О христосах, ессеях и крестах

В Греции первые христосы появились еще в архаический период (VIII-VI в. до н.э.). Наиболее известным из них был Пифагор (VI в. до н.э.), получивший посвящение у магов Египта и перенявший эзотерические знания от жрецов Персии и Индии. Он создал этико-философское учение, близкое к зороастризму и буддизму, где дал убедительную аргументацию верности асской концепции единого Бога, который различен лишь в восприятии разных народов и является не сторонней силой, наблюдающей за людьми (как понимали это иудеи), а присутствует в каждом человеке и во всем сущем. В эллинистический период (IV-II вв. до н.э.) появление посвященных праведников – христосов – стало закономерным и привычным, их общины возникли, помимо Греции, в Египте, Сирии, Палестине и других местах.
Особенно драматичной для подвластных народов стала римская эпоха. Стараниями римлян в полной мере проявилась звериная сущность рабства, что послужило мощным катализатором протестных настроений, а затем и выступлений. Общины таких правдоборцев возникли в разных частях империи и даже в самом Риме. Они имели монастыри и храмы, которые номинально были посвящены Митре и другим культам, а фактически готовили христосов. В основном эти учреждения принадлежали ессеям. Достоверно известно, что в I-II вв. до н.э. общины ессеев, располагавшие монастырями, существовали в Александрии, где их называли «терапевтами», а также в Ефесе, Смирне, Сардисе и Кумране, вблизи от Мертвого моря.

В 1951 году в этом районе были найдены рукописи, предположительно принадлежавшие Кумранской общине, которые расшифрованы в полном соответствии с официальной версией церкви. Но найденные там же зороастрийские и буддийские письмена никак не комментируются! Вокруг них возведена «стена молчания». Похоже, сыны тьмы продолжают бояться света истины. В откровении святого Иоанна Богослова (I-4,11) упоминаются семь церквей, находящихся в Асии, в городах Ефесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии, которые располагались на огромной территории между Палестиной и Грецией. Но, поскольку в I веке страны под названием Асия уже не было, то речь могла идти только о культурном пространстве, где доминировало раннехристианское мировоззрение асов. Вероятно, и эти культовые объекты, прежде чем стать церквями, были монастырями, в которых жили и обучались будущие иерофанты, и принадлежали они общинам ессеев.

Религиозная система ессеев была близка к зороастризму и буддизму, а духовная практика осуществлялась в устной форме и сильно отличалась от еврейской, которая происходила в соответствии с их священными писаниями под руководством первосвященников – книжников. Ессеи, как и зороастрийцы, считали себя сынами света и враждебно относились ко всем людям, не принадлежащим к ессеям, называя их сынами тьмы. Уже это показывает, что они считали себя не евреями, а народом, имеющим собственную идентичность. Согласно уставу монастыря, члены общины обязаны были любить всех сынов света и ненавидеть всех сынов тьмы и не поддерживать с ними никаких отношений.

Символом света у них был КРЕСТ, который использовался в культовых мероприятиях. Религия ессеев содержит столько идей зороастризма, что если бы не присутствие в ней элементов джайнизма и буддизма, ее трудно было бы отличить от вероучения персов. Но именно это обстоятельство и делает раннее христианство асской религией. Ессеи верили в боговоплощение, эсхатологию, приход спасителя, бессмертие души, существование рая и ада, воздаяние в зависимости от нравственного выбора, слияние человеческого духа с богом. Достижение царства божия для ессеев, как позже и для Христа, означало стать ПРОСВЕТЛЕННЫМ и СОВЕРШЕННЫМ, т.е. соответствующим замыслу Бога и способным соединиться с ним. Это предполагало преодоление испытаний и страданий, очищение от недостатков и пороков. Они не признавали рабства и основанного на нем государства, считали богатство источником зла и жили обособленными общинами, имея общее имущество – жилища, инвентарь и т.д., и трудились сообща, занимаясь сельским хозяйством. Результаты труда становились достоянием всей общины. Наиболее тяжелым наказанием было изгнание из общины (эта мера наказания применялась у осетин до XX века). Управлял общиной-монастырем учитель праведности в соответствии с иерархическим возрастным принципом подчинения старшим. Все ессеи были искусными целителями, что также указывает на их принадлежность к жреческой касте асов, для которых это было традиционным занятием.

Из культов особо почитаемым в общине ессеев был культ чистоты – нравственной, телесной и ритуальной, исполнение которого требовало очищения сознания от дурных наклонностей, умеренности во всем, а также совершения обрядов очищения огнем и водой. Ритуальные омовения ессеи регулярно совершали в р. Иордан (Иридон – река иров или асов, осет, дану- река, скиф.). С культом чистоты связано и ношение белой одежды, что роднит ессеев с индийскими джайнами-шветамбарами, а белый – это цвет асов-жрецов. Подготовленного и очищенного неофита ессеи посвящали в христосы и венчала обряд нанесенная ему на лоб номограмма в форме креста, который символизировал свет, олицетворяющий знание. И тут все логично и ясно. А смысл, вкладываемый христианскими священнослужителями в обряд крещения, понятен только им самим.Окуная ребенка в воду и осеняя его крестом, под которым подразумевается не символ света, а орудие казни, священник ничего не меняет в нем, а лишь увеличивает на одного число обязанных своим спасением Христу, а значит и тем, кто его представляет. Монастырь ессеев функционально был таким же заведением, как и греческий храм, где готовили посвященных пророков-христосов. Те, кого ессеи принимали в монастырь, в соответствии с традицией подвергались тщательной проверке и испытаниям. Стать претендентами на иерофанство не могли люди с телесными недостатками. Те из них, кто уже состоял в общине, не считались ее полноправными членами. Каждый человек, принятый в монастырь, обязан был отдавать ему свое имущество, знания и труд. Этот принцип впоследствии был сохранен для христианских монастырей.

По аналогии с греческим храмом и монастырем ессеев, исполнявшими, кроме культовых, и функции учебных заведений, была организована и школа Пифагора в италийском городе Кротоне. Здесь молодые люди жили, трудились и учились. Чтобы быть допущенными к нескольким ступеням посвящения в соответствии со своим развитием и силой воли, их подвергали серьезным испытаниям, которые были заимствованы у жрецов Египта, Персии и Индии. Тех, кто не выдерживал испытания, изгоняли из школы. Один из них, некто Килон, подгоняемый жаждой мести, организовал мятеж горожан против пифагорийцев. Школа Пифагора была сожжена, а ему самому с двумя учениками едва удалось спастись. В огне и от рук возбужденной толпы погибли все остальные члены ордена. Пифагор долго скитался по городам Италии, не находя себе пристанища. Он ушел из жизни добровольно, как и основатель джайнизма Махавир, после сорокадневного воздержания от еды и питья (Дицзарка).
Говоря об ессеях, невозможно умолчать о такой замечательной их традиции, как обряд трапезы, который полностью совпадает с осетинским застольем, также являющимся ритуальным и носящим название куывд (молитва). Как и осетины сегодня, ессеи рассаживались за трапезным столом по старшинству, а возвышенное место во главе стола предназначалось самому старшему и мудрому – главе братства. Он и произносил тосты-молитвы, а остальные участники трапезы выражали свое согласие возгласом одобрения (у осетин «омен Хуыцау»). Обращение «брат», которым позже пользовались христиане, тоже заимствовано у ессеев. Примечательно, что у осетин до сих пор сохранилась такая форма обращения.Об этническом родстве ессеев с царем Иродом свидетельствуют их взаимные доброжелательные отношения. Ирод был родом из г. Аскалона (современный Ашкелон), евреи считали его чужеземцем и относились к нему враждебно. Он им платил тем же, создав необходимые условия, приведшие позже к изгнанию евреев из Палестины. Пример Пифагора говорит о том, что среди ранних христиан были не только ессеи, но иногда и греки, а, возможно, и представители других народов, но это остается неясным. С полной определенностью как о ранних христианах можно говорить лишь о ессеях.

В мировоззрении ессеев, наряду с положениями зороастризма, было немало идей джайнизма и буддизма, что указывает на их связь с Индией, которая могла осуществляться только через асов (скифов). Они признавали закон кармы и реинкорнацию, верили в бессмертие души человека, которая, отрываясь от небесного эфира, заковывает себя в оковы тела и ждет его смерти, чтобы снова вернуться к своему первоначальному состоянию на небо и быть свободной, испытывая радость. В блаженство души, но героя, в небесной обители верили также Махавир и Один. В Индии духовными братьями христосов, но с градацией по степени совершенства, были бродячие аскеты-йоги, джайны, архаты, бадхисатвы и будды. Они своей праведной жизнью являли примеры для подражания другим людям. Христосы же в Римской империи стали активными борцами за свободу, равноправие и социальную справедливость. Будучи идейными вдохновителями всех восстаний рабов, ранние христиане явились первыми социалистами в истории.


Рецензии