Э. Эванс. Жан Кальвин богословие Святого Духа

ЖАН КАЛЬВИН: БОГОСЛОВИЕ СВЯТОГО ДУХА
Эйфен Эванс (2001)

В эссе "Жан Кальвин как богослов" Бенджамин Уорфилд подтвердил, что наиболее интенсивный интерес Кальвина заключался в "применении к греховной душе спасения, совершенного Христом" (1). Его влияние было таково, что Кальвин "может быть по преимуществу назван богословом Святого Духа". Уорфилд подробно описывает это: "В том же смысле, в котором мы можем сказать, что учение о грехе и благодати усвояется Августину, доктрина удовлетворения - Ансельму, доктрина об оправдании верой - Лютеру, - мы должны сказать, что учение о работе Святого Духа есть дар Кальвина Церкви". Он  продолжает отслеживать это учение Кальвина в "Наставлении" от внутреннего свидетельства Духа через возрождение как восстановление Богом греховного человека в самом широком смысле к продолжающемуся служению Духа в верующих. Уорфилд заключает, что "превыше всего остального это чувство суверенного дела спасения всемогущей силой Святого Духа  характеризует всю мысль Кальвина о Боге" (2).

Величие Бога

Эти убеждения были выражены в начале ХХ века и многие ученые с тех пор стремились найти объединяющий принцип в мысли Кальвина. Вильгельм Низель в 1938 г. писал: "Иисус Христос есть не только содержание, но и форма кальвинистской мысли". В середине ХХ в. некоторые подчеркивали выражение Кальвином рвения и благочестия как характеристик, ключевых для понимания его учения.  Для А. Митчелла Хантера Кальвин был "душой, угодившей Богу", чья религия была отражена в его виньетке - изображении руки с горящим сердцем в ней и надписью: "Я отдаю Тебе все" (3). Также Джон Т.Макнил считал обращение Кальвина "более важным, чем его литературные дарования... Опыт и личное знание Бога - это то в чем мы должны искать любое единство в его мышлении. "Бог покорил мое сердце учением" (4).  Впоследствии Д.И.Пакер обратил внимание на корреляцию богословия и опыта у Кальвина, заявив, что "кальвинизм должен быть понят как способ мышления, прежде чем мы сможем оценить его как набор убеждений" (5). Ганоши предложил тройной девиз: "Только Богу слава, только во Христе Господе, только через Его Слово" - который мог бы подвести итоги трех великих конструктивных принципов Кальвина, согласно которым он задумал свою критику и программу реформ" (6). В отличие от этой богословской основы, Боусма представляет философские категории беспокойства, сложности и неоднозначности, так что кальвинизм является «неустойчивым балансом» среди противоположных и смещающих импульсов" (7). Более свежий вывод Маграта состоит в том, что у Кальвина нет "жесткого ядра" или "центрального принципа", и нет "сущности религиозной мысли Кальвина, кроме Самого Иисуса Христа" (8).  В соответствии с акцентом Маграта Пакер ранее одобрил свидетельство Уорфилда, что богословие Кальвина "должно быть прочитано христоцентрично в том смысле, что Святой Дух - это Дух Христа, посланный Им свидетельствовать о Нем и соединять людей с Ним"(9). Это заявление подразумевает всеобъемлющий характер понимания Личности и работы Святого Духа. По этой причине значим также взгляд Гвен Уолтерс, очень важный для исследования: «Его учение о Святом Духе объединяет все его богословие" (10).
Приверженность Уорфилда и тех, кто последовал за ним, может быть подтверждена многими аспектами жизни и трудов Кальвина. Во-первых, его собственный опыт Божьей благодати научил его приоритету служения Духа. Во-вторых, он придавал особое значение Святому Духу в своем взаимодействии с современными ему богословами и движениями. В-третьих, на протяжении всей своей работы, как реформатор и пастырь, он признавал власть Святого Духа. Можно сказать, что Кальвин был преимущественно богословом Святого Духа в силу накала его личного благочестия, способа, которым он продвигал границы пневматологии, и явной направленности его учения.

Обращение и рамки учения

Один из самых трогательных отрывков Кальвина мы читаем в его предисловии к комментарию к Псалмам, где он упоминает свое обращение. "Изучая право, я старался быть добросовестным... но Бог, тайным руководством Своего провидения, наконец придал другое направление моему пути. Так как я был слишком упрямо посвящен суевериям папства, чтобы легко вырваться из такой глубокой пропасти, Бог внезапно покорил меня и ввел мой ум в рамки Своего учения. Получив таким образом некоторое знание истинного благочестия и вкус к нему, я сразу же разгорелся таким сильным желанием добиться возрастания в этом, что, хотя я не совсем ушел из других исследований, я стал уделять им гораздо меньшее внимание" (11). Что же заслуживало большего внимания Кальвина?

Из бездны

"Бездна" и связанная с ней идея "лабиринта" часто используется Кальвином для передачи утраты, отчуждения и неизлечимого уклонения от Бога. Поэтому он говорит о "лабиринте невежества и бездне тьмы", охватывающей всех, кто не имеет Христа. И далее: "Вся жизнь человека, пока он не обратится ко Христу, является гибельным странствием в лабиринте", и "этот мир похож на лабиринт, в котором нет конца злу" (13). "Ум человека подобен лабиринту", и мы "не выйдем по нему к великолепию Божественного Лица, если нами не будет руководить нить Слова" (14). В другом месте Кальвин говорит, что «если мы хотим приблизиться к христианству, мы должны следовать, насколько это возможно, по следам Слова" (15). Однако, хотя падший человек имеет «нить» и «следы» Слова Божьего, только Святой Дух может применить его к личности и сделать действенным для конкретного человека. "Необходимо, чтобы усвоенное разумом укоренилось в сердце. Если слово Бога лишь порхает в голове, оно не воспринимается верой. Подлинное восприятие имеет место тогда, когда слово пускает корни в глубинах сердца, чтобы превратиться в неприступную крепость, которая противостоит нападениям искушений и отбрасывает их прочь. Если верно, что истинное разумение нашего духа - это просвещение Духом Божьим, то Его сила с гораздо большей очевидностью проявляется в утверждении сердца. Недоверие сердца опаснее ослепления ума, и утвердить уверенность в сердце труднее, чем научить ум. В силу этого Св. Дух является как бы печатью, запечатлевающей в наших сердцах те обетования, которые прежде были восприняты нашим умом, и одновременно как бы залогом, удостоверяющим и подтверждающим их" (16).  Короче говоря, «без просвещения Святым Духом Слово ничего не может сделать», и « мы не можем прийти ко Христу, если нас не привлечет Дух Божий" (17).

Тайная, суверенная и действенная работа

 "Внезапное» означает непредугаданное, непреодолимое действие изменений, которое является загадочным и сильным. Любимое слово Кальвина о природе этой Божественной инициативы и действия - то, что они являются "тайными". Весь раздел "Наставления", касающийся применения искупления Святым Духом, начинается с того, что "о Христе нам говорит тайная работа Духа" (18). Поэтому, если не все повсеместно принимают Евангелие. Ибо, будучи превратными толкователями, мы начинаем думать о Евангелии не столь почтительно, ежели не весь мир соглашается с ним. Ибо нам приходит на ум вопрос: как может быть, что большая часть людей добровольно отвергает свое спасение? Христос же называет причину того, что верующих так мало. Ведь никто из людей не приходит к вере по своей прозорливости. Все слепы, покуда не озаряются Духом Божиим Итак, причастниками этого блага становятся лишь те, кого удостоил такого причастия Сам Отец". "Если Его Кровь не может быть пролита зря, наши души должны быть очищены тайной работой Духа". "Настоящая вера насаждается только от тайного откровения Духа" (19).
Эта дивная работа Святого Духа является внутренней, скрытой и действенной. Поэтому Кальвин может говорить о "тайном действии Духа" и о "сокрытом и непостижимом Святом Духе",  и что "только через Божью милость мы можем быть объединены с Господом Иисусом Христом через сокрытую силу Святого Духа" (20). Всеохватывающий характер этого тайного служения Святого Духа раскрывался уже в ветхозаветные времена: "скиния была построена так, чтобы израильтяне узнали, что все упражнения благочестия ничего не дадут без тайного действия Духа Божия" (21). С начала и до конца, Искупление, совершенное Христом, является также прерогативой Святого Духа. Его усвоение - суверенная и тайная работа Духа. «Все избранные чувствуют в себе согласие с внешним словом и тайной властью Духа" (22). "Кальвин, - говорит Франсуа Вендель, - никогда не устает повторять, что Святой Дух образует связь, которой Сын Божий соединяет нас с Собой" (23).

Раскрытие, жизнь и любовь

Третье по значимости, хотя и редко употребляемое слово Кальвина применительно к обращению - это "воспламенить",  имеется в виду -  страсть и рвение, подобные тем, что отличали Иоанна Крестителя (Иоан.5.35). Слишком часто Кальвин изображается как холодный догматик, чуждый всему человеческому, чья духовность была вполне наукообразной и бесчувственной. Питер Верн в 1919 году заявил, что Кальвин считал Дух "внечеловечным". Оценка Джеффри Ф. Наттелла была аналогичной, когда он счел, что для Кальвина "Святой Дух - это необходимость мысли, а не что-то известное в опыте" (24). Это заявление должно быть понято в контексте пуританского радикализма, занимающего видное место в его исследовании. Но последующие оценки Кальвина восстановили равновесие. Исследования писем реформатора у Жана-Даниэля Бенуа и его личности у Рихарда Стауфера рисует картину человека сострадания и  духовного опыта, который он разделял с другими верующими, мудрости, которая связывает библейскую истину с повседневной жизнью, семьей, пастырской заботой и обществом (25). Уолтерс говорит о том, что Кальвин, упоминая в своих письмах Святого Духа, "безусловно имеет в виду, что Он внедряет духовную жизнь и ведет нас. Поэтому снова и снова, различными способами он выражает своим читателям желание, чтобы Дух Божий руководил ими, вел их, направлял и хранил" (26).
Любой, кто знаком с жизнью Кальвина, может добавить, что его молитвы и размышления несомненно обнаруживали отклик этой главной цели. Едва ли он мог настаивать для других на том, с чем был бы незнаком сам. Напротив, "проклятие" Фареля на него, если он не останется в Женеве в 1536 году, а два года спустя видение Мартина Бусера, что он должен приехать работать в Страсбург, были восприняты им как дела Духа (27). Благодатт самоотречения он практиковал в повседневных упражнениях. "В нас не будет страха Божия и ни капли благочестия, если мы не будем умерщвлены мечом Духа" (28). "Как важно то, что мы должны жить и умереть смиренно!" (29). Но что означало для Кальвина смирение? "Нам предлагается любовь Христова, в размышлениях о которой мы должны упражняться день и ночь, и в которую должны как бы погрузиться. Тот, кто ею обладает, имеет вполне достаточно. Вне же любви нет ничего прочного, ничего полезного, ничего правого и здравомысленного. Обойди небо, землю и море: ты не поднимешься выше любви, не преступишь законных пределов мудрости" (30). Для Кальвина любовь Христа была не только вопросом "головного" знания Писания, хотя бы и обогащенного медитативным размышлением. Это наслаждение, несущее пользу: "Это знание о Божественной любви к нам прививается в наши сердца Духом Божиим...  Большое ударение при этом делается на глагол «излилась». Ибо он означает до того обильное откровение любви Божией, что сердца наши как бы переполняются ею. Так, излившись повсюду, она не только смягчает нашу грусть в невзгодах, но и, словно приятную приправу, заставляет нас любить сами скорби" (31). Когда его призвали вернуться в Женеву в 1541 году, забыв прежние конфликты и изгнание, Кальвин написал Фарелю: "Будь у меня выбор, ничто не было бы менее приятным для меня, чем следовать Вашим советам. Но когда я помню, что я не свой, я предлагаю свое сердце в жертву Господу... Я удерживаю свою волю и привязанности и подчиняю их Богу" (32). Комментируя Иоан.4.23, Кальвин вводит полный опыт верующего в Бога в рамки общечеловеческого опыта: "Поклонение Богу состоит в духе, поскольку оно не что иное, как внутренняя вера души, порождающая призывание Бога. Затем, оно состоит в чистоте совести, в отречении от себя, дабы, посвятив себя служению Богу, мы стали для Него как бы священными жертвами". Богословие Кальвина было делом не одного ума, оно пробуждало сердце и изощряло душу. Только такой человек мог бы добиться в Женеве того, что Джиллиан Льюис называет «трансформацией целого сообщества Святым Духом, действующим через Слово" (34).

Реформатская пневматология

Если Кальвин производит впечатление человека, чьи стремления были исполнены суверенным и определяющим влиянием Святого Духа, то что можно сказать о его современниках и коллегах по Реформе? Ни один из них, и даже сам Кальвин не создал систематических трудов о Святом Духе? Это должно было произойти позже, особенно под пером Джона Оуэна в пуританскую эпоху, и впоследствии в трудах таких людей, как Джеймс Бьюкенен, Октавий Уинслоу, Джордж Смитон и Абрахам Кайпер (35). Но одной из самых характерных черт его труда была настойчивость в постижении работы Святого Духа. Для гуманистов, таких, как Эразм, эта доктрина была слишком далекой. Написав Фарелю полное инвектив письмо, Эразм презрительно упрекал партию реформ такими словами: «От французских беженцев не услышать ничего, кроме пяти слов: Евангелие, Слово Божье, вера, Христос, Святой Дух" (36).

Мартин Лютер

Мартин Лютер, со своей стороны, начал свой ответ Эразму с его работой о свободе воли заявлениями, не допускавшими догматических компромиссов: "Вы не думаете о том, насколько это важно в мире... Итак, предоставьте нам делать утверждения и находить в них наше удовлетворение и восторг... Святой Дух не скептик, а то, что Он написал в наших сердцах, не есть просто мнение, это более очевидно, чем мысль и жизнь" (37). Утверждение Лютера о вере и Святом Духе в его "Большом Катехизисе" является всеобъемлющим и охватывает средства благодати, а также личный опыт: Ибо ни ты, ни я не могли бы ни знать что бы то ни было о Христе, ни веровать в Него и обрести Его своим Господом, если бы Дух Святой проповедью Евангелия не предлагал сие нам и не даровал в наше лоно... Где Христос не проповедан, нет Святого Духа, Который творит, призывает и собирает христианскую Церковь, без которой никто не может прийти ко Христу Господу" (38).
В своем исследовании влияния Лютера на Кальвина Ганоци утверждал, что оно является весьма глубоким и больше, чем со стороны "любого другого евангелического богослова" (39). Что касается самого учения о Святом Духе, Пакер утверждал, что Лютер, по крайней мере, охарактеризовал все основные моменты... но именно Кальвин соединил идеи Лютера в одно целое и прояснил их полемическую направленность против многогранного утверждения Рима, что церковь является объектом и основанием веры - требования, которое с момента возникновения было, как сказал Кальвин, "великим оскорблением Святому Духу" (40).

Мартин Бусер

Между Кальвином и Бусером существуют четкие параллели в их трактовке учения о Святом Духе. У.П.Стефенс обнаружил в богословии Бусера, что у него «акцент на освящение связан не только с его учением о предопределении, но также с учением о Святом Духе" (41). Если заменить освящение на возрождение, то же самое можно будет сказать о Кальвине. Возьмем в качестве одного из многих примеров некоторые выдержки из их катехизисов - Катехизиса Бусера 1534 года и Катехизиса Кальвина, опубликованного на французском языке в 1537 году, а на латыни - год спустя.
"Вопрос. Какова главная работа Святого Духа в вас? Ответ: То, что Он заверяет меня абсолютно в обещаниях милостивого Бога, так что от сердца и с по-настоящему детской уверенностью я могу признать и призывать Бога, как моего Отца, через нашего Господа Иисуса Христа, и могу сказать: «Абба, дорогой Отец». Следовательно, св. Павел называет ее печатью избранных,  которой Бог запечатлевает их для вечной жизни. Вера - это просвещение Святого Духа, посредством которого наши умы освещаются, и наши сердца подтверждают уверенность и внутреннее убеждение, которое устанавливает, что истинность Бога такова, что Он не может не совершить то, что Он обещал, по Его Святому Слову. В связи с этим Дух также называется залогом, который в наших сердцах подтверждает Божественную истину, и печатью,  которой наши сердца будут запечатлены до дня Господня. Ибо Он Тот, Кто свидетельствует нам, что Бог наш Отец, а мы Его дети" (42).
Имея преимущество публикации полномасштабного систематизированного богословия в "Наставлении", Кальвин мог позволить себе быть более всеобъемлющим, чем Бусер. У него было преимущество не только в способностях, но и в возможности соединить проблемы в одно целое и проработать связи, отношения и напряженности отдельных частей.  Следовательно, один из главных моментов, свойственных учению Кальвина, согласно Венделю - это «развитие, которое он внес в учение о Святом Духе и Его действиях" (43). Важно понять здесь Кальвина в его контексте, особенно в отношении претензий папства -  задача, решаемая Эдвином Х. Палмером таким образом: "Именно церковь Реформации дала большой подчеркнули, что не церковь необходима импульс к изучению Духа. Реформаторы, в противовес Риму, для правильной интерпретации Библии, а скорее Святой Дух, просвещающий человеческий разум. Аналогично, в противостоянии римскому учению о том, что священник имеет важное значение в применении к людям бескровной жертвы Христа в мессе, Лютер и Кальвин изложил необходимость применения Святым Духом жертвы Христа в нашей жизни. Но главным образом Кальвин совершил повторное открытие библейской доктрины суверенной благодати, которая требовала большого акцента на Святом Духе. Кальвин подчеркивал полную развращенность человека и безусловность избрания. Это означало, естественно, что если Бог реализовал суверенное избрание, то Святой Дух должен работать в жизни избранных" (44). В этом отношении Кальвин не был не только догматическим богословом, но и апологет реформатской веры. Ни один его вклад не был более привлекательным и убедительным, чем его представление работы Святого Духа.

Свидетельство Духа

Интерес Кальвина состоял в том, чтобы проповедовать веру, а также защищать ее. Но это была вера, которая была библейской, уверенной, целостной и действенной. С этим связан постоянный акцент "Наставления" на свидетельство Духа:Верующие должны быть уверены в его небесном происхождении, чтобы принять его с полным доверием, принять так, словно они слышат речь самого Бога, исходящую из его уст... Свидетельство Святого Духа лучше всякого рассудочного доказательства. Ведь хотя Бог достаточно свидетельствует о Себе самом своим Словом, всё же это Слово не обретёт полноты веры в людских сердцах, если не запечатлится внутренним свидетельством Духа. Поэтому необходимо, чтобы сам Дух, вещающий устами пророков, вошёл в наши сердца и вдохнул в них убеждённость в том, что пророки верно передали заповеданное им свыше.... Лишь тот, кто научен Святым Духом, с подлинной верою принимает Святое Писание. И хотя оно достоверно само по себе и не нуждается для безоговорочного принятия в доказательствах и аргументах, тем не менее только через свидетельство Святого Духа оно обретает ту несомненность, которой действительно заслуживает. Ибо оно поистине трогает нас лишь с того момента, когда запечатлевается в наших сердцах печатью  Духа" (45). Важно понять, что Кальвин ссылается здесь на работу Духа в применении искупления, совершенного Христом. Именно в этом смысле Виллем Балке утверждает, что «неразделимость Слова и Духа была одним из кардинальных учений Кальвина" (46).

Слово и Дух

Спасительное познание Бога - это вопрос просвещения и возрождения. Дух прилагает к нам истину, раскрывает Божье Слово и делает нас восприимчивыми к свидетельству этого Слова. Кроме того, как замечает Уорфилд, «от начала до конца Кальвин понимал веру христиан в Писание, вдохновленное Святым Духом, как один из аспектов спасительной веры" (47). Наряду с верой в Личность Христа и основание нашего спасения, Святой Дух придает нам веру в служение Христа и Его учение, а также в истину свидетельств Писания о Нем. Для Кальвина ввести дихотомию между Словом и Духом, или между Словом и Христом было богословским и духовным самоубийством, как показывает его комментарий к Иоан.14.26: "Дух не создатель новых откровений. Одной этой фразой следует опровергать все измышления, которые под предлогом учительства Духа сатана от начала и до наших времен пытался ввести в Церковь. Магомет и папа исповедуют одинаковый вероучительный принцип: в Писании не содержится окончательного учения, и кое-что Дух открывает нам дополнительно. Из того же источника в наше время черпают свои безумства анабаптисты и либертинцы. Однако мошенническим, не Христовым будет дух, который внушает нечто чуждое Евангелию" (48). Этот момент необходимо особо отметить сегодня перед лицом различных претензий на экстрабиблейское откровение.

Дары и плоды Духа

Кальвин начинает с предпосылки, что теперь "пророки не посылаются с небес, ибо Господь благоволил освятить Свою истину вечным авторитетом Писания" (49). Пророчества в новозаветные времена давались, чтобы "раскрыть первоначала Евангелия", и принятие их Богом означало, что "их цель и совершенство во Христе" (50). При первой проповеди Евангелия Петром неевреям в доме Корнилия дары Духа в свидетельстве  «действительно отличались от благодати возрождения", и они были "видимым знаком" для представления нам "действенного инструмента Божией силы, явленной в проповеди Евангелия». Но сила Духа, присутствующая в проповеди и передаче духовного просвещения и возрождения, остается, чтобы держать нас в почитании Слова, хотя "дар языков и тому подобные вещи давно прекратились в Церкви" (51). Хотя сегодня может не быть  таких чудес, как совершенные Христом в начале явления Его Царства, прочное служение Духа остается внутренним, духовным и освящающим.  "Хотя мы не принимаем его, чтобы говорить на иных языках, чтобы быть пророками, чтобы исцелять больных, чтобы творить чудеса, он дается для чего-то более полезного. Для того, чтобы мы верили сердцем к праведности, чтобы языки наши упражнялись в исповедании истины, чтобы мы перешли от смерти в жизнь, чтобы, будучи нищими и пустыми, обогатились, наконец, чтобы мир и дьявол не смогли нас одолеть" (52).
Кальвин подчеркивал объективную истину и одновременно настаивал на том, что Дух открывает нам Христа. При этом христианская жизнь заключается в самой благодати, а не в дарах Духа. Это полезные уроки для постмодернистского мира,  где абсолютные истины и стандарты отклоняются, а нравственная чистота жизни отвергается в пользу самоуважения и удовольствий.

Союз со Христом

Однако этот акцент на истину у Кальвина не самоцель. В отрицательном смысле "без просвещения Духом Слово ничего не может сделать»; в положительном же - "Христос, когда Он просвещает нас в вере силой Его Духа, в то же время так соединяет нас со Своим Телом, что мы становимся причастниками всякого блага» (53). Такой союз с Христом - скорее духовный, чем мистический, практический, а не спекулятивный, и динамический, а не статический. Это дает уверенность в спасении, силу молитвы, благочестивый страх во взаимоотношениях и смелость в свидетельстве. Если же кто-то возразит и скажет, что многие, однажды приняв Слово, затем от него отпадают, отвечу так. Один лишь Дух является для каждого верным и надежным свидетелем его избрания, от которого также зависит конечная стойкость. Но это обстоятельство не мешало Павлу судить по любви и быть убежденным в том, что призвание коринфян надежно и незыблемо. Ибо в них он различал признаки отеческого благоволения Божия... И какими бы пороками они ни страдали, наше дело – надеяться на то, что каждый, с момента просвещения его Духом Божиим к познанию Иисуса Христа, усыновлен Господом для наследования вечной жизни. Ибо действенное призвание должно быть свидетельством усыновления верующих. И, однако, несмотря на это, всем им следует пребывать в страхе и трепете" (54). Дух не только инициирует работу благодати, но и поддерживает ее, пока она не увенчается славой. Но пока мы заключены в этой земной темнице, никто из нас не имеет должной силы и целеустремленности, чтобы идти по этому пути достаточно быстро, а большинство людей настолько слабы и немощны, что постоянно шатаются и хромают, едва продвигаясь вперёд. Так что пусть каждый движется в меру своих малых сил, но не оставляет пути, на который ступил.Как бы медленно человек не продвигался, он каждый день приближается к заветной стране. Так будем же непрестанно стремиться к ней, дабы ревностно преуспевать на пути Господнем. Не потеряем мужества, даже если преуспеем мало. Даже когда наши чаяния не осуществляются, еще не всё потеряно, если сегодняшний день был лучше дня вчерашнего. Лишь бы мы взирали на нашу цель прямым и чистым взглядом и силились достичь её" (55).
 
Средства благодати

В стремлении верующего к духовному возрастанию и славе служение Духа делает средства благодати действенными не только могущественным, но и суверенным способом. Здесь Кальвин следует общему принципу: «Поскольку проповедь - инструмент веры, Святой Дух делает ее действенной" (56). Он объясняет это таким образом: "Господь придает Слову эту власть... так что оно не может говорить напрасно, но будет изменять изнутри наши сердца, и не всех без разбора или абы как,  но где угодно Богу тайной силой Своего Духа работать таким образом" (57). То же тайное, суверенное действие Духа единственно может сделать таинства средствами благодати для детей Божьих: "Что касается Таинств вообще, мы не связываем благодать с ними так, чтобы передать им работу или силу Святого Духа, и не приписываем им уверенность в спасении.  Мы прямо заявляем, что только Бог действует посредством таинств, и что вся их действенность связана со Святым Духом, и свидетельствуем, что это действие появляется только в избранных" (58).
Папство, утверждает Кальвин, вместо Святого Духа "поставило свободную волю человека", так что, "несомненно, Христос изгнан из этого учреждения" (59). Действенное призвание избранных, спасительная вера, возрастание  в благодати посредством Слова и Таинств - все это опосредовано не священниками, действующими совместно с воспринимающими субъектами, но действием Святого Духа ради суверенной цели Божией.

Молитва и ее плоды

Божий Дух - великий Даритель жизни, поднимающий душу в молитве, а Церковь - в пробуждении. "Бог дает нам Духа как нашего Наставника в молитве, объясняющего нам, что правильно, и направляющего наши чувства... Изгоняя нашу инерцию и тупость, мы должны искать такую помощь Духа" (60). В этом отношении, что верно для личного пути, верно и для Церкви во времена упадка: "Восстановление церкви совершается исключительно по благодати Бога, Который может удалить ее бесплодие, как только Он принесет силу с небес; Тот, Кто создал все из ничего, способен обновить ранее существовавшее в одно мгновение... Мы обновляемся, как только Господь посылает Духа с небес, и тогда наша пустыня расцветает и становится плодородной. Пока в нас нет Духа Божия, мы справедливо сравниваемся с пустыней или сухой землей, ибо мы ничего не производим, кроме колючек,  и по своей природе непригодны для получения плодов. Соответственно, все люди бесплодны, но когда они возобновлены Духом Божьим, они начинают приносить плоды... Всякий раз, когда, следовательно, Церковь страдает, и когда ее состояние кажется отчаянным, давайте поднимем наши глаза на небо и будем полностью зависеть от этого обетования" (61).
Для Кальвина гарантом процветания Царства Христа внутри верующих, а также его продвижения в мире является только Святой Дух. Таким образом, Церковь, реформированная и всегда реформирующая, будет продолжаться до конца времен.

Заключение. Христианство и внутреннее восстановление

Быть, как Кальвин, богословом Святого Духа, значит не меньше, чем заставить разум уступить место Святому Духу и подчиниться Ему, чтобы уже жить не самим, но узнать, что Христос живет и царствует внутри нас. "Да, мы не принадлежим себе. И поэтому наши планы, намерения и обязанности более не определяются нашими разумом и волей. Мы не принадлежим себе. Поэтому не будем ставить себе целью поиск того, что нужно нашей плоти. Мы не принадлежим себе. Поэтому забудем, насколько возможно, о себе и о том, что нас окружает. Мы принадлежим Господу - так будем жить и умирать для Него. Мы принадлежим Господу - так пусть все наши поступки направляют его воля и мудрость. Мы принадлежим Господу - так пусть вся наша жизнь будет обращена к Нему как к единственной цели" (62).
Soli Deo Gloria!
 
1. Benjamin Breckinridge Warfield, Calvin and Augustine (Phillipsburg, New Jersey: Presbyterian and Reformed, 1956),484-87.
2. The Theology of Calvin (Philadelphia, Pennsylvania: Westminster Press, 1956), 247.
3. The Teaching of Calvin: A Modern Interpretation (London: James Clarke & Co. Ltd., second edition, 1950),296,300.
4. The History and Character of Calvinism (New York: Oxford University Press, 1954),203.
5. "Calvin the Theologian," in John Calvin, Courtenay Studies in Reformation Theology. Edited by G. E. Duffield (Abingdon, Berkshire: The Sutton Courtenay Press, 1966), 172.
6. Alexandre Ganoczy, The Young Calvin, (Philadelphia, Pennsylvania: Westminster, 1987), 193. Фр.версия 1966 г.
7. William J. Bouwsma, John Calvin: Sixteenth Century Portrait (Oxford, Oxford University Press, 1988),233.
8. Alister E. McGrath, A Life of John Calvin: A Study in the Shaping of Western Culture (Oxford: Basil Blackwell Ltd., 1990), 149. См. сноски 8, 9, 10 and 11.
9. John Calvin, 169.
10. "The Doctrine of the Holy Spirit in John Calvin," (Ph.D. Thesis, University of Edinburgh, 1949), 332. Др. диссертации по пневматологии Кальвина: Jack La-Vere Zerwas, "The Holy Spirit in Calvin." (S.T.M. thesis, Union Theological Seminary, New York), 1947; Jean Abel, "The ethical implications of the doctrine of the Holy Spirit in John Calvin," (Thesis, Union Theological Seminary, Richmond, Virginia), 1~48; Charles Oliver Bennett, "John Calvin: his teaching on the Holy Scnptures: a study on the necessity of the Scriptures in the Holy Spirit's effectual call of the saints," (Senior thesis, 105 pages, New
Brunswick Theological Seminary), 1951; Makoto Morii, "La notion du Saint-Esprit chez Calvin dans son development historique," (These Strasbourg, 1961); Henry O'Brien, "The Holy Spirit in the catechetical writings of John Calvin: a comparative study with other contemporary presentations of Christian doctrine between 1529 and 1566," (Rome:
Pontificia Universitas Gregoriana; Facultas Theologiae, 1991), 214 pages. Excerpta ex dissertatione ad Doctoratum in Pacultate Theologiae Pontificiae Universitatis Gregorianae. Published studies on the subject include the following: Werner Krusche, Das Wir/len des Heiligen Geistes nach Calvin. Gotingen: Vandenhoek und Ruprecht, 1957; Heinrich J. J.
Th. Quistorp, "Calvin Lehre vom Heiligen Geist," in Theodorus Christiaan Vriezen, De Spiritu Sancto. Bijdragen tot de leer van de Heilige Geest bij gelegenheid van het 2e eeuwfeest van het Stipendium Bernardinum. (Utrecht: Kemifik, 1964), 109-150; W. van't Spijker, "Die Lehre vom Heiligen Geist bei BUcer und Calvin," in Calvinus Serous Christi. Die Referate
des Internationalen Kongresses [iir Calvinforschung 1986 Debrecen. Edited byW. H. Neuser (Budapest: 1988), 73-106; and Colloquium on Calvin & Calvin Studies. Edited by Peter De Klerk (Grand Rapids, Michigan: Calvin Studies Society, 1989). Включает статьи: 'The saving work of the Holy Spirit in Calvin"; "Spiritus Creator: the use and abuse
of Calvin's cosmic pneumatology"; "Word and Spirit in Calvin"; "The role of the Holy Spirit in Calvin's teaching on the ministry"; and "What is the meaning of these gifts?" In the Appendix to his book, Calvin's First Catechism: A Commentary, (Louisville, Kentucky: Westminster John Knox Press, 1997), I. Джон Хесселинк составил обзор работ на эту тему, включая такие аспекты, как Дух и Троица, Дух и Слово и Дух и христианская жизнь.
11. 22 Volume Set of Calvin's Commentaries (Grand Rapids, Michigan: Baker, 1989), IV.xI-xli.
12. Commentaries, XXII.76, on 1 Peter 2:9. Боусма посвящает II часть своей работы "лабиринту", а IV часть - "бездне". Ссылки по томам, страницам и библейским стихам.
13. Commentaries, XXII. 50, 134, on 1 Peter 1:18 and 1 Peter 4:12-13.
14. Calvin: Institutes of the Christian Religion. Edited by John T. McNeill and translated and indexed by Ford Lewis Battles (Philadelphia: Westminster Press, 2-volume edition, 1973). "Наставление" состоит из 4 книг; далее цитаты по страницам, разделам и пунктам. В любом случае "лабиринт" здесь - символ человеческого разочарования и путаницы. 
15. Alastair Duke, Gillian Lewis and Andrew Pettegree, editors, Calvinism in Europe 1540-1610: A Collection of Documents (Manchester: Manchester University Press, 1992),46. (Extract from The Geneva Council Minutes,1560, by Calvin and Peter Viret).
16. Institutes, 111.2.36.
17. Institutes, 111.2.33-34.
18. Institutes, III.1.1.
19. Commentaries, XVI1.276, on John 6:65.
20. Commentaries, XLl08, on Ezekiel 2:2; "Brief Confession of Faith" in Calvin's Tracts, (Edinburgh: Calvin Translation Society, 1849), 134; Sermons on Galatians John Calvin (Edinburgh: The Banner of Truth Trust, 1997),346, on Galatians 3:26-29.
21. Institutes, II. 223, on Exodus 30:23-25.
22. Commentaries, XVIII.452, on Acts 10:44.
23. Calvin: The Origins and Development of his Religious Thought, (London,
Collins: The Fontana Library, 1965), 239. IV глава работы озаглавлена как "Тайный труд Святого Духа". Benjamin Charles Milner, Jr., в приложении к книге, Calvin's Doctrine of the Church, (Leiden: E. J. Brill, 1970), 197-203, отмечает "тайный импульс Духа" в связи с благочестием и нечестием.
24. P. Wernle, Del' Evangelische Glaub, III. Calvin, (Tiibingen, 1919),49; Nuttall, The Holy Spirit in Puritan Faith and Experience (Oxford: Basil Blackwell, 1946), 6 n.5. Вернле отмечает, что Кальвином в таких утверждениях руководил "благочестивый запал". "Концентрированный и благонаправленный энтузиазм был самой его сутью, и он мог бы обличить сам себя в таком рвении"  (Quoted in Walters, Introduction, iv.)
25. Jean-Daniel Benoit, "Calvin the Letter-writer," in John Calvin. Edited by G. E. Duffield, 67-101; Jean-Daniel Benoit, Calvin in his letters (Appleford, Oxford: Sutton Courtenay Press), 1986; Richard Stauffer, The Humanness ofJolm Calvin (Nashville: Abingdon Press), 1971.
26. Walters, 288.
27. Commentaries, IV. xlii, xliii, Предисловие к Псалмам.
28. Institutes, III.3.8.
29. Institutes, 1.328, on Genesis 11:4. О смирении в пророчестве см. Pierre Marcel in John Calvin: Contemporary Prophet. Edited by Jacob T. Hoogstra (Presbyterian and Reformed, 1959),21-37.
30. Commentaries, XXI. 264, on Ephesians 3:19.
31. Commentaries, XIX. 193, on Romans 5:5.
. 32. Jules Bonnet, editor, Letters of John Calvin (Edinburgh: Thomas Constable and Co., volume 1, 1855),256-57. Letter LXXIII dated August 1541 from Strasbourg.
33. Commentaries, XVII.161.
34. "Calvinism in Geneva in the time of Calvin and ofBeza (1541-1605),"in Menna Prestwich, International Calvinism 1541-1715 (Oxford: Clarendon Press, 1986),44.
35. John Owen, PNEUMATALOGIA, or, A Discourse Concerning the Holy Spirit (London: 1674); James Buchanan, The Office and Work of the Holy Spirit (Edinburgh: 1842); Octavius Winslow, An Experimental and Practical View of the Work of the Holy Spirit (London: 1843); George Smeaton, The Doctrine of the Holy Spirit (Edinburgh: 188~); Abraham Kuyper, The Work of the Holy Spirit. Эта  работа появилась на нидерландском языке в 1888 и на английском в 1900 г., переиздана в 1956 г.  Eerdmans Предисловие Кайпера содержит обзор трудов о Святом Духе к этому времени. 
36. Quoted in Emile G. Leonard, A History of Protestantism: 1. The Reformation,(London: Thomas Nelson and Sons Ltd., 1965),306.
37. J.l. Packer and O. R. Johnston, translators, The Bondage of the Will (London,James Clarke & Co. Ltd., 1957), 69-70.
38. Article III of The Creed in Luther's Large Catechism (St. Louis: Concordia,1978),73.
39. The Young Calvin, 145. О влиянии реформаторов на Кальвина см. Wendel, 131-44; Ganoczy, 137-68; McGrath, 137; Bouwsma, 18-24.
40. John Calvin, 169. Packer is quoting Institutes, l.7.1. In passinp. he refe~s
those who doubt his assessment of Luther's influence to RegIn Prenter s
Spiritus Creator (Philadelphia: Muhlenberg Press, 1953). See also endnote
21 to Packer's article.
41. The Holy Spirit in the Theology of Martin Bucer (Cambridge: The University
Press, 1970),261.
42. Stephens, 272; Hesselink, 18. О влиянии Бусера на Кальвина см.: Ganoczy, 158-68; Wendel, 137-344; .Willem Balke, Calvin and the Anabaptist Radicals (Eugene: Oregon, Wlpf and Stock PublIshers, 1999), 150-53; Cornelis Augustijn, "Calvin in Strasbourg," in Calvinus Sacre Scripturae Professor: Calvin as Confessor of Holy Scripture. EdIted by WIlhelm H. Neuser (Grand Rapids: Eerdmans, 1994), 174-77; Bouwsma,21-24.
43. Calvin, 359, and see 239, footnote 22.
44. The Holy Spirit, (Presbyterian and Reformed, Revised Edition, 1964),7-8.
45. Institutes, I. 7 .1, 4, 5. О соотношении Духа и Писания в мысли Кальвина см.  Walters' chapter 3, "The Holy Spirit and the Word'";  Charles Oliver Bennett, John CalVIn: hIS teachIng on the Holy Scriptures a study on the necessity of the Scriptures in the Holy Spirit's effectual call of the saints" (Senior thesis, New BrunswIck
Theological Seminary, 1951); Peter De Klerk, edItor, Colloquim; Anthony N. S. Lane, "John Calvin: the witness of the Holy Spirit, In Fauh and Ferment (Westminster Conference papers, Stoke-on-Trent: Tentmaker Publications, 1982); Augustus Nicodemus Lopes, CalVIn TheologIan of the Holy Spirit: The Holy Spirit and the Word of GOd:" in Scottish Bulletin of Evangelical Theology, Volume 1.5, September 1: Spring. 1997, 38-49. A. D. R. Polman, "Calvin on the InsplfatJOn OfSCflpture In John CalVin Contemporary Prophet. Edited by Jacob T. Hoogstra (Presbyterian and Reformed, 1959); H. Jackson Forstman, Word and Spirit: Calvin's doctrine of biblical authority (Stanford, California: Stanford University Press, 1962); Edward A. Dowey, Jr., The Knowledge of God in Calvin's Theology (Grand Rapids: Eerdmans, expanded edition, 1994), 106, 17.3; John Murray, Calvin on Scripture and Divine Sovereignty (Presbytenan and Reformed, 1960),46-47; Ronald S. Wallace, Calvin's Doctrine of the Word and Sacrament (Edinburgh: Oliver and Boyd, 1953).
46. Calvin and the Anabaptist Radicals, 141.
47. Calvin and Augustine, lOB, footnote 75.
4B. Commentaries, XVIII. 101.
49. Institutes, 1.7.1.
50. Commentaries, XIX. 270,271, on Acts 21:9.
51. Commentaries, XVIII. 451, 452, on Acts 10:44.
52. Commentaries, XVIII. 121, on Acts 2:3B.
53. Institutes, III.2. 33,35. О концепции единства со Христом у Кальвина см.: Niesel, 120-39; Ronald S. Wallace, Calvin's Doctrine of the Christian Life (Edinburgh and London: Oliver and Boyd, 1959), 17-27; Dennis E. Tamburello, Union with Christ: John Calvin and the Mysticism of St. Bernard (Louisville, Kentucky: Westminster John Knox Press, 1994),84-101; Hesselink, 1B5-87.
54. Commentaries, XX. 59-60, on 1 Corinthians 1:9.
55. Institutes, III.6.5.
56. Commentaries, XXI. 20B, on Ephesians 1:13.
57. Commentaries, VIII.64, 65. О проповеди Кальвина см.: Milner, 102-10; T. H. L. Parker, The Oracles of God: An Introduction to the Preaching of John Calvin (London and Redhill: Lutterworth Press, 1947); and Calvin's Preaching (Louisville, Kentucky: Westminster/John Knox Press, 1992), 35-53; Douglas F. Kelly, "Some Aspects of the Preaching of John Calvin," in Evangel, 5.3, Autumn 1987,10-16.
5B. Bonnet, volume 1I.1B2, letter CCXXIV, Calvin to Henry Bullinger from Geneva, dated June 26, 154B.
59. Commentaries, XVIII. xxii, "Epistle Dedicatory" to Acts.
60. Institutes, 111.20.5.
61. Commentaries, VI1.420-421, on Isaiah 32:15.
62. Institutes, III. 7.1.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии