Статья о творчестве Сенеки
Сенека, Луций Анней (4 г. до н. э. – 65 г. н. э.) – римский философ и трагик. Родился в Кордубе, в богатой семье всадников. В Риме получил хорошее грамматическое, философское и риторическое образование. Императором Клавдием был приговорен к изгнанию на Корсику (41- 49 гг. н. э.) Был воспитателем Нерона. После вступления на престол Нерона, в течение восьми лет фактически управлял государством. В 62 г. н. э. с разрешения Нерона, удалился от двора в свое имение в Кампании, где занимался литературным трудом и философией. В 65 г, по подозрению в участии в заговоре против императора – был умерщвлен (вскрыл себе вены).
Сенека последователем стоической школы философии, его интересовали проблемы добродетели и нравственного усовершенствования, обуздания страстей, презрения к смерти и богатству. Им написаны трактаты: «О счастливой жизни», «О спокойствии души», «О кратковременности жизни», «О гневе», «О милосердии», «О стойкости мудреца», «Нравственные письма к Луцилию».
Во всех произведениях Сенеку интересовала этика. Собранные в 12 книгах его сочинения по вопросам этики носят название «Диалоги». В этих сочинениях Сенека описывает идеал стоического мудреца: он предостерегает от потакания страстям, объясняет, в чем состоит подлинное счастье, свое отношение к богатству, к различным страданиям.
В трактате «О благодеяниях» в 7 книгах, Сенека утверждает, что взаимные благодеяния составляют основу общественного порядка. Произведение «О милосердии» в 3 книгах (посвященное Нерону), должно было стать учебником добродетели, где добродетель – это милосердие, не имеющее ничего общего со снисходительностью или жалостью. В «Изысканиях о природе в 7 книгах (посвященных Луцилию), Сенека описал небесные и земные явления. В книгах он излагал знания, почерпнутые у других авторов. Сборник «Нравственных писем к Луцилию в 20 книгах, в них он напоминает другу о вреде аффектов, о необходимости жить в согласии с природой и работы над собой, о потребности во внутренней гармонии и преодолении страха смерти. Сенека говорит, что человеческая душа от природы стремится к добру, но на ее пути лежат различные препятствия; жизнь – это борьба с судьбой и собственными изъянами.
Процитируем часть письма Сенеки Луцилию:
«…Так и поступай, мой Луцилий! Отвоюй себя для себя самого, береги и копи время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое зря проходило. Сам убедись в том, что я пишу правду: часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую. Но позорнее всех потеря по нашей собственной небрежности… Все у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владение природа…»
Сенека написал 9 трагедий, основывающихся на греческих образцах: «Троянки», «Медея», «Федра», «Эдип» и др. Писатель черпал сюжеты у Еврипида, Софокла, Эсхила. В этих произведениях Сенека остается, прежде всего, философом-моралистом. Его трагедии иллюстрируют те же положения стоической морали, которые являются предметом его философских сочинений.
Сенека был создателем «нового стиля» получившего широкое распространение в римской литературе 1 в. н. э. Который отличался яркой эмоциональной напряженностью, патетикой, цветистыми метафорами, короткими отточенными фразами. Его трагедиям типичен декламационно-риторический пафос, нагнетанием ужасного, натуралистичностью описаний, моралистической дидактикой стоицизма. Небольшой отрывок из трагедии «Тиэст»:
« …Царством добрый владеет ум,
Царь – кто страх превозмог в душе,
Царь – кто выше желаний стал:
Это царство доступно всем.
Честолюбец пускай стоит
На скользящем верху дворца.
Дорог сладостный мне покой:
Пусть, по темной идя стезе,
Наслажусь сладким отдыхом.
…Тихо жизнь потечет моя.
И когда в тишине полей,
Я мои скоротаю дни,
Пусть умру стариком простым.
Смерть страшна, тяжела тому,
Кто, чрезмерно известный всем…»
У современников творчество Сенеки столкнулось как с признанием, так и с критикой (Квинтилиан бранил его стиль). Потомки почитали Сенеку как моралиста.
Свидетельство о публикации №217103001893