Дмитрий Быков. Блаженство

Автор: Дмитрий Быков
Название: Блаженство (сборник)
Серия: Золотая серия поэзии (Эксмо)
Город издания: М. : Эксмо
Год издания: 2014. – 352 с.

                Аннотация

Ни с чем не спутать особую, напряженную неподдельность интонаций стихотворений Дмитрия Быкова, их порывистый, неудержимый ритм. Его стихи поражают точностью и остроумием строк, подлинностью и глубиной переживаний так, что становится ясно: перед нами – мастер. В поэтическом пространстве Дм. Быкова разворачивается целая эпоха, и, то споря, то соглашаясь с ней, то затевая лихорадочный танец, – тонкая и нервная жизнь отдельной личности. В новой книге лауреата премий «Национальный бестселлер» и «Большая книга» представлены лучшие избранные, а также новые стихотворения поэта.

Блаженство

Блаженство — вот: окно июньским днем,
И листья в нем, и тени листьев в нем,
И на стене горячий, хоть обжечься,
Лежит прямоугольник световой
С бесшумно суетящейся листвой,
И это знак и первый слой блаженства.

Быть должен интерьер для двух персон,
И две персоны в нем, и полусон:
Все можно, и минуты как бы каплют,
А рядом листья в желтой полосе,
Где каждый вроде мечется — а все
Ликуют или хвалят, как-то так вот.

Быть должен двор, и мяч, и шум игры,
И кроткий, долгий час, когда дворы
Еще шумны, и скверы многолюдны:
Нам слышно все на третьем этаже,
Но апогеи пройдены уже.
Я думаю, четыре пополудни.

Но в это сложно входит третий слой,
Не свой, сосредоточенный и злой,
Без имени, без мужества и женства —
Закат, распад, сгущение теней,
И смерть, и все, что может быть за ней,
Но это не последний слой блаженства.

А вслед за ним — невинна и грязна,
Полуразмыта, вне добра и зла,
Тиха, как нарисованное пламя,
Себя дает последней угадать
В тончайшем равновесье благодать,
Но это уж совсем на заднем плане.

Именно это стихотворение дало название сборнику Быкова. Прочитала внимательно все предложенные автором стихи. Осталась в состоянии некоторого замешательства и недоумения. По всей видимости, совершенно не разбираюсь в его поэзии. От такого вывода легче не стало. Возник вопрос - почему? Перечитала еще раз. Нашлись интересные по смыслу строчки с философской подоплекой - «благое зло слилось со злым добром» и целые строфы –

Вот письмо, лежащее на столе.
Заоконный вечер, уютный свет,
И в земной коре, по любой шкале,
Никаких пока возмущений нет.
Не уловит зла ни один эксперт:
Потолок надежен, порядок тверд -
Разве что надорванный вкось конверт
Выдает невидимый дискомфорт.

Стала ощущать некую причастность ко времени, в котором живу. Однако любимым так и осталось стихотворение, впервые услышанное в исполнении Веры Полозковой.

На самом деле, мне нравилась только ты,
Мой идеал и моё мерило.
Во всех моих женщинах были твои черты,
И это с ними меня мирило.

Пока ты там, покорна своим страстям,
Порхаешь между Орсе и Прадо,
Я, можно сказать, собрал тебя по частям -
Звучит ужасно, но это правда.

Одна курноса, другая с родинкой на спине,
Третья умеет всё принимать как данность.
Одна не чает души в себе, другая во мне -
Вместе больше не попадалось.

Одна как ты, с лица отдувает прядь,
Другая вечно ключи теряет.
А что, я ни разу не мог в одно это всё собрать?
Так Бог ошибок не повторяет.

И даже твоя душа, до которой ты
Допустила меня раза три через все препоны,
Осталась тут, воплотясь во все живые цветы
И все неисправные телефоны.

А ты боялась, что я тут буду скучать,
Подмены сам себе предлагая.
А ливни, а цены, а эти шахиды, а Роспечать?
Бог с тобой, ты со мной, моя дорогая.

Что сказать? Умно и тонко передано чувство, внушенное единственной женщиной, женщиной любимой. И не нужны десятки иных стихов, чтобы рассказать о своих ощущениях, своей потере.

Благодарна я Быкову и за его слова, высказанные в адрес жены:  «отлично пишущая (искал такую двадцать семь лет, насилу нашёл, тут же набросился и женился — теперь пыль сдуваю, лишь бы сочиняла. С остальными со скуки помрёшь)». Многие ли из мужей могут так откровенно сказать о своих спутницах жизни? Для этого, прежде всего, нужно быть мужчиной.

                ***
 
Для обложки использована репродукция картины (фрагмент) художника Симеона Соломона, написанная в 1871 году. Возникло второе - почему? Неожиданно показалось, что правый персонаж чуточку напоминает самого Д.Быкова.

                ***

Вспомнились и иные картины известного мастера. Неисчерпаемы запасники живописи.
Пришлось почитать о нем самом. Непростой судьбы оказался человек. Пороки соседствовали рядом с талантом.

Соломон Симеон (Simeon Solomon, 1840 - 1905) - английский художник. Родился в лондонском районе Ист-Энд, в ортодоксальной еврейской семье. Младший из восьми детей торговца Мейера Соломона и художницы Катерин Леви. Его брат Абрахам Соломон и сестра Ребекка Соломон также были художниками. Первые уроки живописи получил в мастерской своего брата на Гауэр-стрит, затем в Академии Кэрри в Блумсберри, а в 1855 году поступил в Школу при Королевской Академии, на выставке которой дебютировал в возрасте 18 лет. В 1858 году через брата и сестру Соломон познакомился с художниками-прерафаэлитами, творчество которых в значительной степени повлияло на его ранние работы, особенно акварели. В период с 1858 по 1872 год Соломон регулярно показывал свои работы на выставках Королевской Академии. С 1865 года художник начал показывать свои работы в Галерее Дадли. В течение 1860-х годов он был вовлечен в процесс возрождения книжной иллюстрации, сотрудничая с Уильямом Моррисом и Уильямом Берджесом. Ранние полотна Соломона написаны в основном на сюжеты из Библии, мифологии иудаизма, жизни еврейской общины и ее ритуалов. В 1860-х годах Соломон становится одним из лидеров движения эстетизма. В этот период художник обратился к античным и мифологическим темам, его стиль стал в целом более классическим. В этот же период Соломон принял католичество.

Картины Соломона, относящиеся к 1860-м годам, полны чувственности, в них появляются гомоэротические мотивы. Своим полотнам «Сафо и Эрина в саду Метилены» (1864), «Любовь осенью» (1866), «Вакх» (1868), «Спящие и бодрствующий» (1870), «Рассвет» (1871) художник придал оттенок двусмысленности, тем самым посягнув на моральные устои эпохи викторианства.

К началу 1870-х годов Соломон приобрел в Лондоне скандальную репутацию, предаваясь разврату и пьянству. В феврале 1873 года художник был арестован по обвинению в гомосексуализме и осужден на шесть месяцев тюрьмы. Выйдя на свободу, Соломон обнаружил, что от него отвернулись все его друзья. Оказавшись изгоем в обществе, художник даже не предпринимал попыток восстановить свою репутацию, ведя жизнь бродяги и пьяницы.

Художник умер 9 октября 1905 года в исправительном доме Сен-Джайлс в Уорхаусе и был похоронен на еврейском кладбище в Вилленде (Северный Лондон).

                ***

Вот такие круги вычерчивает мое упрямство, поскольку хочется узнать как можно больше о прочитанном, осевшем на дне души. Скажу однако честно: не поняла выбор Быковым именно этого художника и этого полотна. Что их объединяет? Вызов обществу, пусть и с разных позиций?

Дабы не вызвать у читателей недопонимания скажу сразу, что в данном случае речь идет исключительно о стихотворном сборнике "Блаженство". Политические памфлеты последних лет и так называемая рифмованная проза, как и гражданская позиция Быкова, его мировосприятие - не входят в круг освещаемых мной вопросов. Считаю, что это дело сугубо личное, самого Дмитрия Львовича. Он - учитель и в посторонних учителях не нуждается. Данный же ему свыше дар литературный, спрятать невозможно. Пусть пишет как ему пишется. 


Рецензии
К Быкову отношение было неважным. Самолюбование, Яканье, автоPR там, где и не нужен.
А после его демаршей по поводу событий на Украине я окончательно вычеркнул его из списка "интересные люди".
Понятно, что ему от этого ни тепло, ни холодно. Но! Покупать его сам не буду и других отговорю, если придётся обсуждать.

Виктор Санин   20.04.2022 21:49     Заявить о нарушении
В конечном итоге, многое зависит от позиции автора: что именно следует брать за основу заметки – литературное творчество или гражданскую позицию описываемой личности? создавать патографический портрет или попытаться рассмотреть лишь одну грань его судьбы и таланта?

Галина Магницкая   21.04.2022 09:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.