Причина гибели Юрия Гагарина

«Летит–летит ракета
Голубенького цвета,
А в ней сидит Гагарин,
Простой советский парень».

Детская стихотворная считалка.

27 марта 1968 года Юрий Алексеевич Гагарин, первый человек планеты Земля,  побывавший в космосе, погиб в авиационной катастрофе, выполняя учебный полёт на самолёте МиГ–15УТИ под контролем лётчика-инструктора В.С Серёгина (военный летчик, Герой Советского Союза(1945), лётчик-испытатель 1 класса (1967), инженер-полковник), вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области.
Именно на МиГ летал  Гагарин, когда ещё до отряда космонавтов, служил в истребительном авиаполку морской авиации на Севере Мурманской области. Он был хорошим пилотом, иначе не попал бы в космонавты.
И так, 18 августа 1968 года госкомиссия по расследованию катастрофы сделали официальное заключение: из-за изменившейся воздушной обстановки экипаж предпринял резкий маневр; вследствие этого самолёт вышел в закритичный режим полёта и сорвался в штопор, выйти из которого лётчики не успели.
В своей статье «Эффект чайной ложки» я подвергал анализу катастрофы происходящие в авиации и на море. Именно такое явление,  по-видимому, присутствовало при гибели Ю.А.Гагарина и В.С.Серёгина.
Попробуем разобраться в той ситуации, в которой оказался самолёт-спарка МиГ -15УТИ и его экипаж. Давая своё заключение госкомиссия сделала вывод, что из-за изменившейся воздушной обстановки самолёт сорвался в штопор. Нормальный полёт происходит при небольших углах атаки, когда воздух плавно обтекает крыло. При угле атаки в 12 градусов уже возникает тряска самолёта и при увеличении угла атаки замедляется рост подъёмной силы. 16 градусов – критическое значение: подъёмная сила, достигнув максимальной величины, перестаёт расти, а тряска усиливается. Выход на большие углы атаки обычно сопровождается резким креном. Происходит, как говорят лётчики, сваливание на крыло. Наиболее опасное последствие этого – переход в штопор: самолёт быстро теряет высоту, плохо управляем, вращается.
Отсюда если во время выполнения полётного задания – разворота со снижением возникли дополнительные факторы и самолёт свалился в штопор.
Так как о высоте облачности, а соответственно о межоблачном  пространстве возникла ошибочная информация связи с быстро меняющейся метеорологической обстановкой.  Ю.А.Гагарин и В.С. Серёгин летели между двумя слоями облачности, в условиях приближающегося в тот день холодного фронта. В этих условиях  линия горизонта не была видна или наблюдалась очень плохо. Самолёт свалился в штопор и попав  в облако сделав несколько витков спровоцировал «Эффект чайной ложки».
Примечание Облака –взвешенные в атмосфере продукты конденсации водяного пара, видимые на небе невооружённым глазом. Облака состоят из мельчайших капель воды или кристаллов льда.
Эффектом чайной ложки является «Круговая волна». «Круговая волна» образует круговую впадину – воронку, в центре которой наблюдается самый большой вес и самая наименьшая масса. Самолёт, попавший в центр этой воронки, обретает наибольший вес, где закон Архимеда, а именно действующая подъёмная сила не в состоянии осуществлять его полёт.
Отсюда самолёт становится неуправляемым и катастрофа неизбежна. Естественно, что времени у экипажа, катапультироваться не было.
Причиной гибели Ю.А.Гагарина и В.С. Серёгина стал «Эффект чайной ложки».


Рецензии