Театр Саввы Мамонтова
Вскоре в театр этот перешёл Савва Иванович Мамонтов. С 1885 г. в нём стали даваться оперные спектакли. Культурный и прогрессивный промышленник Мамонотов был знатоком и любителем оперы, меценатом. С ним в России появилось новое направление в театральном искусстве.
Здание Солодовникова было приведено в порядок, появился занавес, расписанный молодым художником-декадентом Врубелем. Слово «декадент» было тогда скорее ругательным, русское общество плохо привыкало к новым веяньям. Занавес зрителям не нравился, слышны были высказыванья: «Мамонтов полагает, что все дураки, не понимают мазню эту», «Сам, наверное, любуется», «Рыцарь какой-то… и почему он на лютне играет? Краски блеклые – скучно смотреть».
У Мамонтова ставилась опера «Снегурочка», зал был заполнен наполовину. Спектакль казался слушателям скучным, сборов не давал, оркестр небольшой, как и хор, среди солистов не одного известного певца.
Но занавес открылся, и перед зрителями возникло и ожило невиданное никогда зрелище – удивительная весенняя сказка. «Нельзя было не поддаться очарованию образов наивных берендеев <…>, оторвать глаз, глядя на прелестную Снегурочку, не растрогаться хором нищих слепцов <…>. Всё , было до того поэтично, неожиданно и глубоко трогательно – волнующе», пишет оперный певец и соратник Мамонтова В.П. Шкафер.
Художником этой постановки был В. М. Васнецов. В театре, похожем на сарай, звучала опера совершенно изумительная, новая её постановка разительно отличалась от спектакля в Большом театре.
Музыка, казалось, звучала не только в оркестре и голосах исполнителей, но и в красках декораций, и костюмов солистов и хора.
Над спектаклями у Мамонтова работали художники: В. М.Васнецов, В.Д. Поленов, В. А. Серов, К. А. Коровин, М.А. Врубель, С. А. Малютин
Скоро в театре засияла звезда Шаляпина, которого, к стати, В Большом театре не оценили. Мамонтов был новатором. В своём очень простом, скромном кабинете он говорил своим сотрудникам и певцам: «Мне претит оперная рутина <…>, на оперной сцене отсутствует художественность, нет ни только красоты, часто нет и смысла».
Своему театру он посвящал всё своё свободное от коммерческих дел время. В.П. Шкафер пишет: « … здесь была органическая потребность, жажда, сознательное желание заражённого артистизмом человека, которому было близко и дорого искусство». Мамонтов привлекал к себе молодых певцов. В его театре зазвучали русские оперы, не востребованные нашими театрами. Его союзником стал итальянский дирижёр Михаил Антонович Эспозито, ценивший русскую музыку.
Уже были поставлены «Снегурочка» и «Псковитянка», при участии Шаляпина опера делала полные сборы. Началась работа над постановкой оперы «Садко».
Несмотря на желание петербургской дирекции оперного театра, Римский-Корсаков отдал своё творение Мамонтову. При первом ознакомлении с музыкой этого шедевра присутствовали К. А. Коровин, В.А. Серов, и М.А. Врубель. Когда Шаляпин запел арию Варяжского гостя:
«Мечи булатны, стрелы остры у варягов,
Наносят смерть они без промаха врагу,-
глаза его загорелись и, с необыкновенной выразительностью, кончая арию, пропел он:
Отважны люди стран полночных,-
Велик их бог Один – угрюмо море!»
Царевну пела удивительная, прекрасная Н.И. Забела-Врубель. Увы! Мы не услышим её голоса в записи.
Под впечатлением музыки, голосов певцов, страстно воодушевился Коровин, заговорил о том, как он видит декорации, морских рыб и чудовищ, а Врубель уже делает набросок костюма для своей жены, а Мамонтов задумчиво говорит: «Ручейки зелёные и речки светлоокие – как же это показать на сцене?»
Благодаря художникам, опера стала и восхитительным зрелищем.
Требуя актёрской игры, Мамонтов говорил: «Мне нужна толпа, а не хор певчих! <..> Надо сделать сцену живой», и нашлись настоящие артисты, число желающих играть, а не только петь росло с каждой новой постановкой.
«Слушайте замечательных певцов, учитесь, смотрите…» - говорил Мамонтов труппе. Таким примером для них стал Фёдор Шаляпин. Иногда казалось, он ничего не делает; но на лице его, в скупых движениях было столько выразительности и правды!
Неоднократно Мамантов устраивал сезоны итальянской оперы, в его театре пели Мазини и Таманьо.
12 ноября 1897 г. состоялась премьера оперы М. Мусоргского «Хованщина», через некоторое время за ней последовала «Борис Годунов», партию царя Бориса исполнял Шаляпин. В.П. Шкафер вспоминает: «Я видел, как он с какой-то особенной заботливостью относился к этому спектаклю. Его тут всё беспокоило: и состав исполнителей, и звучание хора…».
Неожиданно Правление Ярославской железной дороги, председателем которого был Мамонтов, попало под следствие. Дорогу тянули до Архангельска. Савва Иванович неоднократно выезжал в Петербург, пытаясь исправить положение. Однажды в министерстве С.Ю. Витте раздражённо сказал ему: «… я вычитал в газетах, что вы везёте заграницу какую-то частную оперу. Что это за вздор такой? У вас там на дороге чёрт знает, что делается, а вы нянчитесь с какой-то там оперой».
А в театре Римский-Корсаков ставил «Сказку о царе Салтане», шли репетиции «Царской невесты», был расширен оркестр, увеличен хор. Большой успех имел Врубель. Его декорации вызывали аплодисменты зрителей.
Невосполнимой потерей для театра стал уход Ф. И. Шаляпина в Большой театр. Потом последовал ряд неудач. Мамонтова арестовали. Это произошло перед самым открытием театрального сезона. Шаляпин, стараясь поддержать театр, спел несколько партий на его сцене. В это время Римский-Корсаков завершал работу над «Царской невестой». Шаляпин просил его переделать партию Ивана Грозного для его голоса; но композитор ответил: «Написал я роль, имея в виду баритон», и переделывать отказался.
Сезон 1899-1900 г.г. был успешным; но кредиторы требовали денег, владелец здания Солодовников увеличил арендную плату. Мамонтов, мучаясь от астмы, писал из тюрьмы: «Дух у меня бодрый, перевожу новую оперу Зигмунда Вагнера,<…> может быть, весёлый спектакль». Шкафер добился с ним свидания. Савву Ивановича вывел конвойный. Разговаривали они в отдельном кабинете без свидетелей. Одет Мамонтов был, как всегда, в чёрный сюртук, выглядел бодро, говорил: «…я в случившихся обстоятельствах невиновен, это всё объяснится на суде. Как ни странно, я здесь, в заключении отдыхаю, могу, наконец, прийти в себя», просил продержаться до его освобождения.
Василий Калинников закончил пролог к новой опере «В 12-м году», либретто к которой было написано самим Мамонтовым. У композитора была чахотка, опера не была закончена, а пролог был поставлен и имел успех. Жалованье артистов стало скудным. Весной гастролировали в Киеве.
Суд над Правлением железных дорого состоялся, Мамонтов был оправдан.
В здании Солодовника возник пожар. После ремонта театр возобновил работу на ставшей ему родной сцене; но наследник Солодовникова отказал труппе в помещении. Ещё год труппа обреталась в здании театра Эрмитаж и после этого оперного театра, созданного Мамонтовым, не стало.
*Лабаз - хозяйственное строение, обычно продуктовый склад, лавка
Свидетельство о публикации №217102900763
Айрени 10.11.2017 21:06 Заявить о нарушении
Спасибо.
Дмитрий Ромашевский 11.11.2017 12:34 Заявить о нарушении