Политизированная акция 30. 10. 2017

Малословие / Недоверие

«Моя Родина – это заповедник полярных сов, белых лебедей, черных дельфинов и беркутов, огороженный километрами колючей проволоки». Все эти вышеперечисленные животные являются неофициальными названиями пенитенциарных учреждений особого режима для пожизненно осужденных.

Волжский проспект, 15 - место подобрано не случайно, в 40-50 года здесь находилась вахта Куйбышевской пересыльной тюрьмы ГУЛАГ, теперь там располагается штрафстоянка для эвакуированных автомобилей. В 2009 году обществом «Мемориал»  была установлена временная мемориальная доска в память одного из бывших заключенных этой тюрьмы - лауреата Нобелевской премии по литературе А.И.Солженицына, возведшего лагерною прозу на новый уровень.

Из воспоминаний Веселой Заяры: «Куйбышевская пересыльная тюрьма. Несколько длинных деревянных бараков. Внутри - дощатые голые нары в два яруса. Нам досталось место внизу. По доскам над головами клопы бегали даже при свете дня, но пол в бараке был идеально чист; некрашеный, он ежедневно оттирался голиком с песочком и отмывался до матовой желтизны, как стол у хорошей деревенской хозяйки. Глядя на этот пол, я с ужасом думала, что когда-нибудь наступит день и моего дежурства. Начался июль, стояло очень жаркое лето. По счастью, прямо против нашего отсека общих нар располагалось широкое окно с решеткой, но без намордника и без стекол; через него, особенно по ночам, к нам лился свежий воздух. Больше всего радовало отсутствие намордника; лежа на нарах, я подолгу смотрела на проплывающие облака, вечером любовалась освещенными окнами: за тюремной оградой виднелась крутая гора, а на горе — два жилых дома, покрашенных светло-желтой веселенькой краской, похожие, как братья-погодки, один немного — на этаж или на два — выше другого. По вечерам в окнах домов зажигались разноцветные огни (в моде были шелковые абажуры), самих домов в темноте не было видно, казалось, огни висят в воздухе над горой».

МинКульт по Самарской области в лице Ольги Рыбаковой долгое время не хотел признавать действительной историю существования пересыльного пункта, ссылаясь на неполные ответы на запросы из Бюро Технической Инвентаризации, и в тоже время Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, ссылаясь на сведения архивного фонда, на имеющиеся инвентарные дела, утверждают, что тюрьмы не было. Дата постройки зданий - 1940 год, в 1956 здания были инвентаризированы как столовая ГРЭС. Никакой информации о тюрьме в архивах нет, но люди, ожидавшие в ней этапа, врать не будут. 

Тюрьма разрушена. Деревянные бараки, о которых писал Солженицын и Веселая снесены. Столовую ГРЭС ожидала подобная участь. На их месте построены гостиница «Волга», жилые дома. От пересыльной тюрьмы остались лишь часть забора и помещения, которые раньше были карцерами, использующиеся в данный момент как промышленно-бытовые.

Про ГУЛАГ написано многое, практически каждый диссидент того времени считал своим долгом оставить книгу, повествующую о своём пребывании в местах не столь отдаленных или по крайней мере оставить очерки воспоминаний. Есть издательства, такие как  историко-литературное общество «Возвращение» (http://www.vozvraschenie-m.ru), которые объединяют бывших узников ГУЛАГа — в большинстве своем авторов воспоминаний, художественных произведений, исторических исследований, свидетельствующих о преступлениях советского режима.  Написанное ими редко подвергалось критике.  Александр Исаевич, в свою очередь, в большей степени писатель, нежели просто осужденный, и выдать за правду написанное о зверствах ГУЛАГа у него получилось как никогда лучше. Никто не отрицает их существования, но достоверность куда страшнее выдумки и фантазии. Если вы смогли дочитать этот пост до этого момента, то рекомендуем вам ознакомиться с произведением под названием «Сука ты позорная/Рассказ о том, как бывшие колымские зеки обсуждали «Архипелаг ГУЛАГ» - http://samlib.ru/r/rjurikow_i_s/solzhenizsyka.shtml

30 октября - День памяти жертв политических репрессий в СССР, иначе говоря, «День политзаключенного». Традицию лагерной прозы переняли современные авторы, среди которых М.Марцинкевич, Д.Бобров. М.Алёхина, С.Симонов, И.Олиневич, М.Панкевич, А.Володарский, М.Волин. Кто-то из них столкнулся с режимом отбывания наказания в изоляции от общества, кто-то, в присущей ему манере, заведомо вложил в  написанное литературный вымысел, но современные лагерные мемуары довольно тяжело поставить на одну полку с книгами В.Шаламова, Ю.Ветохина, Л.Габышева, Е.Карасева, О.Громовой, Н.Савоевой-Гокинаевой, Б.Лесняка ввиду разности передаваемого. Даже М.Ходорковский опубликовал тюремные воспоминания с объёмом текста меньше исписанной в каждой строке 12страничной тетради.

Нынешнему политзаключенному нечего сказать политзаключенному того времени. Если дед сидел в реальных лагерях в жутких условиях за политический анекдот, то внук получит условное или год в колонии-поселения за репост в социальной сети. ОУХД (колония с особыми условиями хозяйственной деятельности) по условиям содержания и рядом не стоит с советскими лесоповалами и стройплощадками ИТЛ. Если сравнивать десятилетиями, то уже нет перелимита, улучшено медицинское обеспечение, питание осужденных, в положительную сторону изменены их права и возможности согласно УИК РФ. Все больше правозащитников интересуется этой стороной жизни нашего общества. Система ФСИН становится прозрачнее, что идет на руку отбывающим наказание, а не исполняющим его.

Уголовник не чета политическому осужденному, политический же в свою очередь, оказавшись на месте уголовника, романтизирует образ бунтаря, помещенному в принудительную изоляцию, так называемый «узник совести». Но что на их совести? Реальные действия или интернет-репосты? Поджоги, взрывы, диверсии или тысячи слов? Именно сейчас в памяти всплывает строка из песни «Мама, мы все тяжело больны», написанная ещё 1986 году: «Что будет стоить тысячи слов, когда важна будет крепость руки?»

Виктор Иванович Ильин, известный в большей степени тем, что в 1969 году совершил покушение на Генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева, а в 1977 году, находясь в местах заключения, направил текст предложений к изменению Конституции в Верховный Совет СССР: «Каждый член общества имеет право на террористический акт в случае, если партия или правительство ведут политику, не соответствующую Конституции».

Мы ни в коем случае не пытаемся Вас переубеждать в ваших взглядах или навязывать наше мнение. Мы хотим, чтобы Вы лишний раз задумались над некоторыми аспектами прочитанного:
- Всё ли написанное диссидентами является правдой?
- В положительную или отрицательную сторону претерпела изменения система исполнения наказаний?
- Какое значение и что представляет собой в современных реалиях Конституция РФ?
- Каким образом интерпретирована 58 статья УК РСФСР в нынешнем УК РФ?
- Является ли на данном этапе отечественное судопроизводство инструментом для устранения неугодных государству персонажей?
- Какие принципиальные отличия наблюдаются у политзаключенных разных десятилетий на протяжении века?
- Если тебя что-то не устраивает то, какие действия для изменения сложившейся ситуации предпринимаешь лично ты?

В любой непонятной ситуации сохраняйте регламент молчания.

Прежде чем сделать репост данного поста тщательно подумай – нужно ли тебе это? 


Рецензии