Лебеди несут письмо. Комментарий автора к 1 книге
Знойная степь Буджака полна загадочных тайн, которые не сразу бросаются в глаза наблюдателю. А тайн здесь великое множество, которые скрыты в тайниках душ самих обитателей этого края.
Загадочны здесь холмы и долины, вечернее небо, лазурью раскинувшееся вдоль бескрайних морей небосвода. Но самым загадочным является одно из качеств этих людей – быть вечно влюбленными и молодыми, которым самой судьбой предназначено быть счастливыми в любой ситуации. А источником этой неиссякаемой молодой энергии является их неугасимая Любовь к Жизни, Земле, Синему лазурному небу и уверенность в завтрашнем дне.
Другим неиссякаемым источником в оптимизме жизни является многонациональная дружба этих людей. Именно благодаря ей, этой могучей силе, которая взращивает сочный янтарный виноград в жестокую засуху и хранит добрые традиции многовековой трудовой жизни, быта, культуры. Эти истоки питают корни лучших своих идеалов в семье, в дружбе, в борьбе за лучшие традиции многонациональной культуры.
Автора не смутило название романа «Лебеди несут письмо», и пусть эти прекрасные птицы станут олицетворением и метафорой самого прекрасного, что есть в людях этого края... Может быть, на первый взгляд, покажется нереально, неосуществимо, ; не могут птицы «нести письмо», но только так можно отнести к разряду всю нашу поэтическую жизнь глубин души и мышления. И название романа продиктовано совсем не логикой бытия. В наши жестокие и суровые дни все подчинено именно этому всесильному «господину Логическому мышлению», а поэзия душевных, тонких человеческих отношений вообще забыта. Огрубевшее мышление «доставалы», «придатка авто-долларовому инкассатору», непонятно поэзии образа лебедей, которые спешат кому-то принести добрую весть... И все же мы рискнули, оставив этим носителям добра и преданной любви главную центральную роль – вестника от любимого парня нашей героине ; великолепие душевного огня и верности.
Эта птица еще в древние времена выполняла роль образа Любви, Природы, Земли и Неба. Может быть, самые лучшие идеалы человечества были навеяны, рождены и скреплены в постоянном общении с этими созданиями природы. Они олицетворяют бессмертную красоту природы, ее энергию, именно они являются кодом самых высоких порывов людей в ходе борьбы и жизни, порой не всегда благополучных. В нашем названии образ лебедей требует и соответствующего языка изложения. Говоря о красоте природы, земли, человеческих отношениях, нельзя писать на ином языке, чем русский. Именно этот язык способен воплотить в себе всю поэтическую силу образа лебедей, «несущих письмо». Именно этому языку суждено было, как и в древности, окрылять энергией самые светлые стороны бытия человека, крепко связанного с землей, хлебом, природой, семьей, дружбой. Поэтому мы выбрали поэтическим языком нашего изложения именно этот ; один из благороднейших и поэтических языков мира. Очень удобно и приятно говорить на нем о поэзии образа Лебедей, Любви, человеческих отношениях... В этом ряду стоят и наши герои, и образы людей-тружеников полей и садов Буджака.
К таким относится и наш герой Айран. Этот несгибаемый юноша является представителем гагаузов, родившийся в смутное тяжелое время войны. Осиротевший и не знающий своих этнических корней, но это ему не мешает быть достойным человеком и тружеником. Первая влюбленность обернулась для него испытанием на прочность силы воли и характера. В этой борьбе за свой идеал он «воюет не мечом», а горячей юношеской страстной любовью к голубоглазой Алене. Именно эта страстная любовь к «самой красивой» и определила его желание «унести ее на руках в рождественский вечер к себе под камышовую крышу» родительского дома. Знал ли он о последствиях или не знал, но дальнейшая его судьба сложилась сквозь грани именно этой призмы: быть рядом с возлюбленной.
Проходят годы, Айран становится великолепным «отцом-педагогом», который по-своему воспитывает детей, закаливая их трудом и природой Буджака... Но однажды он, копаясь в рухляди на чердаке, находит таинственную тетрадь с записями. Записи не простые – их читать надо в особых лабораторных условиях – и он на своем любимом коне («храп-хруп») Огузбаше едет в город Мудрецов, где и открывается тайна этой тетради, которую мы изложили во второй книге романа «Лебеди несут письмо» ; «Гюн-Вэй и Ашин». В этой книге, благодаря «чтению» той особой тетради, он видит своих этнических предков-тюрок Ашина, Гюн-Вэя и других соплеменников из далекого прошлого.
Оказывается, что Лебеди и Орлы, Волки и Лисицы, уже были у них на почетном положении, как представители природы бронзовой эпохи ...
Гунно-тюркские предки имели хорошо налаженную дисциплину в быту и военных играх. Их переход в Пазарыл, где они встречаются со скифами (в романе они – «лохматые») и договариваются о дальнейшем содружестве и союзе. Но оказалось, что тюркские племена стояли выше (конечно, не без большого влияния культуры Китая), чем «лохматые» и те слились с Ашинскими ордами.
Фантастика поэзии этих народов в том, что мы чрезвычайно много потеряли из той жизни и, восстановленная хотя бы частично в наши дни, кажется фантастичным вымыслом и поэзией. На самом деле эта фантастика обоснована археологическими данными, что мы подтверждаем иллюстрациями в разделе «Приложения». Но историческая фантастика, как раздел научной фантастики, также имеет право на жизнь, чем мы и руководствовались в своем повествовании.
Фантастична и жизнь самих ашинских персонажей: Дэва-Строителя, потеря Солнца, работы ученого – китайского мудреца, его дочерей, имена которых в переводе с древнетюркского (а может с гуннского) «Красавица-Рассвет», «Яблоневый цвет» и др. И все они живут и обитают в эпоху бронзы. Почти все – бронзовое, деревянное, одеяние из овечьей шерсти, у женщин – из китайского шелка.
И праздники этих тружеников проходят у озера «Турни-г;л» («Лебединое или журавлиное озеро»), и сам Ашин перед тем, как предпринять поход, уединяется в «офисе» у этого озера, наблюдая за лебедями. Он принимает всегда мудрые решения... Так что именно эти птицы были его главными «советниками» и лишь потом – народное, военно-демократическое собрание соплеменников... Эти картины из далекого прошлого в наших персонажах будят как бы воспоминания генов, генофонд выдает им почти зримые ощущения из прошлого. И они живут этими генными конструкциями, как с драгоценностями. Именно о таких ценностях мы и напоминаем через лебедей, которые всегда были вестниками самого чистого и благородного в наших помыслах и поступках.
Символы-метафоры в романе служат информацией из далекого прошлого всех наших героев. Получив диплом-генеалогию древа своих предков, наш Айран, облегченный и счастливый, возвращается в свое селение Огуз-Картал. Он счастлив увиденным из своего далекого прошлого, и бережет это, как алмаз и бриллиант в драгоценной оправе: в этом его главное и самое высокое богатство.
Так что каждый из нас должен иметь такую ценность и беречь эти сигналы-метафоры Белых Лебедей из жизни наших, быть может, даже общих предков.
С искренним пожеланием добра и чистого неба всем, кто хотя бы однажды увидел Белых Лебедей.
М. А. Дурбайло (Куюмжу)
Одесса-Кишинев
2005-2008
Свидетельство о публикации №217103001181