Удивительные приключения Александра Дюма-Пушкина

Когда профессиональным историкам объявили, что экспертами Мировой Паутины неопровержимо доказано, что Александр Дюма – это никто иной, как наш собственный Александр Сергеевич Пушкин, который перебрался с Мойки прямо в Париж, выполняя спецзадание сначала Александра I, а затем и Николая I, они поняли, что пора переписывать биографию Великого Мистификатора. Засев за справочники и энциклопедии, архивисты аккуратно выписали все основные даты из двойной жизни гениального афериста и составили для него новую, исправленную биографию, выдержку из которой, на период с 1820 по 1837 год мы и предлагаем любопытствующим читателям.

В начале 1820-х, убедив всех, что он в Кишиневе пишет своего «Кавказского пленника» (1822) и первую главу романа в стихах «Евгений Онегин» (1823), Александр Сергеевич Пушкин решил в финале этой главы удобно отправить своего героя в дальнее зарубежье, и, под предлогом изучения обстановки на месте, наш автор перебирается уже в 1822 году прямо в Париж, но для конспирации - под кличкой «Дюма». В Париже, по высочайшему заданию, он проникает прямо в королевский дворец и устраивается клерком к Герцогу Орлеанскому, будущему Королю Луи Филиппу. Но, чтоб никто его не заподозрил в шпионаже, он с июля 1823 года по совместительству служит и в Одессе, в канцелярии графа Воронцова, где он окончательно осознает свое призвание литератора, а также свое хобби Дон Жуана. По призванию он пишет «Бахчисарайский фонтан» (1824), а по влечению волочится за женой Воронцова, за что и получает в 1824 году путевку в Михайловское, где он в 1825 году успешно флиртует с Анной Керн. Это все, естественно, под фамилией Пушкин. И вот тут-то начинается самое главное!

Понимая значительность этого момента в жизни Александра Сергеевича, мы должны привести точную цитату: «В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года в Михайловское прибывает нарочный от псковского губернатора Б. А. Адеркаса: Пушкин в сопровождении фельдъегеря должен явиться в Москву, где в то время находился Николай I, коронованный 22 августа. 8 сентября, сразу же после прибытия, Пушкин доставлен к императору для личной аудиенции. Беседа Николая с Пушкиным происходила с глазу на глаз.» (1). О чем уж они там по секрету договорились, истории точно не известно, но, поскольку Герцог Орлеанский отсутствия Дюма-Пушкина не заметил (видимо, был занят дворцовыми интригами), то агент царской разведки снова появляется в Париже, где для отвода глаз пишет и ставит свою первую историческую драму «Henri III et sa cour» (1829), которая прошла с аншлагом. Одновременно, чтобы не забыть родной язык, драматург-шпион пишет «Полтаву» (1829), которая у читателей успеха не имеет, потому что автор, видимо, слишком увлекся соблазнами Парижа и совсем оторвался от родной почвы. Скрепя сердце автор продолжает нехотя стряпать занудные французские пьесы («Christine»,1830).

Но тут во Франции начинается заварушка, и, по приказу своего российского начальства, Пушкин временно прикидывается революционером Дюма, что не мешает ему с успехом поставить еще одну историко-романтическую драму «Antony», с Мари Дорваль в главной роли (1831). За ней последовала драма «Charles VII chez ses grands vassaux» (1831), в которой, видимо, была закодирована важная информация, потому что текст был сразу же переправлен в Россию, где и пролежал под грифом «Секретно» до 1896-96 года, пока информация не устарела, и Цезарю Кюи не позволили использовать этот текст для его оперы «Сарацин». Но, что самое поразительное, параллельно со своей парижской шпионско-театральной деятельностью, Дюма успевает быть и Пушкиным: в декабре 1828 знакомится с Натальей Гончаровой, в апреле 1829 сватается и получает отказ, в разгар войны с Турцией уезжает на Кавказ, затем в Тифлис, снова Москва, да еще успевает написать «Путешествии в Арзрум». В 1830 Дюма-Пушкин строит в Париже баррикады, а Пушкин-Дюма делает Наталье повторное предложение, которое принимают, и он отправляется в Болдино, где всех тут же запирают на холерный карантин, но не Пушкина: он явно ускользнул в Париж (см. выше). Таким образом, знаменитая «Болдинская осень», период его наивысшего творческого взлета, всё-таки проходила не среди тиши российских лесов и полей, а под стимулирующие марши революционного Парижа.

Большие расстояния не мешают Пушкину в феврале 1831 венчаться с Натальей Николаевной и поселиться в Москве на Арбате, а летом снимать дачу в Царском Селе. Здесь он пишет «Письмо Онегина», но вот что настораживает: «В 1831 году ему разрешено работать в архивах. Пушкин снова поступил на службу в качестве «историографа»»!!! (1) Это подозрительно, может его перевербовал Герцог Орлеанский? Потому что, пользуясь свободой въезда-выезда, хитрый Пушкин уже в 1832 году снова становиться Дюма и ставит в Париже свою новую историческую мелодраму La Tour de Nesle (1832). Далее все катится, «как по рельсам», по маршруту Париж-Петербург-Париж. В 1833 – поездка на Волгу и Урал, 1834 – звание камер-юнкера, но и основную свою работу не забывает – просит разрешение работать во всех мыслимых и немыслимых архивах, как в исторических, так и в архивах Министерства иностранных дел. Опять в голову лезет этот назойливый вопрос: «На кого вы работаете?». Дело в том, что 5 июня 1834 года, то есть летом, в разгар туристического сезона, «титулярный советник Пушкин подаёт в отставку с просьбой сохранить право работы в архивах, необходимое для исполнения «Истории Петра» (1) (как же, так мы и поверили! Петра-то уже давно подменили, чего его изучать?) А в это время по Швейцарии уже путешествует некий Александр Дюма, который издает путеводитель по этому пасторальному краю (Impressions de voyage: En Suisse, 1834) - информацию, видимо, собирает с альпийских лугов, и, собрав её к 1835 году в достаточном количестве, уже в качестве Пушкина требует у Царя длительный отпуск и 30000 рублей, получив которые он вероломно использует их на постановку в Париже своей очередной пьесы «Kean» (1836) с  великим Фредериком Леметром в главной роли.

От этой беготни из архива в архив и из столицы в столицу Пушкин-Дюма, похоже, сильно притомился, поскольку, инсценировав свою гибель на дуэли, он бесследно исчез, не забыв повесить на Николая I все свои долговые обязательства, накопившиеся у него за годы неуплаты по счетам администрации парижских театров, борделей и казино. А в Париже вздохнул, наконец, свободно некий Александр Дюма, у которого теперь появилось время написать для нас наших всеми любимых «Трёх мушкетёров»! Свободный от государственных обязанностей Дюма-Пушкин резко изменил свои привычки: стал увлекаться кулинарией (даже энциклопедию на эту тему составил!), любил развлекать и угощать своих многочисленных гостей, приобрел крайне экстравагантные привычки в быту и даже построил себе замок графа Монте-Кристо в Париже. Главного героя своего одноименного романа он назвал Дантесом, так как имя этого человека, освободившего его от оков международного шпионажа, он всегда вспоминал со слезами благодарности на глазах. О своей красочной жизни Дюма поведал потомкам в увесистой шеститомной автобиографии, предусмотрительно утаив свои российские корни и ни словом не обмолвившись о своей работе в российских государственных архивах. Короче, Пушкина словно подменили! Ну, и подменили -  большое дело! Петра Первого, вон, тоже подменили, так никто и не заметил!

Проведя свое тщательное исследование жизни и творчества величайшего после Шекспира-Бэкона мистификатора Пушкина-Дюма, архивисты поразились, как умело маневрировал этот человек между двумя государствами и как много он успел, ведя такую напряженную двойную жизнь, даже тройную, с учетом того, что он к тому же был и семейным человеком.

На этом мы заканчиваем публикацию выдержек из биографии замечательных людей и отправляемся читать про захватывающие похождения нашего любимого Д’Артаньяна, чего и вам всем желаем, дорогие читатели!

P.S. Находясь в некоторой неопределённости в отношении ответа на вопрос «На кого же он работал?», мы решили, на всякий случай, издать эту публикацию также и на французском, переделав ее на французский манер, то есть с Дюма в качестве основного героя под кличкой «Пушкин». Надеемся, французский Интернет будет это с таким же усердием распространять, как и тот, на котором нам посчастливилось ознакомиться с такой головокружительной сенсацией.

1. Статья «Биография Пушкина» на веб-странице https://aleksandr-pushkin.su/biografiya/


Рецензии