Нельзя

- Нельзя!
- Можно.
- Нельзя!
- Можно.

Эк его заклинило-то.
- Нельзя!!!
- Да можно же!

По телу разливается приятное тепло. И энергии у меня теперь – огромный океан…

Впервые нам запрещают родители. Люди, Которым Мы Всегда Верим. И запрещают долго. Пока не въестся намертво. Хотя вообще-то делают это из самых лучших побуждений и из желания нас защитить, но иногда, как говорится, результаты превосходят самые смелые ожидания.

Мы не можем заниматься любимым делом. Ведь оно не приносит денег, а нам надо будет кормить семью.

[Но почему-то никто не предупреждает о том, что заниматься НЕлюбимым делом будет до тошноты противно, и это чувство не ослабнет со временем. Кто-то сможет, но так ничего и не добьется, и да, будет жить на ту самую мизерную зарплату, которой нас пугали. Кто-то сумеет себя пересилить и будет жить серединка на половинку, а неприятности будут сыпаться на него, как из рога изобилия. Кто-то в преодолении себя поднимется достаточно высоко… и умрет на пике триумфа. От рака. Несчастного случая. Или другой «неожиданности».]

Мы не можем отдыхать, потому что отдых – это пустая трата времени, и нечего заниматься ерундой, когда есть другие, более полезные дела.

[Кто-то попытается себя заставить… и заболеет, потому что отдыхать НЕЛЬЗЯ. Кто-то не будет заставлять, но заболеет всё равно, потому что отдыхать не-об-хо-ди-мо, но на отдых имеет право только безнадежно больной и усталый человек.]

Мы не можем выходить замуж и жениться по любви.

[Потому что это дурь и блажь! Кто в здравом уме бросается в омут с головой?! Замуж выходить/жениться надо по расчету! Не важно, по какому…]

А кто-то не может даже завести собаку. Помилуйте, какая собака?! Вам что, ухаживать не за кем?!

Кто-то не может… Просто не может. Потому что нельзя.

Мне три года.
- Как потопаешь, так и полопаешь.

Мне шесть лет.
- Человек должен быть трудолюбивым. Лениться стыдно!

Мне семь лет.
- Да с чего ты устала, ты еще ничего не делала!

Мне девять лет.
- Если ты обещала, ты должна обязательно сделать.

Мне четырнадцать лет.
- Я горжусь тобой! Ты ужасно выглядишь после вчерашнего нервного срыва. И эти жуткие мешки под глазами… Я была уверена, что ты не пойдешь в таком виде в школу, а ты пошла. Моя дочь!

Мне шестнадцать лет. Плечи опускаются.
- Ты должна хорошо зарабатывать. А с такой профессией всю жизнь будешь сидеть у меня на шее. Нет, поступать будешь только туда, куда я сказала.

Мне двадцать лет.
- Бабушка тоже всю жизнь знаешь, как вламывала? Ни минутки лишней не бездельничала! Так что брось заниматься всякой ерундой!

И вроде утверждения нормальные, правильные даже – в контексте того времени, только почему-то в петлю хочется всё чаще. И кажется, что до тридцати я не доживу.

Мне двадцать два. Мне двадцать пять… Двадцать семь…

Я умираю. Кажется. Анализы, конечно, ничего не показывают. Анализы в нашей больнице показывают только рак на четвертой стадии. Ну максимум – на третьей. А у меня еще и рака-то нет. Только нет сил встать с кровати и куда-то идти. Совсем нет сил…

Мне двадцать девять.
Спасибо, мама, что вырастила меня такой трудолюбивой и ответственной. Меня это чуть в могилу не свело. А так спасибо, да. Очень полезные навыки. В жизни, которой у меня теперь нет…
Хотя при чём тут мама? То есть изначально-то она очень даже причём, но это когда было? Пора бы уже и…

А что если сесть и представить, что мне… всё можно? Всё можно, что хочется. Можно - быть счастливой. Быть довольной тем, что имею. Можно - никогда не останавливаться, стремиться вперед по дороге, которой нет конца... Можно - тратить своё время на то, что раньше считала «ерундой» и «глупостями», - просто потому, что мне этого хочется. Никогда не знаешь, что из этого получится и куда приведет. Можно – жить так, как я считаю правильным на текущий момент. Я, а не кто-то другой. Всё это будет текуче меняться, трансформироваться каждый день, принимая всё новые формы… Без конца. Это и есть жизнь. И оценивать ее результат ИМЕЮ ПРАВО только я.

Без отдыха невозможно хорошо работать. Без любимого дела невозможно жить, дышать и радоваться. Без маленьких, неважнецких на первый взгляд занятий и увлечений жизнь становится пресной…

Что если то, что ты привык считать «дурью» и «блажью», - и есть твоя жизнь? Непрожитая… Та, которую ты не мог представить в самых смелых мечтах. Одно маленькое действие, способное перевернуть весь твой мир, встряхнуть его и воссоздать заново?

Я хочу улыбаться не потому, что в каких-то ситуациях принято улыбаться, а потому, что мне радостно. Я хочу грустить тогда, когда мне это необходимо. Я имею полное право гневаться, если кто-то ограничивает мою свободу, прикрываясь ложными ценностями и ложной же моралью.

- Нельзя, - упрямо доносится изнутри.
- Заткнись, - советую я абсолютно миролюбиво.
- Нельзя. Нельзя. Нельзя, нельзя, нельзя!!!

Оно как маленький ребенок. Повторяет в надежде, что я выполню.
- Можно, - улыбаюсь я.

Напряжение отступает. Мышцы расслабляются. Даже воздух вокруг кажется чище. И запрещающий голос внутри умолкает. Навсегда.


Рецензии