Мой север

Я тоже мог бы рассказать тебе о СЕВЕРЕ,
Но ты об этом лучше ПЕСНЮ расспроси…

МОЙ СЕВЕР  весь в песнях.
 МОЙ СЕВЕР весь в стихах, в  красивых музыкальных мелодиях.

Чуть охрипший гудок парохода
Улетает в таёжную мглу.
Две девчонки танцуют, танцуют  на палубе.
Звёзды с неба летят за корму…

По размерам той территории СЕВЕРА, на которой я был  и которую видел в разные времена года,  МОЙ СЕВЕР невелик.

Опять стою на краешке земли.
Опять плывут куда-то корабли…

Это всего-навсего полоса суши,
которая тянется от берега Охотского моря в районе Магадана строго  650 километров вдоль Колымской трассы, и заканчивается на прииске Большевик, Сусуманского района, Магаданской области.

Трасса, Колымская трасса -
Магадана душа!

Но  у МОЕГО СЕВЕРА есть и другие измерения –

измерения души:

Пусть морозы и пусть тревоги,
Пусть сугробы встают круты.
Мы проложим пути-дороги
По законам своей мечты…

измерения острых ощущений:
В краю, где пурга свистит,
Где ветер и снег.
Вдруг может на полпути
Устать человек.
Начнёт отставать, начнёт ругать пургу,
Но друг разведёт костёр на снегу…

измерения моих личных воспоминаний о нём:

«…Мосты сожжены, пути назад отрезаны.
Вокруг только белые, скованные пятидесятиградусным морозом  сопки, барачный  посёлочек на обочине печаль¬но знаменитой Колымской трассы  да горстка людей…

измерения прожитой там жизни:

Мы за трудное счастье
Благодарны СУДЬБЕ!

МОЙ СЕВЕР  в книгах и стихах,  в картинах и кинофильмах на северную тематику.

Где стон да ветры,
Там вся жизнь БОРЬБА…

От всего от этого, небольшая полоска МОЕГО СЕВЕРА  выросла для меня  до огромных размеров.

Ты узнаешь, что напрасно
Называют север КРАЙНИМ.
Ты увидишь – он БЕСКРАЙНИЙ,-
Я тебе его дарю!

МОЙ СЕВЕР –

  это   тайга и тундра без конца и без края:

В тайге мошкара мельтешит,
И почта сюда не спешит.

чистые, безлюдные озёра

Остроконечных елей ресницы
Над голубыми глазами озёр!

бесчисленные реки

По берегам замерзающих рек
Снег, снег, снег…

изрезанные  морские  берега:

А почта с пересадками летит с материка
До самой дальней гавани Союза…

Полярные  ночи изнурительно длинной зимой.
Белые летние ночи прекрасным коротким летом.
Красота  Северного сияния.

В небе зори алеют,
Полыхают вдали.
Будто солнце олени
На рогах принесли…

МОЙ СЕВЕР!

Малолюдный, загадочный, богатый, опасный и притягательный!

Завтра снова в дорогу,
Путь нелёгкий с утра.
Хорошо хоть немного
Посидеть у костра…

Для меня он  собран воедино в одно географическое понятие, которое называется – Колыма.

…а  в этот край таёжный
Только самолётом можно долететь…

И уже на этой его территории - КОЛЫМЕ, 
 МОЙ СЕВЕР  сужается для меня до ещё  более конкретного понятия

        МОЙ МАГАДАН.

«Я стою на высоком берегу  бухты НАГАЕВА.
Из дальних океанских далей с невероятным напором и гулом  несётся шквалистый ветер, наду¬вая тугим конусом за моей спиной капюшон куртки.
Сильно при¬щуренные глаза видят низкое, тёмно-серое небо и тонкие плети хлёсткого дождя.
От далёкого горизонта к берегу, увеличиваясь в размерах, катятся  одна за другой  гребни волн, летят охапки пены над их белыми спинами, в ушах свист и вой свирепого ветра, а на душе покой и радость, в сердце отвага, и настроение хоть куда!»

Если по карте – ты очень далёкий.
Если по сердцу- то рядом со мной.


« Море спокойно. Я стою на влажном песке у самой кромки прилива.
По поверхности моря скачут солнеч¬ные блики, вода отдаёт прохладой и солёным привкусом.
Лениво дрейфуют вдоль берега сытые чайки».

На материк уходят самолёты.
На материк уходят корабли.
Мы остаёмся снова на востоке.
Мы остаёмся на краю земли.

«МОЙ МАГАДАН» для меня это маленький клочок земли на заброшенном, покатом участке  за улицей Октябрьской, на том самом месте, где когда-то давно стояло здание кинотеатра «Моряк».
С этого места, если стоять спиной к городу, хорошо виден ОКЕАН, видны окна моего дома, видны приморские сопки и Каменный ВЕНЕЦ –
а всё это есть олицетворение  МОЕГО СЕВЕРА И   МОЕГО МАГАДАНА.

Понимаешь, это странно, очень странно,
Но такой уж я законченный чудак.
Я гоняюсь за туманом, за туманом,
И с собою мне не справиться никак…

« От колымской трассы, во все стороны  на тысячи километров, уходит безлюдная земля. Она вся  сплошь уставлена сопками.
Летом они в основном покрыты густыми кустами стланика и выглядят красиво и романтично.
Зимой стланик ложится на землю, чтобы уцелеть от морозов, и сопки начинают представлять собой гладкое, белое, слепящее глаза однообразие».

И всё-таки моё личное окончательное восприятие СЕВЕРА,
КОЛЫМЫ и МАГАДАНА
 определила  для меня

не северная  природа,

не история освоения этого края,

не стихи  и песни,

не тот «маленький клочок земли на заброшенном, покатом участке  за улицей Октябрьской, где когда-то стояло здание кинотеатра «Моряк»,

 а что-то совсем иное…
Я думаю, что, скорее всего,
это душевное ощущение
СЧАСТЬЯ,
великое множество счастливо прожитых мгновений,
которые глубоко отложились в моём сознании и излучают тёплый внутренний свет при одном только упоминании
о СЕВЕРЕ и МАГАДАНЕ.


Рецензии