Оборотная сторона жизни
Перед лицом иных несчастий
как-то стыдно быть счастливым.
(Ж. Лабрюйер)
О том, что в жизни существуют несчастья и несчастные люди я знал давно.
Ещё с тех послевоенных лет, когда был ребёнком и слышал от родных множество горестных рассказов о людских несчастьях, связанных с увечьями и инвалидностью.
В те годы таким людям не оставалось ничего другого, как просить на улицах городов милостыню и жить этой милостыней…
Стойкими воспоминаниями (лица, жесты, голоса) отложились в моей памяти многочисленные нищие послевоенных лет – несчастные инвалиды и убогие.
"Братишка" в тельняшке и бескозырке с двумя ампутированными ногами, сидящий на грубой доске с четырьмя подшипниками по краям.
Играющий на гармони парень с обожжённым лицом в гимнастерке без погон, но с петличками танкиста.
«Женя-дурачок» с круглыми виноватыми и пугливыми глазами и нищенской сумой из мешковины через плечо.
«Батур» – постоянно шумный и неунывающий идиот, который изъяснялся с людьми только жестами и свистом.
Маленькая слепая старушка и её старичок без правой ноги и левой руки с одним костылём.
Эта пара всегда пела жалостливые песни и их одаривали чаще других
Запомнился и такой случай из моей жизни…
Моя работа в Москве в Пединституте имени Ленина на факультете повышения квалификации была завершена лекцией, которую я прочёл 16 декабря 1967 года в большом лекционном зале пединститута сразу трём группам третьекурсников.
Во время подготовки к лекции я определил для себя средний темп говорения, но читать пришлось в темпе замедленном.
И не потому, что средний темп не получился.
В первом ряду, прямо передо мной, сидели три слепых студента.
Их много училось на разных факультетах, и к ним привыкли и присмотрелись.
Сейчас трое из них сидели передо мной и старательно записывали текст лекции с помощью специальных станков.
Их скорость записывания стала моей скоростью чтения данной лекции, и они успевали за мной.
Говорил я хоть и медленно, но твёрдо и ясно, принося в жертву эмоциональную сторону.
Её было очень мало, и была она какая-то суровая.
В течение любой жизни человеческой приходится (и не один раз) встречаться с НЕСЧАСТЬЕМ людей в разных его видах.
Но на днях мне довелось увидеть НЕСЧАСТЬЕ в самом страшном его проявлении.
В самом безжалостном его виде.
В самой тягостной, безотрадной, беспощадной, жестокосердной и гнетущей судьбе отдельного человека.
Я видел несчастного без кистей обеих рук.
Вместе с обеими кистями он потерял все свои десять пальцев и всякую возможность обслуживать себя.
Из его рукавов выглядывали красноватые уродливые культи.
Он не в состоянии ими открыть или закрыть на ключ дверь квартиры.
Он не может с их помощью одеться и раздеться, не может побриться, не может выкупаться.
Он не в состоянии включить ими кран с водой или зажечь плиту.
Он не может самостоятельно пить и есть – взять ложку нечем.
Это так страшно, что не может сравниться ни с одним другим увечьем!
Ему каждый момент жизни нужна чья-то помощь.
При нём неотлучно должен кто-то находиться.
А он стоял один на автобусной остановке «Театральная площадь».
Стоял долго – долго и так никуда не уехав, побрел, наконец, по улице Циолковского в сторону собора святого Николы чудотворца.
Для того, чтобы жить в таком несчастном, безысходном положении, нужно иметь колоссальное личное мужество.
Видимо он имел такое мужество, раз находил в себе силы существовать на белом свете в таком несчастном положении.
Но внешне в тот момент он совсем не походил на мужественного героя.
На вид он был в возрасте 50 лет.
С морщинистым желтоватого цвета лицом и тусклыми глазами.
Дважды он подходил к моему сыну Андрею и просил его достать из его нагрудного кармана пиджака сигарету.
Андрей этого делать не стал, а каждый раз предлагал ему сигарету из своей пачки.
Несчастный благодарил его, зажимал зажженную сигарету между двух культей, отходил в сторонку и, оголяя культи из рукавов пиджака, подносил кончик сигареты ко рту и так выкуривал её до конца, бросая окурок не на тротуар, как поступают многие (такое бросается в глаза и запоминается), а в ближайшую урну.
Его присутствие здесь в самой гуще людей здоровых и занятых своими делами, вынуждало тех, кто замечал его увечье поступать по-разному.
Можно было уловить витающую в людской толпе плохо скрытую досаду оттого, что этот несчастный находится здесь.
Что он существует.
Что вносит своим существованием и своим видом диссонанс в размеренный ход жизни этих здоровых и занятых своими делами людей.
Несчастные всегда виноваты в том, что существуют.
На открытый жест милосердия ни у кого из окружающих не хватает того мужества, которым обладает проживающий данную ему судьбою несчастную и горестную жизнь инвалид.
А хотелось, чтобы было всё наоборот, чтобы было больше снисходительности к счастливым и много больше милосердия к несчастным.
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»
Свидетельство о публикации №217103001051