Вспоминая магадан

В Магадане история окружала меня   со всех сторон.
Она была всюду, куда бы я ни бросал свой взгляд.
Ведь я был старше на один год того города, в котором сейчас жил.

Магадан город- юноша, со своей особой исторической судьбой.
Стоит один, вдалеке от других городов, на берегу Охотского моря, и только две дороги соединяют его с далёким миром «материковых» городов:
это воздушные трассы от Магаданского аэропорта
и грунтовая дорога под названием Колымская трасса.

Когда я подходил  к нашему кухонному окну, то хорошо видел начало этой Колымской трассы.
Иногда смотрел на неё,  даже не думая о ней.
Иногда останавливал свой взгляд на бесконечной  ленте автомашин, которые преодолевают подъём на 6- километре и скрываются за горизонтом ближайшей сопки.

А иногда мне вспоминалось  то, что я узнал об этой исторической дороге из материалов краеведения и некоторое время я жил живой историей, которая пульсировала прямо перед моими глазами.


Вот  краткая история строительства колымской трассы.


«Колымская трасса начинается от Нагаевского морского порта, пересекает всю Магаданскую область с востока на запад и продолжается в Якутии до посёлка Усть-Нера.

Трасса рождается в Нагаевском  морском порту, на берегу Нагаевской бухты.
За Магаданом
она окунается в горную тайгу,
 взлетает на перевалы,
бежит по широким долинам и тесным ущельям.
Достигнув реки Колымы,  трасса перекидывается через нее.
Трасса кормит золотодобытчиков, обеспечивает всем необходимым прииски, рудники, угольные шахты.
От Магадана до Усть-Неры она протянулась на 1042 км.
На ней десять перевалов высотой до тысячи метров.
Это трасса жизни, артерия золотого материка.
В колымских недрах геологи открыли золото, олово, серебро, каменный уголь.
 Но путь к ним лежал за семью замками - через горы,
болота,
полноводные реки.
 Ключом к богатствам могла  стать только дорога, которая связала бы прииски с морским побережьем.
Пятьсот километров, отделяющих реку Колыму от Нагаева, были непреодолимым препятствием для снабжения.
Это обстоятельство пагубно отражалось на развитии Колымы...
За две зимы 1931/32г и 1932/33г в транспорте, обслуживавшем снабжение приисков, пало свыше 2000 коней.
Техники тогда не было
 Первые машины шли с деревянными кабинами.
Температура внутри была почти такой же, что и снаружи, потому стекла не замерзали даже при пятидесятиградусном морозе.
Водителям выдавали тулуп, ватный костюм, валенки, теплые рукавицы.
Морозостойкой резины не было.
Автомобильные камеры разбивались на мелкие кусочки, а шины осыпались до самого корда.
На строительстве трассы работали 900 автомашин и 40 тракторов.
Но в почёте были  лопата с тачкой.
Сколько было привлечено к сооружению дороги заключенных, документы умалчивают.
Но подавляющее число работ было выполнено осужденными «врагами народа».
Лагпункты располагались через каждые 10-15 км.
Вдоль всей трассы от сопок к дороге были проложены дощатые дорожки, по которым двигались тысячи тачек.
Работали они по 12 часов в светлое время
Трасса пересекла высокие горы, прошла через перевалы,
болота, скальные прижимы,наледи.

Строительство Колымской трассы (Магадан - Усть-Нера) было завершено в 1953г.
В поселках Палатка, Атка, Мякит, Спорный, Берелех
( Сусуман), Аркагала открылись автовокзалы».

Я жил одно время в центре города,
 я ходил ежедневно по центральным улицам молодого города и видел вокруг себя красивые дома, построенные руками японских военнопленных после окончания Второй мировой войны и разгрома японской Квантунской армии.

Центральный кинотеатр города  «Горняк» и Дворец культуры профсоюзов с кинозалом находились  в одной минуте от моего подъезда.
Центральный парк культуры и отдыха раскинулся прямо под моим окном.
Музыкально-драматический театр
был  в пяти минутах ходьбы.
 Продовольственные и книжные магазины, кухни-столовые, кафе, больница и поликлиника, городской рынок, детские садики и школы – всё рядом, всё близко.
Был тогда 1967 год.

 


Рецензии