Духовники

     «... Традиция «Духовничества» берет свое начало из той тьмы времен, когда существовало разделение нелегкого пастырского труда. Один только крестил, другой только благовестил, третий только литургисал, четвертый проповедовал, пятый принимал исповедь.
     Именно последних, пятых с полным правом можно называть «духовниками». Это были опытные в различении  духов мужи, бесстрастные и мудрые. В обителях таким ежевечерне братия «открывала помыслы». В каком-то смысле древних «духовников» можно уподобить врачам-диагностам.
     Позже, когда историческая необходимость востребовала многофункциональность, духовниками стали все без исключения «батюшки». Независимо от их возраста, образования и личного жизненного опыта.
    У каждого православного должен быть духовник. Это императив. Без духовника легко заблудиться на узком и тернистом пути ко спасению.
Чтобы я не заблудился, у меня должен быть свой духовник. Чтобы мой духовник не заблудился, у него тоже имелся духовник, чтобы духовник духовника не споткнулся и не заплутал, ему определялся свой. И так до патриарха и выше. В редких случаях самый последний, патриарший  духовник «окормлялся» у простого мирянина.  Круг замыкался, и все начиналось сначала.  Как все люди – братья, так все мы друг другу духовники.
     Задача, стоящая перед духовником, самая трудная – подготовить душу к соединению с Богом, сняв с нее тонкий, но чрезвычайно ядовитый налет мысленного и чувственного греха. Грех «словом и делом» отделял от себя  сам кающийся.
     Именно «духовничество» обогатило и без того богатую церковную догматику ценнейшей  доктриной «Послушания», в основу которой легло учение Максима Исповедника о «волях».
    Послушание ценится не только в детском саду и армии. В современной (и предсовременной) аскетике  оно ставится  выше поста и молитвы. Почему выше? Почему не вровень? Потому что послушание – самый легкий  способ узнать о себе «Волю Божию», которая заслоняется   извращенной  волей человеческой. Воля Божия открывается через духовника. В тот момент, когда  ты с молитвой («Господи, открой мне волю Твою!») и  надеждой к духовнику обратишься. Считается, что первое слово из уст наставника и есть то, что хочет от тебя Бог. Очень простой механизм.
    Но одно дело – знать, другое исполнить. То есть, приложить определенные усилия. Порой не малые. Силы на исполнение Божьей воли даются тем же духовником. Через его «благословение». Внешне это выглядит так: ты складываешь ладони  «мисочкой», а батюшка, сделав  пальцами «мудру земли», осеняет тебя размашистым крестом. Готово.
    Но благословиться можно и по телефону:
    - Благословите, батюшка!
    - Бог благословит!
    Насколько это срабатывает, я не знаю. Говорят, что не может не сработать – у батюшек все срабатывает.
    Но чем дальше в лес, тем три сосны.
    Постепенно «Воля Божия» отождествилась с советом, даваемым батюшкой по любому поводу: купить или продать квартиру, жениться  или не жениться, выходить замуж или пока повременить, куда ехать отдыхать, в какой спортивной секции  заниматься, какого цвета платок носить на голове, учиться «на права» или не учиться.   Батюшка в своих советах ошибаться не мог. Во-первых, потому что он «батюшка», во-вторых, потому, что потому.
Если совет не требовался, батюшка всегда мог ограничиться благословением «на всякий случай», что само по себе самоценно. Благословение заменяет «здрастьте» и «досвиданья». Чтобы благословение закрепить, нужно поцеловать батюшкину руку. Всем приятно.
    Одно время я целовал бездумно – «так надо», «еще обидишь человека».        Потом для собственного смирения. Стоит передо мной пацан или ровесник, а я его в ручку гомофобно – чмок... Противно, но смиряет.  Потом мне объяснили сакральный смысл – через священника благословляет сам Христос. Это Христу мы целуем руку. Но в  евангелиях я  не нашел упоминания о том, что Христос позволял себе целовать руки. Ноги, да. И то потому, что некуда было деваться – заставали врасплох.
   Современный «благословизм» доходит иногда до кретинизма. Однажды в храме после службы я увидел сценку. К одному из попов, изнемогая от умиления, подбегает супружеская пара:
    - Батюшка! Благословите идти домой!
Интересно, чтобы они делали, если бы батюшка не благословил? Остались бы храме до вечерней службы?
   Спросить сейчас бы у этих, которые домой: разве для этого Христос был распят? Разве этому учил?
           А чему Он учил? "

                отрывок из романа "Комната полная тишины"


Рецензии