Тетушка Гера

     Как они появились в нашем доме - я не помню, просто однажды услышала протяжный женский зов:
- Валико-о-о!
     Столько нежности, материнского чувства гордости, потрясающей напевности было в этом мощном контральто, что я невольно оглянулась посмотреть, кто и кого так необычно выкликает.  Мне было лет 6, но я отчетливо помню свое удивление от того, что эти переливы издавала могла издавать восьмипудовая дама, с соответствующей грацией  свесившаяся с балкона 3-го этажа. Объект ее призывов тоже производил впечатление - весьма нехуденький подросток пытался слезть с дерева, которое при всей своей устойчивости довольно явственно поскрипывало от его усилий. Так я познакомилась с тетушкой Герой, как прозвали ее одноклассники ее сына.
 
     Прозвище, как оказалось, было прямо в точку, потому что настоящее имя великанши было Герда. Имя жены верховного бога Олимпа  подходило ей несоразмеримо больше, чем имя нежной девочки  из сказки. Почему русская женщина звала сына на грузинский лад для нас было загадкой. Вездесущие бабули на лавочке у дома туманно намекали на то, что тетушка Гера им открыла тайну рождения сына, мол есть там князья с отцовской стороны. Но сами же, не в силах выдержать такого превосходства какой-то чужачки и отметали эту версию, искренне считая, что князья таких размеров не бывают, и все это просто сказки, рассказанные с целью возвыситься над ними.

     Сына тетушка Гера любила просто исступленно. Учителя в школе даже не рисковали жаловаться на мальчика, потому что оскорбленная в лучших чувствах мамаша, услышав критику в адрес чада тут же переходила в активное наступление. Выдержать подобное смог бы далеко не каждый, а потому учеба Валико протекала мирно. Во дворе его тоже никто не рисковал ругать за проделки, особенно после того, как тетушка Гера прилюдно облила из шланга и им же отшлепала дворника Измаила, который осмелился было надрать уши Валико, использовавшего забытый по пьяному делу дворницкий инвентарь в качестве стволов орудий в игре в войнушку.

     После того первого услышанного мной раза призыв-запев:
- Валико-о-о! - звучал в нашем дворе постоянно. Казалось, тетушка Гера испытывает удовольствие от самого процесса выкликания сына.  Мальчик рос, а зов оставался лейтмотивом вечерней жизни двора.  Незаметно пролетели школьные годы, пришло время проводов в армию, неожиданно для тетушки Геры оказалось, что у сына есть девушка.  Все думали: любящая мать с ума сойдет от ревности, а она Нину, как любимую дочь приняла. Вместе письма читали от Валико, вместе на присягу к нему ездили. Потом сына услали куда-то далеко и ездить к нему стало невозможно.

     Однажды мы услышали странный звук, определить природу которого было невозможно. Выскочив в подъезд, мы поняли, что звук идет откуда-то снизу. Ни до, ни после я не слышала ничего подобного. Тогда я поняла, что такое "из глубины души". Это был нечеловеческий и даже не звериный вой, живое существо не может издавать таких звуков. Такая тоска, такое горе отражались в нем, что невольно хотелось прочитать молитву. Отражаясь от стен и потолка звук вибрировал, окружал, проникал и поглощал тебя целиком.

     На лестнице между вторым и третьим этажом сидела простоволосая, почему-то в крови тетушка Гера. На ней был разодранный халат, и это ее голос, как бы отдельно от нее выводил эти вызывающие мороз по коже рулады. Куда она шла, к кому и что случилось, соседи поняли только когда вошли к ней в квартиру. На кухонном столе лежало извещение о гибели Валико.

     Я не помню, как хоронили юношу...  Однажды бабушка моей подруги повела нас на причастие в храм. Неожиданно перед одной из икон я увидела тетушку Геру. Ее трудно было узнать: очень похудевшая и какая-то вся обвисшая, она что-то горячо шептала прямо в образ. Я подошла поздороваться и невольно услышала часть фразы, которую она шептала:
- ...не лишил меня разума, когда его не стало.

     Мне стало стыдно, словно я сделала это нарочно и я поздоровалась. 
Она вдруг встрепенулась, схватила меня за локоть и потащила к какой-то иконе, лихорадочно шепча:
- Ты невинное дитя, попросишь и он вернет, он вернется... Молись, молись, проси...
     Она тяжело опустилась на колени, а я рядом с ней. Мы горячо молились о возврате того, кого уже давно не было на этой земле. Бабушка подруги, потерявшая меня, молча подняла с колен и увела. Тетушка Гера даже не заметила моего ухода.

Я часто думаю, какие они разные - женщины из моего детства, но каждая привнесла в него что-то, каждая чему-то научила.


Рецензии