусе, ждём опоздавших. Опаздывали всегда одни и те же люди. Они прекрасно знали, что руководители нашей поездки не разрешат водителю уехать, пока все не соберутся. Ругались, делали нарушителям внушения, всё, как с гуся вода.
 
И вторая,  главная причина - две ночёвки в автобусе. Да, мы знали. что они будут, по одной в Европу и обратно, но не думали, что это будет так тяжело. Помню, что когда на обратном пути, после бессонной ночи,  утром мы остановились в каком-то населённом пункте Германии, я готов был унитаз с умывальником обнять в торговом центре, такие они были чистенькие и свеженькие.

В Париже времени у нас было побольше, хотя и не три дня, как обещали. В первый день - обзорная экскурсия по городу, далее - свободное время. Не ориентируясь в Париже, мы с Людой пошли пешком по берегу Сены в направлении Эйфелевой башни. Сена была  Уже моих о ней представлений, и по ширине была примерно равна Неве в центре Санкт-Петербурга.

Но мостов над ней только в Париже тридцать семь штук, и все они совершенно разные.  Уверен, что существуют специальные экскурсии, посвящённые парижским мостам,  мы же запомнили только один, на котором и сфотографировались - мост Александра III. Он расположен в самом центре столицы Франции - между Домом инвалидов и Елисейскими Полями. Эти названия слышал, наверное, каждый, даже не представляя себе, что они означают. Мост Александра III был заложен  сыном и преемником Александра, Николаем II в 1896 году в знак укрепления Франко-русского союза.

К Эйфелевой башне, на которую стоило подняться хотя бы затем, чтобы "плюнуть на головы беспечных парижан", мы подошли уже в сумерках. Отстояв очередь желающих подняться на башню, я приобрёл билеты, позволяющие подняться на самый верх, то есть на третий уровень башни,  для чего на втором уровне нам пришлось перейти в другой лифт.

Не хочется разочаровывать читателей моего рассказа, но скажу, как есть, впечатлений у нас от Эйфелевой башни осталось немного. Мы, конечно, в этом сами были виноваты. По уму, сначала надо было получить хоть какое-то представление о топографии Парижа, а потом уже лезть наверх, или хотя бы совершить это восхождение днём.

В вечернее же время незнакомый город предстал перед нами красивой праздничной открыткой, и не более того. Сегодня, разбалованный возможностями, которые представляет Интернет, я был бы подготовлен к свиданию с Парижем лучше, но ведь и раньше литературы о Париже хватало, так на кого пенять?

* - Продолжение следует - http://www.proza.ru/2017/11/01/78.


Рецензии
Здравствуйте, Михаил!
Ах, Париж, мечта многих - город легендарный, прославленный авантюристами и героями!
И мне тоже посчастливилось побывать в нём, правда почти полвека назад.
Тогда у нас отношения с Францией были отличные, а экскурсии неповторимыми.
Об этом в сборнике "Мой Париж". Но самостоятельно мы тогда не гуляли - только под контролем.
Но всё равно было очень интересно. А сейчас, говорят, город переполнен эмигрантами
С уважением,

Элла Лякишева   19.09.2023 19:09     Заявить о нарушении
Вся Европа переполнена африканцами. И хоть я не расист, мне это не нравится. Спасибо, Элла!

Михаил Бортников   19.09.2023 22:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.