Эх, дороги... 14 Шофер или водила

    Завтра Витьке дают почти новенький самосвал для работы на стройках города. Еще и недели не проработал после окончания курсов, а уже заметили. Все однокашники сидят по слесарным ямам или ковыряются под заборами, рухлядь для себя чинят, а он будет по городу рассекать.
   Наутро Витька, не дожидаясь вахтовой дежурки, приехал на работу рейсовым автобусом, чтобы выехать пораньше. До ЖБИ, где предстоит погрузка, ехать километров двадцать, надо успеть, чтобы с утра, пока движение не очень интенсивное, сделать пару рейсов. Так советовали старые шофера, ввиду Витькиной малоопытности. Потом еще пару рейсов перед концом смены, глядишь, и план будет выполнен.
   Механик на выпуске заметил, что Витька неправильно показывает поворот. Это чтобы хоть к чему-нибудь придраться. Витька в долгу не остался, показал ему на оторванный справа защитный козырек кузова. Механик сказал, чтобы подъехал к сварщику в свободное время, а сейчас и так сойдет, план гнать надо.
   На дороге при поворотах ему сигналили водители, но Витька не обращал внимания. Увидели, что молодой, вот и цепляются. Потом один обогнал и потребовал остановиться.
- У тебя что, сено-солома, почему показываешь правый поворот и едешь налево? Давай проверим. Какой идиот тебя на линию выпускал?
   Оказалось, что хозяин машины, которого Витька подменял на время его болезни, заменил штатный на ГАЗ-51 тумблер поворота на новомодный переключатель от ГАЗ-53, который устанавливается на рулевой колонке. При этом подсоединил его наоборот. Сам к этому привык, а Витька чуть не угодил в историю по его милости. Не зря, оказывается, механик придирался. Быстро перекинув проводки, Витька поехал дальше.
   Загрузили бетоном и отправили на строящийся Дом книги. Проехав по пустому городу несколько кварталов, Витька на объекте развернулся, чтобы задом сдать к эстакаде для разгрузки. К нему подошел мастер, взял талон, поставил на нем печать, расписался и сказал, чтобы он вез этот бетон куда хочет. Рабочих еще нет, сколько раз говорил, чтобы рано бетон не присылали.
- Куда же мне его везти?
- Куда хочешь. Вон армянам на шабашку отвези, еще и червонец заработаешь.
   Витьку так работать не учили, поэтому он упрямо, не обращая внимания на ругающегося мастера, заехал на эстакаду и вывалил бетон. Когда съезжал, увидел, что мастер, размахивая руками и показывая на него, объясняет что-то группе появившихся рабочих в заляпанных засохшим раствором спецовках.
   Один из них, лет двадцати, запрыгнул к нему на подножку и стал угрожать. Пообещал в следующий раз проколоть колеса и набить морду. Витьке это не понравилось, он через открытое окно локтем въехал стоящему на одной ноге строителю по физиономии и дал по газам. В зеркало увидел, как поднявшийся с земли налетчик с поцарапанным лицом схватил камень, запустил им, не добросил и стал махать ему вслед кулаками.
   На следующем квартале еще веселого после приключения Витьку остановил смуглый мужчина и с кавказским акцентом спросил:
- Э-э, ара, где Шамиль?
- Шамиль заболел, я за него.
- Тэбе Шамиль не гаварил, что нам бетон надо?
- Нет, но я диспетчеру скажу.
- Ты дурак? Не надо гаварить никаму.
   Ничего не понимая, обложив армянина, Витька поехал дальше.
   Приехав на ЖБИ, он рассказал ожидавшим очереди на погрузку шоферам, про свои приключения. Вопреки ожиданиям, те не развеселились, а набросились на диспетчера.
- Ты зачем молодого на Дом книги отправила? Спалиться хочешь и нас подвести?
- Откуда я знаю ваши порядки, отправила по очереди как всегда.
   Витьке старшие товарищи пояснили, что на объекте работают «химики», т.е. бывшие заключенные, заканчивающие срок на стройках народного хозяйства. Народ еще тот! Теперь тебе и Шамилю туда путь заказан. И другим по твоей милости придется ухо востро держать. А армянин-шабашник платит за «левые» материалы. Деньги делятся между участниками.
   Второй рейс Витька делал с известковым раствором. Жидкая масса плескалась в кузове самосвала, наполнив его до самого верха. Дорога уже знакомая, помех нет, разогнался и плавно вошел в крутой поворот с улицы Шубзаводской на улицу Лазо. В это время увидел капитана милиции в парадной форме, голосующего для остановки. Витька резко затормозил, капитан в это время подбежал к машине и взялся за ручку правой двери. Одновременно с этим из кузова через щель отогнутого козырька хлынул поток сметанно-белого раствора и окатил милиционера с головы до пят. Половина груза оказалась на земле. Витька выскочил из кабины с промасленной тряпкой, подвернувшейся под руку, и забегал вокруг капитана, протирающего глаза и оберегающего от раствора портфель, очевидно с документами. Капитан снял шинель, свернул ее подкладкой кверху, кое-как протер брюки и ботинки и сел в кабину, продолжая работать тряпкой. Витька ехал не живой не мертвый. Это была его первая встреча с милицией в качестве шофера и он от нее ничего хорошего не ждал. На улице Полины Осипенко, недалеко от областного управления МВД капитан приказал остановиться. Горе-водитель боялся поднять на него глаза. Капитан последний раз провел тряпкой, оставляющей мазутно-известковый след на фуражке:
- Аккуратнее в следующий раз останавливаться надо!
   Проехал один квартал, напряжение схлынуло, и накатился безудержный, истерический смех. Пришлось остановиться, пока миновал приступ. На объекте пожилой бригадир после рассказа, куда подевалась половина раствора, под хохот рабочих простил Витьке его недостачу.

   На ЖБИ окатил из шланга машину и подъехал под бункер для погрузки бетона марки 500. Диспетчер вручила талон, Витька не глядя в него, спросил куда везти. Та, перекрикивая грохот бетономешалки, ответила:
- ДСК знаешь?
- Конечно, кто же КСК не знает!
- Вези скорее, этот бетон быстро схватывается.
   Строящийся камвольно-суконный комбинат от завода ЖБИ километрах в пятнадцати. Витька рванул и через полчаса был на месте. На комбинате его не приняли, нет объектов, нуждающихся в бетоне. Посоветовали ехать в «Жилстрой», возможно там его ждут. Объездив весь район и потеряв не меньше часу, Витька не нашел пункта назначения. Мастер какого-то объекта догадался посмотреть талон:
- Ты что, дурья башка? У тебя написано ДСК, а не КСК! Это двадцать два километра отсюда. Не довезешь ты туда этот бетон!
   Витька как ошалелый врубил передачу и полетел в Антипиху через весь город. Когда приехал и встал под разгрузку, его за простой костерила вся бригада. Поднял над корытом кузов, ничего не льется.
- Когда ты его загрузил, что он так загустел? Дерни машину как следует.
   Витька дернул, кузов странно скособочился и из него единой глыбой сполз груз. Бетон за три часа схватился. Бригадир запричитал, что раствор теперь надо «женить», да и это вряд ли поможет.
   Витька подумал, что бригадир с горя тронулся рассудком, но ему пояснили, что это означает восстанавливать качество раствора путем подмешивания в него свежего цемента и воды.
   Веселье Витьки закончилось, когда он увидел, что кузов его самосвала держится на одном штоке подъемника, сорванный с обломившихся кронштейнов крепления. Кое-как подвязал его проволокой и потихоньку поехал в гараж на сварку. Когда приехал на ЖБИ, диспетчер сказала, что сегодня его очередь чистить емкость бетономешалки. Это означало, что все отходы после помывки вывалят в его кузов, он должен это отвезти в район берегоукрепления Читинки и там вывалить.
   После процедуры уже стемнело, и ехать в незнакомое место, искать этот берег не хотелось. Витька решил ехать в гараж, а содержимое кузова свалить на свалке по пути. Пока пробирался по загруженному к вечеру городу, пока доехал до свалки, раствор в кузове опять схватился, слишком он был насыщенный. И это за какой-то час! Не зря старики говорили, чтоб быстрее вываливал и возвращался мыть кузов. Помня, что кузов имеет свойство отрываться, Витька поднял его и, не дергая машину, стал отскребать. Все равно на бортах и днище оставалось сантиметров по десять вязкой и противной на ощупь массы. Витька весь перемазался, лазая по кузову. Часа через два раствор схватился окончательно и пришлось его отбивать кувалдой, калеча борта и сдирая с них свежую зеленую краску, которую хозяин с неделю назад нанес, украшая свою «ласточку».
   Близилось к полуночи, Витька уже валился с ног от усталости и голода когда его нашли по раздававшимся в поле ударам дежурный механик и начальник колонны, не дождавшиеся возвращения машины в гараж. А это ЧП.
- Эх ты, чудила! На другую букву. План наполовину не выполнил, машину покалечил. Завтра на техобслуживание, приведешь самосвал в порядок, а сам под забор. Соберешь своими руками машину, поймешь, как с ней обращаться нужно и чем шофер от водилы отличается.
   
   


Рецензии
В каждом деле - свои тонкости. Мой брат всю жизнь проработал шофе́ром. Много лет водил вахтовки с рабочими-газовиками в Уренгое.Проче́л Ваш рассказ - словно с братом повидался!
А вот учить молодых у нас действительно любят на конкретных примерах. Почему? Не знаю. То ли тестируют, то ли развлекаются так, наблюдая, как молодой набивает себе шишки. А, может, просто пофигизм

Владислав Погадаев   23.03.2020 21:30     Заявить о нарушении
Спасибо. Прочувствовано на собственной шкуре. А пофигизм порой граничит с садизмом. Дедовщина.)

С уважением,

Владимир Рукосуев   23.03.2020 21:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.