Папиросы Звездочка

Было время, когда я совершенно не умела кататься на коньках. Не то чтобы кататься, а даже стоять не могла. А, живя на Урале, где снежные зимы и где одно из самых любимых развлечений школьников и подростков каток, то пришлось и мне осваивать это занятие. Кататься я училась самостоятельно, просто смотрела, как катаются старшие ребята. Сначала стояла на катке без коньков, а потом начала брать коньки на прокат. В раздевалке на катке, мне объяснили как надо завязывать шнурки, чтобы нога не болталась, как надо ставить ноги и как сгибать колени, чтобы не падать. Промучилась я целую зиму, вместе со своей подругой Галькой, которая училась на класс ниже меня, и то же очень горела желанием научиться кататься. И все-таки, мы освоили кое-как скольжение по льду, набив себе немало шишек и синяков. Зато на следующую зиму я ходила уже со своим классом. Некоторые ребята остались приверженцами кино, они компанией в выходные ходили в клуб, их коньки мало интересовали. А мы, оставшаяся часть класса, шли на каток, который то же был расположен на территории нашего клуба. В итоге, весь класс находил себе занятие в выходные, практически, на одной территории. Ребята, так же самостоятельно, или при помощи своих старших братьев и сестер, освоили катание на коньках. И теперь поход на каток для нашего класса был настоящим праздником. Худо-бедно, но мы могли ехать, хотя без падений не обходилось. Поняв, что скользить, взявшись за руки, легче, мы собирались по несколько человек сразу. Нам нравилось, когда мы, длинной цепью катились на встречу одиночным конькобежцам, и они разбегались от нас в разные стороны. Мы смеялись, нам было весело и интересно, особенно когда кто-то из наших ребят показывал самые простые фигуры на коньках. Но, высший пилотаж был всего у нескольких мальчишек, которые немного освоили катание "назад". Мы, не умевшие так кататься, даже завидовали им. Накатавшись и немного замерзнув, мы всей ватагой бежали в буфет, который находился при клубе. То есть, как на работе, устраивали себе перерыв с перекусом. Ведь, в общей сложности катались мы часов по пять. Купив себе еду, дружно шли греться в раздевалку, где и происходил наш перекус. Набор у всех был стандартный : газировка и какая-нибудь выпечка из нашего буфета. Бывало и из дома с собой приносили конфеты или печенье и все угощались.
              В один из культпоходов на каток, наша староста и отличница Ольга, сказала всем , чтобы мы сегодня свои  деньги в буфете не тратили, а часть из них отдали ей. И что она попросит больших ребят купить папиросы и мы все будем пробовать курить, как взрослые. Я знала, что на катке старшие покуривают, вот и 
у наших ребят интерес к курению проснулся. Все согласились и сдали старосте Ольге деньги. А я отказалась, сказала, что все равно курить не буду, тогда зачем мне сдавать деньги, лучше куплю себе коржик и лимонад. Ребята все, как один ко мне сразу переменились, сказав, что если я не буду курить, то их продам. А если я их продам, то они меня отлупят всем классом. А Ольга еще и добавила, что потом мы тебя будем продавать и подставлять все время, даже если это сделала не ты. И нам всем поверят, а тебе одной нет. Так что, если ты расскажешь, что мы курили, тебе будет "хана" и тебе не поверят, а поверят нам, ведь нас много.
              Так без особого настроения и в ожидании , чем все сегодня закончится, я пошла кататься. Кучка наших ребят уже была на льду и стояла в сторонке, поджидая остальных. Наемного покатавшись, по команде Ольги, все собрались у сугробов, туда не попадал свет от прожекторов и почти никого не было. Ольга, подражая взрослым, достала из кармана пачку папирос "Звездочка", на коробке которой, действительно, была нарисована красная пятиконечная звезда, ну прямо как у октябрят в младших классах. Наверное, Ольга решила, что с этих папирос все и начинают курить, раз на ней звездочка как у октябрят, или что они самые слабые из папирос для неопытных курильщиков. Распечатав пачку, она раздала всем по папиросе. Дошла очередь до меня, мне даже бесплатно было предложено покурить, но я опять отказалась. Ребята снова стали говорит, что я могу их сдать классному руководителю или родителям. Ведь я дружила со многими и знала их семьи. В итоге, прежде чем закурить, ребята взяли с меня клятву, что я их не сдам ни учителям, ни родителям и вообще ни кому не расскажу ни при каких обстоятельствах.
               Мне ничего не оставалось делать, как перед всем классом поклясться о том, о чем меня просили. И в конце клятвы, еще добавила, что клянусь, никогда в жизни я курить не буду. Чем очень рассмешила всех ребят, которые мне не поверили. Только староста Ольга добавила, что вот встретимся взрослыми через много лет и посмотрим, как ты не куришь. Смеясь надо мной, все прикурили папиросы и начали заглатывать этот дым, который поднимался столбом над нашими головами. С непривычки ребята кашляли, но все равно продолжали курить, копируя взрослых. Так и докурили до конца свои папиросы, не смотря на кашель. А я стояла и глядела на них, и не видела на их лицах ни блаженства, ни удовольствия, а наоборот, лица их были искажены, как от горького лекарства. Они обменивались мнениями и специально для меня громко говорили, что это здорово и очень приятно. У меня разъедало глаза, но уходить от своих одноклассников я не решалась. А то бы подумали, что я совсем струсила. Уж лучше тут рядом, пусть даже получу от них, но свое мнение буду отстаивать. После этого случая, ребята еще долго ко мне относились настороженно и ждали, когда пойду их сдавать. Но, время шло, а их никто не спрашивал про этот поступок. И ребята успокоились. Видно, поверили, что я сдержала свою клятву. И наши отношения снова наладились.
                Закончив школу, я уехала из своего родного поселка. Приезжала один раз в год в отпуск к маме в гости. И, встречаясь со своими одноклассниками, у них всегда был первый вопрос ко мне: -"Люба, ты куришь?" А я каждый свой приезд отвечала, что не курю, что помню свою клятву, данную в 12 лет там на нашем катке. И ее я сдержала. Более того, я, действительно, не закурила, и даже ни разу не попробовала. Как-то совсем мне этого не хотелось. А ребята, все-таки , еще тогда в школе меня зауважали. Уважали меня, за то, что я не сдала их учителю и родителям. Но, больше, думаю, уважали меня за мою силу воли. Вот, за эту самую, силу воли, которая мне пригодилась в жизни, и я себя до сих пор уважаю. А еще про  этот случай я рассказывала своим детям, а теперь уже и своим внукам рассказываю.


Рецензии