Левша - жизнь в другую сторону..

Из окон вагона пространство земное я пью,
Страницы страны моей шало и тонко люблю,
Я слушаю тайны попутчиков верных на час,
растаявших в прошлом уж больше не встречу я вас.

Мелькнул полустанок, вздымается ветром бельё -
там девушка простыни вешает как паруса..
И в этой картинке уже сорок лет протекло -
обёрнуты в прошлое неутолённо глаза.

Я странствую в прошлом не в силах печали унять,
Запутались в пушкинских кудрях снежинки навек;
Я в странствии этом не в силах ни что поменять
И ветры времён гонят дальше священный ковчег.

Таинственно время сквозь сердце неспешно течёт;
Лишь в самой теснине бурлит, как в речных берегах,
Но сердце не вечно как Время, где вечно несёт
Ахматова нежно мускатные розы в руках.

Ах, как простодушно, не ведая сытых оков,
Пейзаж таитянский окутан в тропический плен,
Где женщины слышат мистической вечности Зов -
Под вздох океана всё пишет бессмертный Гоген.

Пронзила стрела полонянку под левый сосок -
Ордынские кони летят по Ногайской степи.
Церковные кубки блеснув серебром на песок
Рассыпались, гулко стуча из татарской сумы.

Пусть времени ветры мне истины в тайны рядят,
Но реки в былое текут и бегут облака.
Библейских пророков ловлю я провидческий взгляд -
Омыла Апостолов ноги Святая Рука.

   *** Беспечно роняя сегодняшних дней суету,
       Я снова уйду сквозь прищур мой зелёный и рысий
       И в прошлом, как в озере мудрости я "зачерпну,
       Серебристую стаю правдивых волнующих мыслей".


Рецензии
О! Какой роскошный амфибрахий. Это высокая поэзия наполненная глубоким философским содержанием. Шифры строчек, красочный, насыщенный образный язык: "пусть времени ветры мне истины в тайны рядят", "Из окон вагона пространство земное я пью" или "Беспечно роняя сегодняшних дней суету". А как замечательно ложятся в подсознание такие строчки:

"...но сердце не вечно как Время, где вечно несёт
Ахматова нежно мускатные розы в руках".

У меня лишь махонькие претензии к автору: пятая строфа выбивается из ритма. И вопрос такой: если это не особый авторский стиль, то отчего катрены без заглавных и такой странной пунктуацией?

С уважением,

Вадим Яловецкий   31.10.2017 16:17     Заявить о нарушении
Уважаемый, Вадим, какая богатая и щедрая рецензия - так и просит сказать, дорогой Друг, я столько не унесу!.. :)
Спасибо.
Теперь, о вполне правомочных(для вас)претензиях. Сразу говорю, если это режет ухо и колет глаз -- немедленно обязуюсь исправить, во имя средоточия доверия опытному литератору.
У меня это шло от ощущения "прищуренности рысьего взгляда вглубь непрерывного исторического потока", знаете, когда нет времени на остановки для запятых и заглавных, и ты, словно в отрешении, испытываешь некую плерому (Божью Благодать) глубокой задумчивости...
Поэтому-то и "роняю сегодняшних дней суету"!.. Всегда. )) Свойство Левши!
___

И кроткий вопрос: что означает, "пятая строфа выбивается из ритма"?
Когда писала - думала, что претензия может "случиться" к последней строфе, где, во второй строчке строфы - 15, а в последней, 4-ой, - 16 слогов.
:)


Валентина Чаплыгина   31.10.2017 17:34   Заявить о нарушении
Виноват: шестая строка "там девушка простыни вешала как паруса" на мой взгляд это ямб, что и изменило ритмику. Сделайте вычитку и увидите сами отсутствующие запятые и точки. Смысловая нагрузка обозначена чётко, оттого исправить пунктуацию не составит труда. На мой взгляд, Ваш бриллиант может выглядеть так:

Из окон вагона пространство земное я пью,
Страницы страны моей шало и тонко люблю,
Я слушаю тайны попутчиков верных на час,
Растаявших в прошлом уж больше не встречу я вас.

Мелькнул полустанок, вздымается ветром бельё -
Там девушка простыни вешала как паруса
И в этой картинке уже сорок лет протекло...
Обёрнуты в странствие неутолённо глаза.

Я СТРАНСТВУЮ в прошлом не в силах печали унять,
Запутались в пушкинских кудрях снежинки навек;
Я в странствии этом не в силах ни что поменять
И ветры времён гонят дальше священный ковчег.

Таинственно время сквозь сердце неспешно течёт;
Лишь в самой теснине бурлит, как в речных берегах,
Но сердце не вечно как Время, где вечно несёт
Ахматова нежно мускатные розы в руках.

Ах, как простодушно, не ведая сытых оков,
Пейзаж таитянский окутан в тропический плен,
Где женщины слышат мистической вечности Зов -
Под вздох океана всё пишет бессмертный Гоген.

Пронзила стрела полонянку под левый сосок —
Ордынские кони летят по Ногайской степи.
Церковные кубки блеснув серебром на песок
Рассыпались, гулко стуча из татарской сумы.

Пусть времени ветры мне истины в тайны рядят,
Но реки в былое текут и бегут облака.
Библейских пророков ловлю я провидческий взгляд -
Омыла Апостолов ноги Святая Рука.

Беспечно роняя сегодняшних дней суету,
Я снова уйду сквозь прищур мой зелёный и рысий
И в прошлом, как в озере мудрости я "зачерпну,
Серебристую стаю правдивых волнующих мыслей".

Вадим Яловецкий   31.10.2017 18:48   Заявить о нарушении
Спасибо, Добрый Учитель, всё послушно исполнила))
Изучила вторую строфу, где "затесался" подозрительный проныра ямб!..
Не умею его строго разгадать...
Количество слогов и ударений, как будто, везде одинаково... Или нет?..
Однажды написала одному поэту эксик - он с девушками сильно ссорился и порицал их за несоблюдение размеров:
Анахронизм и атавизм -
Включаем модный пофигизм!
Пинаем старческий маразм:
Размерам - НЕТ, когда оргазм!
Просто, девушек стало жаль - поэт их научно побеждал.
:)


Валентина Чаплыгина   31.10.2017 20:15   Заявить о нарушении
"...Пинаем старческий маразм:
Размерам - НЕТ, когда оргазм!"

Помню, помню))). А Вы не парьтесь с ямбом, как на душу легло - так тому и быть!

Вадим Яловецкий   31.10.2017 20:54   Заявить о нарушении
Не поняла, вам встречался мой эксик?.. Как такое может быть?.. Это ж было сто лет назад...
Насчёт ямба - хотелось бы понять, где его тонкость, если количество слогов и ударений совпадает во всех строфах; признаЮ, что в теории "науки" поэзии я девственный профанчик - пишу только по врождённой слуховой соразмерности, уступаю веЯниям современности, лишь специально нарушая монотонность или "скуШность"...
По этой же причине "смело" признала архаичность размеров. При этом получила "горделивое" удовольствие от вашего: "О! Какой роскошный амфибрахий".
И такой же случай был от Рафаила Истеева по поводу "прелестной секстины" в стише "Случай с мужчиной монолог", только эта рец. "висит" на стихире... (УЖАСНО довольная хвастушка!) :) простите, ради Бога - девушкам так мало надо)))))
Тем более - я просто начитанный и грамотный человек - ничего более, и, много читая, искренне поняла,(и давно) что поэт это НЕ я!.. В этом смысле я - "праздник, который всегда не там!" \считайте, звонко смеюсь\
Искреннее спасибо вам. Понимая "свой шесток" более, чем скромного таланта, - философски воспринимаю положение "потолка над своим темечком" и радуюсь, читая вдоволь талантливых людей!.. )))))
:)

Валентина Чаплыгина   31.10.2017 22:53   Заявить о нарушении
"Не поняла, вам встречался мой эксик?.. Как такое может быть?.."

Ха, я не про эксик, а про оргазм)))

"Насчёт ямба - хотелось бы понять, где его тонкость"

"Там девушка простыни вешала как паруса" -/---/-/---/--

Вадим Яловецкий   01.11.2017 05:46   Заявить о нарушении
Нет, - в чём тонкость отличия в данном случае?.. От амфибрахия?.. Я глупенькая - никак не понимаю... :)
В ударных звуках?..) В их расположении?..))
Здравствуйте, уважаемый, Автор! :) Очень вам рада!
А эксик - ЧЕСТНО - мой...
а,поняла, кажется, - рифму слышали такую...да?..
Но, когда я полтора года назад выпалила в споре эксик, чесслово не знала рифмы...
м.. огорчилась...

Валентина Чаплыгина   01.11.2017 09:03   Заявить о нарушении
Доброе утро. Давайте так, Валентина. Я пришлю Вам в личку программу, там попробуйте разобраться сами.

Вадим Яловецкий   01.11.2017 09:23   Заявить о нарушении
Вадим и Валентина! Будьте любезны - в третьей строчке третьей строфы исправьте ошибку: надо писать "Я в странствии этом не в силах НИЧТО поменять"..., а не НИ ЧТО.

Инна Люлько   08.11.2017 18:54   Заявить о нарушении
А ещё - я в САМОЙ ПОСЛЕДНЕЙ СТРОЧКЕ написала бы не СЕРЕБРИСТЫЙ, а СРЕБРИСТЫЙ. СЕРЕБРИСТЫЙ ломает размер. Впрочем, если эта ломаность задумана...Хозяин - барин...

Инна Люлько   08.11.2017 18:58   Заявить о нарушении
Люлюшка, ты ошиблась, здесь идёт - именно в значении строгого уточнения - не в значении НИЧТО (ничего), а, в значении - "не в силах поменять НИ ТО, НИ ДРУГОЕ (ни того, ни другого; ни то, - что вот это; ни то, - что вон там).
А про последний катрен - да, там лишние слоги: во всех строчках стишка - по 14 слогов. А в заключительном катрене - во второй строчке 15 слогов (про пресловутый РЫСИЙ )) прищур, - узнаёшь, Люлюшка, героиню созерцательную из ежевичных задумчивых кущ?)) - стишо ещё прошлогоднее...) А в последней строке: неизменённая полная цитатная фраза из писателя Яна, у которого исторические романы, - там 16 слогов и цитатные кавычки. Котёночкин, ты мой, молодец, - контрольку держишь, умничка! )))
Только не могла я красивейшую цитату мысли коверкать под собственный размер - совестно было бы мне...
:)

Валентина Чаплыгина   08.11.2017 20:27   Заявить о нарушении
Когда я читаю ваши "секстина", "катрен", "амфибрахий", и тому подобное, я стою совершенным болваном с бараньим лицом, сокрушённая вашим многознанием! Я ничего этого не знаю совершенно, и в стихосложении - полный, аболютный дикарь! Беззаконная, первобытная, табула раса...Я настолько поражена, что даже не имею силы сопротивляться осознанию своей дремучести. Мои писания - это начертанные человеком в шкурах первые в его истории значки-символы!.. А учиться - поздно уж наверное...

Инна Люлько   22.12.2017 18:09   Заявить о нарушении