Азбука стихосложения...

Вы можете ответить на вопрос, что такое стихи?
Кратко… Емко… Понятно…
Что? Не совсем получается? Но, это не так и важно, главное, что вы понимаете…
1. Стихи, это концентрированная мысль, уложенная в рамки ритма и рифмы…
Попробуйте сказать короче …

…Я Вам пишу, чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать…

Сможете? Сомневаюсь…
Итак. Что мы имеем? Если не вдаваться в глубины теории (оно нам надо?), то для начала выделим три понятия:

1. РИТМ – чередование ударных и безударных слогов.
Подавляющее число стихов написано в одном из ритмов. Это, либо ЯМБ, либо ХОРЕЙ. Не думаю, что открыл для Вас что-то новое, просто напомнил…

Если мы будем обозначать ударные слоги единичкой (1), а безударные нулем (0) , то можно наглядно записать ритмику

ХОРЕЙ –
10101010 Буря небо мглою кроет...
10101010  (Четырехстопный)

ЯМБ –
01010101 Мой дядя, самых честных правил...
01010101   (Четырехстопный)

Существуют и более сложные ритмы, но нам это пока не нужно и в данной «Азбуке» мы их рассматривать не будем.

2. РАЗМЕР – установленная (в слогах) длина строки.
Эту величину вы устанавливаете сами. Как правило, первое четверостишье (а именно так чаще всего и пишут) устанавливает эту величину.
Ваша задача на всем протяжении произведения соблюдать этот размер.

Если Вы нарушаете ритм или размер, то читатель на этом месте «спотыкается», начинает возвращаться к этой строке и теряет целостную картину. А кто-то, бросит читать и пойдет дальше. Вам ЭТО надо?

3. РИФМА – созвучие окончаний строк.
Многие из Вас помнят, как рифмовал Незнайка… ПАЛКА – СЕЛЕДКА… Окончания вроде бы одинаковые, а созвучия нет…
Да, есть особый класс стихов, где за рифмой вообще не следят… Например, «БЕЛЫЕ» стихи… Но это, особый разговор.
Для обозначения рифмующихся строк, применим обычные буквы. Одинаковые буквы в разных строках означают созвучие, т.е. рифму.

а
б
а
б

Либо
а
б
а
а
б

Довольно часто встречается КОЛЬЦЕВАЯ РИФМА
а
б
б
а

Особый случай представляют СОНЕТы
а
б
а
б
в
в
Примерно такой рисунок имеют сонеты Шекспира…

Как Вы будете рифмовать строки и в каком порядке, зависит только от Вас.

Так же точно Вы можете придумать для себя другую форму записи. Главное, чтобы Вы понимали её смысл.

Пример:
Ты нищего лишил его сумы
Но я простил пленительного вора
Любви обиды переносим мы
Трудней, чем яд открытого раздора.
О, ты! Чье зло мне кажется добром,
Убей меня, но мне не будь врагом.

0101010101а
01010101010е
0101010101а
01010101010е
0101010101и
0101010101и

Итак. Технику Вы усвоили… Строго придерживаетесь «инструкций»… Кто Вы теперь? Поэт? Увы!  Далеко не всегда… В лучшем случае – ремесленник…
Ваши творения и стихи будут отличаться, как скульптура и живой человек…

Чего же не хватает? ДУШИ и ЧИСТОТЫ… ПРОЗРАЧНОСТИ…
Чтобы не получилось, что из-за деревьев не видно леса…

Представьте себе, что я решил написать про зайчика и… начал отдельно описывать каждую лапу, каждое ухо, хвост, глаза, спинку, бока… что? Одно перечисление уже навевает скуку? Куда Вы меня пошлете с таким «творением»? Другое дело, если Вы напишете, что «ИШ-421» - это ИШак, 4 ноги, 2 уха, 1 хвост. Коротко, понятно и… Вы улыбнулись?

Давайте попробуем выделить главные «Мелочи»…
1. Всегда помните, для КОГО Вы пишете. Не изощряйтесь в словесах, пишите тем языком, который будет понятен читателю.
2. Не растягивайте повествование на 8 страниц. Вряд ли Вы, столько времени, сможете удерживать внимание.
3. Пишите только о том, что чувствуете, что бьет из Вас фонтаном. Не то, что Вы МОЖЕТЕ НАПИСАТЬ, а то, о чем вы НЕ МОЖЕТЕ МОЛЧАТЬ.
4. Не спешите сразу куда-то тащить Вашу новинку. Отложите. Дайте ей «остыть», а потом перечитайте снова. Уверяю Вас, что в половине случаев, Вы что-то измените. Заодно и ошибки устраните.
5. «Причешите» свое произведение. Сделайте его привлекательным, подобрав шрифт, размер, цвет и т.п. атрибуты. Как это сделать читайте в «Чайнике» по редактированию.
6. Старайтесь сохранять динамику произведения, чтобы читатель не мог оторваться. Для этого необходимо быть искренним. Порой, одна строка опускает рейтинг великолепного произведения на ноль.

А что делать, если «не идет»? Застопорилось из-за одной строки…
ОТЛОЖИТЬ! Могу привести пример. Те, кто читал мои стихи, могут сравнить «Бродягу», который «не шел» 8 лет и «Не расскажу» или «Не уходи», которые были написаны за 20 минут…
На этом, пожалуй, мы в этот раз и закончим. Говорить об этом можно очень долго.

Задавайте конкретные вопросы и тогда…
Продолжение следует…


Рецензии
Продолжение то следует, толку мало то от автора, что конючит о грехах своих, да учиться не сподобился... Это я о себе. Нет у меня манеры причесывать, да запихивать в котомку. Теряется. Мелькнуло, написала. М.б. умная мысль через год придет, а основы не будет. Смотрю, что Стихира, что Проза, являются для авторов своего рода стартовой площадкой, архивами, черновиками, ученическими столами. Здесь работают творчески все без исключения. Маститые иногда высокомерно обижаются. А на что? Как говорится, не нравится?, проходите мимо. Стихи и мои эмоции в записи - это, видимо противоположности, хотя попробую учить другого человека, и править чужое творение, м.б. тогда ум мой захочет краткости и чистоты в собственных произведениях. Спасибо большое! С Новым Годом! С Крешением!

Анна Каро   17.01.2018 21:54     Заявить о нарушении
День добрый...
Во многом согласен, но... "маститые" сюда не ходят... они считают это ниже своего достоинства... по принципу - мы умы, а вы увы. Те же, кто обижается, пришли в поисках признания и славы. Осчастливили, так сказать, а их не оценили.

Ратибор 50   18.01.2018 05:42   Заявить о нарушении
Спасибо! Что-то в голове осталось. Поработала. Буду выбрасывать.Пока только работаю над тем, что есть, начиная с 2011 года. Многовато, оказалось-то, да и бумаги марано немеряно в последнее время. Думала, вообще ничего нет.

Анна Каро   04.02.2018 20:10   Заявить о нарушении
Вечер добрый. Не стоит устраивать аврал... так можно выплеснуть, вместе с водой, и ребенка... к примеру, сохранился с 1968 года один катрен...

Сохраню я в душе навсегда
Этих глаз глубину и печаль...
Пусть проходят, сменяясь, года...
Пусть звенят бокалы, и сталь.
***
А в 2017-м получилось ЭТО...

В детстве все мы читали Дюма,
Мушкетеры нам снились в ночи,
От девчонок сходили с ума,
К их сердцам подбирая ключи...

Мы девчонок пытались сравнить
С героинями тех давних лет,
Так же пылко хотели любить,
И признанье услышать в ответ.

Много лет пролетело и зим,
И другие герои у нас
Появились но, словно сквозь дым,
Помним свет школьных девичьих глаз.

Сохраню я в душе навсегда
Этих глаз глубину и печаль...
Но, хоть в мыслях, порой, как тогда
Пусть звенят и бокалы, и сталь.
***
нет плохих вещей... есть недозревшие... УСПЕХОВ!

Ратибор 50   04.02.2018 20:40   Заявить о нарушении
Круто у Вас получилось!

Анна Каро   04.02.2018 22:08   Заявить о нарушении