Статья о творчестве Петрония

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников античного Рима. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов классического периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

Петроний (ум.,в 66 г.) – римский писатель и поэт. Получил прекрасное образование. Он умел пользоваться жизнью и был в Риме авторитетом в области хорошего вкуса (поэтому и получил прозвище «Арбитр» изящества.) Свои политические обязанности Петроний тоже хорошо выполнял (консул – 62г. и проконсула в Вифинии. В качестве знатока придворного этикета высоко ценился Нероном. Обвиненный в участии в заговоре Пизона вынужден был совершить самоубийство. Жизнь Петрония, его характер описывает Тацит в «Анналах».
Роман «Книга сатир» («Сатирикон») приписывается Гаю Петронию Арбитру. Этот роман состоит из 20 книг. «Сатирикон» представляет собой авантюрно-бытовой роман, сюжет которого пародировал традиционную сюжетную схему эллинистического романа – преследование героя оскорбленным им божеством. Это очень похоже на приключения Одиссея из-за действий рассерженного Посейдона.
Герой романа – Энколпий, бродяга, странствующий вместе с мальчиком Гитоном, и своим приятелем Аскилтом по италийским городам. Они попадают случайно на пир к богатейшему вольноотпущеннику Трималхиону. Там они оказываются вместе с ритором Агамемноном, с которым Энколпий вступает в спор о причинах упадка красноречия. Герои повествования сбегают с пира и с поэтом Эвмолпом пускаются в морское путешествие. Петроний устами Эвмолпа изложил две поэмы: о гражданской войне и взятии Трои. Первая пародировала «Фарсалию» Лукана, вторая намекала на поэтические амбиции Нерона.
«Сатирикон», как и греческие романы включал эпизоды об эфесской вдове (милезийская новелла), рассказы об оборотне.
Вот одна из литературных вставок:
«…Когда Илион был взят, Ганнибал, большой плут и мошенник, свалил в кучу все статуи – и золотые, и серебряные, и медные – и кучу эту поджег. Получился сплав. Ювелиры теперь пользуются им, и делают чаши, блюда, фигурки. Так и образовалась коринфская бронза – ни то ни се, из многого одно… Был такой стекольщик, который сделал небьющийся стеклянный фиал. Он был допущен с даром к Цезарю, где продемонстрировал  необычные свойства своего стекла. Император спросил его, знает ли еще кто-нибудь способ изготовления такого стекла. Стекольщик говорит, что нет; а Цезарь тут же велел отрубить ему голову, потому что, если бы это искусство стало всем известно, золото ценилось бы не дороже грязи».
В произведении Петроний действия переносил довольно быстро – герои переживают свои приключения на суше и на море. На основе приключенческой фабулы поэт нарисовал образ римского мира – с подлинным реализмом он рисует картину нравов характерную для того времени. При описании пира и гостей Трималхиона, Петроний клеймит моральную испорченность героев, высмеивает вычурность их  речи, с саркастическим юмором представлял читателю часто встречающийся тип выскочки.
О богатстве римской кухни мы узнаем из следующего отрывка:
«Затем было внесено огромное блюдо, на котором лежал изрядной величины кабан с шапкой на голове, державший в зубах две корзиночки из пальмовых веток: одну с карийскими, другую с фиванскими финиками. Вокруг кабана лежали поросята из пирожного теста, будто присосавшись к вымени, что должно было изображать супорось; поросята предназначались в подарок нам. Рассечь кабана взялся раб. Вытащив охотничий нож, он с силой ткнул кабана вбок, и из разреза выпорхнула стая дроздов».
О высоком писательском мастерстве Петрония говорит его манера представления различных событий и образов героев и богатый язык, как разговорный - народный, так и изысканный - образованных классов. Все это углубляет реалистический колорит романа Петрония.


Рецензии