Первый автомобиль
Но Дальний Восток во второй половине 80-х годов оказался в привилегированном положении. Местные моряки наладили доставку из Японии подержанных автомобилей с правым расположением руля. Ввоз автомобилей в СССР в те годы был беспошлинный, и в Японии не надо было платить пошлину, если человек какое-то время пробыл на территории этой страны и его лично зарегистрировали на таможне. И во многих портовых городах Японии, куда чаще всего заходили советские суда, появился новый вид бизнеса – торговля автомобилями б/у со свалок, где концентрируются машины перед утилизацией. Буквально за копейки, вернее, за доллары США, можно было купить вполне пригодный к эксплуатации автомобиль. Дело в том, что в Японии не только выпускалось огромная масса легковых машин, но и была поставлена выгодная для японцев система постоянного обновления автопарка. Купив однажды в автомобильном салоне автомобиль, клиент через два года эксплуатации мог сдать его в салон, и приобрести новую модель с небольшой доплатой, а сданный автомобиль с большой скидкой продавался следующему покупателю, у которого не было больших денег, чаще всего молодым людям. И потом опять сдача уже от второго покупателя в салон, и продажа третьему клиенту уже совсем задешево. И обычно через 6-7 лет эксплуатации автомобиль оказывался на свалке. Вот такие-то автомобили и покупали наши моряки и рыбаки. А потом доставляли в порты Дальнего Востока – и в Приморье, и на Сахалине, и на Камчатке, и даже в Хабаровском крае на побережье Татарского пролива.
Вот тогда стали появляться японские автомобили с правым расположением руля на дорогах Дальнего Востока. Вначале в портовых городах, потом все больше и больше распространялись по городам и селам. Но во времена Советского Союза их было не так много, как стало после 1991 года, когда многие законы СССР в России практически перестали действовать. Именно тогда хлынул поток подержанных автомобилей на Дальний Восток. Я много лет жил в Затоне, так назывался район Хабаровска, где на берегах рукотворного затона для зимней стоянки речных судов были цеха судоремонтного завода и дома, где жили в основном работники этого завода. В одном из таких ведомственных домов и жила наша семья, получив квартиру от райисполкома в рамках 10% отдаваемых любой организацией квартир в построенных домах местной власти. Так что моими соседями были члены экипажей судов Амурского речного пароходства, а также работники судостроительного завода. В Амурском речном пароходстве были суда типа «река-море», которые в основном возили во время навигации грузы в населенные пункты на побережье Охотского моря и Татарского пролива, осуществляли так называемый «северный завоз». А часть этих судов была задействована в прибрежной торговле с Японией. Вот именно эти суда и доставляли в Хабаровск купленные в Японии подержанные автомобили. Я не раз наблюдал картину, когда в затон входит судно, на котором впритык стоят автомобили, а некоторые даже свисают с бортов, поддерживаемые разными приспособлениями.
В октябре 1993 мне второй раз удалось побывать в Японии. В этот год установились дружеские связи между Хабаровским краем и префектурой Аоморри, расположенной на самом севере самого большого острова Хонсю. Причем эти связи были установлены по инициативе японской стороны. Особенную активность в их установлении проявлял Президент «Мичиноку-банка» господин Дайдодзи. После подписания соглашения о дружбе в эту префектуру ездила официальная делегация нашего края во главе с губернатором В.И.Ишаевым. В составе этой делегации был начальник управления здравоохранения А.И.Вялков.
Потом по приглашению японской стороны поехала делегация работников здравоохранения края, которую поручили возглавить мне. В её составе были две женщины – заместитель главного врача краевой больницы № 1 Полякова, главный врач центральной районной больницы района имени Лазо Останина, а так же профессор Хабаровского медицинского института Островский, врач-хирург больницы аэропорта Кондрашин и врач Хабаровской скорой помощи Бут, хорошо владеющий японским языком. Все мы ехали с тайной надеждой купить автомобиль, но сделать это было не так просто.
Несколько месяцев ранее я организовал поездку группы своих коллег и знакомых в Китай, в город Цзямусы, расположенного на притоке Амура реки Сунгари. Мне эту поездку предложил один из соседей, капитан теплохода «Пропагандист» типа ОМ. В тот период только стали входить в моду угловые диваны, которые у нас в стране не выпускались. В китайских магазинах и рынках их было много, но доставить в Россию было очень трудно. А на теплоходе был большой трюм, куда вошли два моих дивана и диван еще одного моего коллеги. Сдав свои диваны с большой выгодой в мебельный магазин, я получил неплохую сумму денег. Да еще на обратный путь на теплоходе к нам напросились два китайца со своим грузом, которые оплатили все наши расходы на аренду теплохода, и это тоже добавило некоторую сумму денег в мою копилку для покупки автомобиля.
Но когда в Аомори мы заговорили с сопровождающими нас японцами на счет покупки автомобиля, они сказали, что мы официальная делегация, и официальные лица со стороны руководства префектуры заниматься этим не могут. Вот если бы этим занялись частные лица, тогда другое дело. И я подумал о Президенте Мичиноку-банка господине Дайдодзи. Мы с ним были знакомы уже два года, когда они впервые привез делегацию бизнесменов префектуры в Хабаровск. Сделаю некоторое пояснение к этому знакомству.
Префектура Аомори по меркам Японии небогатая. Самые богатые префектуры расположены на побережье Тихого океана в более южных частях Японских островов. А Аомори расположена на самом севере острова Хонсю, севернее только префектура Хоккайдо на одноименном острове. И чтобы как-то оживить деятельность в префектуре, Дайдодзи решил наладить экономические связи с СССР. Еще в 1991 году он привез первую делегацию бизнесменов, вкладчиков его банка, в Хабаровск, для знакомства с городом и краем, возможностями развития совместного бизнеса. В составе делегации был крупный вкладчик, плантатор, и одновременно врач-онколог, которому захотелось увидеть медицинские учреждения Хабаровска. Мне позвонил заведующий отделом торговли крайисполкома Абаев и попросил повозить японца по нашим больницам, что я и сделал. А накануне отъезда от имени отдела торговли крайисполкома Абаев устроил прощальный банкет, на который пригласил меня. Там и состоялось мое знакомство с господином Дайдодзи. Через год тот привез еще группу бизнесменов, и на банкет, устроенный японской стороной, пригласили меня. Так что я примелькался у Дайдодзи и его подчиненных, которые регулярно привозили мне от него презенты. Я узнал, что Дайдодзи употребляет тонизирующие средства типа женьшеня, элеутерококка, аралии маньчжурской и других. Хабаровский химфармзавод наладил производство этих препаратов, в том числе для экспорта. И перед поездкой в Японию я приобрел такой набор из 6 разных препаратов в экспортной упаковке.
И вот теперь я решил воспользоваться своим знакомством с Дайдодзи, вручить ему презент, и если будет возможным, попросить его помочь в покупке автомобилей. Я сообщил нашим сопровождающим из префектуры о том, что хотел бы встретиться с Президентом Мичиноку-банка, и через какое-то время нам сообщили, когда Дайдодзи нас примет у себя в банке. Прием был организован на высшем уровне. Я вручил господину Дайдодзи свой презент, профессор Островский рассказал, как правильно принимать препараты, один из клерков банка все записал. Президент банка был очень доволен, ему еще никто не дарил такой полезный для его пожилого возраста набор лекарственных препаратов. И когда я, улучив подходящий момент, заговорил о помощи в покупке автомобилей, он дал соответствующую команду, и дело закрутилось.
Как оказалось, купить подержанный автомобиль можно просто, причем в любом городе. Намного сложнее доставить его на русскую землю. Это можно сделать только на судне, которое заходит в японский порт и платит портовый сбор, который весьма велик. В порт Аомори крайне редко заходили российские суда. Но нам несказанно повезло. За полмесяца до нас в Аомори были руководители объединения «Главдальстрой», в здании которого Дайдодзи собрался разместить филиал своего банка в России. Они купили автомобили, и для доставки их в Хабаровск уже было заказано судно «река-море». Официально для доставки в представительство мебели, оборудования и оргтехники. Загрузить на борт судна не три, а девять автомобилей не проблема. Но об этом мы узнали немного позднее. А пока нам надо было выбрать автомобили.
Уже на следующий день ребята из Мичиноку-банка свозили нас на пару автомобильных свалок, где мы выбрали автомобили. Сейчас я уже не помню, кто из нашей делегации какие автомобили купил, только помню «Тойота Чейзер» профессора Островского, автомобиль бизнес-класса, как в то время у нас называли, класса «Волги». И второй автомобиль начмеда краевой больницы Поляковой «Тойота Краун», автомобиль представительского класса, с пробегом 40 тысяч км за 15 лет эксплуатации. Удивительно, что в этом вроде как стареньком автомобиле все работало. Автомобиль большой, размером с нашу «Чайку» обошелся Татьяне Ивановне всего 600 баксов. В этот же день нас свозили на таможню в порт, там нас сфотографировали, занесли в какие-то документы, и это дало возможность беспошлинно вывезти из Японии наши автомобили. Мы внесли в кассу банка по 400 долларов за доставку автомобилей до Хабаровска. Позже мы узнали, что за доставку автомобиля из Ниигаты до Находки брали 600 долларов. Но потом надо самому ехать в Находку и перегонять автомобиль в Хабаровск. А в нашем случае было и дешевле, и удобнее.
На следующий день при посещении какого-то медицинского учреждения меня попросили выйти в коридор. Там я увидел двух молодых людей из тех, что нас сопровождали по свалкам, с виноватыми лицами. Они сказали, что документы на выбранный мной автомобиль не в порядке, и предложили выбрать другой, но для этого я должен его осмотреть. Я согласился, и мы поехали. Недалеко от больницы на автозаправочной стоял автомобиль «Ниссан Скайлайн», также класса «Волги», еще с регистрационными номерами. Мне предложили на нем проехать. Автомобиль мне понравился, очень сохранный салон и кузов, хотя автомобиль 1986 года выпуска, т.е. ему уже 6 лет. Стоимость автомобиля составила 1 тысячу долларов США. Тут же были оформлены все необходимые бумаги, я заплатил за автомобиль, и стал владельцем подержанной иномарки.
Через недели полторы после приезда из Японии мне сообщили на работу, что наши автомобили доставлены в Хабаровск, и на следующий день будут выгружаться с судна «река-море». Я обзвонил своих товарищей по поездке, и в назначенное время мы были в речном порту Хабаровска. Прав на вождение автомобиля у меня не было, поэтому я попросил своего персонального водителя найти свободного шофера, чтобы отогнать автомобиль на платную стоянку, где я планировал его оставить. Выгрузка всех автомобилей не затянулась. Большой интерес у всех присутствующих вызвал автомобиль «Тойота Краун» Поляковой, но когда он уверенно набрал скорость и поехал, все удивились надежности японского автопрома.
Всю зиму мой автомобиль простоял на платной стоянке недалеко от дома. К весне я решил вопрос получения прав на управление автомобиля. Для этого я был внесен в список группы, которая проходила обучение в ДОСААФ, но посещать занятия мне было некогда, поэтому я самостоятельно старался изучать материалы, которые давали на занятиях. В свободное время я вначале под присмотром своего водителя осваивал вождение, а потом, став более уверенно ездить, уже самостоятельно ездил по таким дорогам, где встреча с гаишником была маловероятной. Как правило, покрытие на этих дорогах было не очень качественным, так что я научился ездить по ухабам вполне сносно. Одновременно старался читать всякую литературу по устройствам автомобиля и другие методические материалы. Особенно мне понравилась небольшая книга автослесаря из Владивостока Корниенко под названием «Товарищ автомобиль и госпожа иномарка», где он простым и доступным языком разжевывает азы вождения автомобиля и уход за ним, производство простейшего ремонта при небольших поломках. Понравилась и книжка под названием «Советы бывалого автомобилиста», где были даны некоторые дельные советы, которыми я в дальнейшем пользовался. По крайней мере, обязательную бутылку водки, буксировочный трос, насос, теплую куртку, ящик с песком и лопаткой зимой я всегда брал с собой в дорогу.
По завершению занятий в ДОССАФ я получил справку установленного образца и пошел к начальнику краевого ГАИ Кузенко. Он вызвал починенную, капитана из регистрационного отдела, и распорядился подготовить мне документы. Дама привела меня к себе в кабинет, велела заполнить бланк сдачи теоретического ответа на вопросы, дав для образца правильно заполненный бланк. Я исправно переписал и отдал этой даме. В это время в кабинет зашел какой-то молодой лейтенант-гаишник, и капитан попросила убедиться, что я умею ездить. В ГАИ я приехал на своем автомобиле с автоматической коробкой передач, поэтому ничего сложного в том задании, что дал мне гаишник, не увидел. Правильно начать движение, показав поворотником, что я отъезжаю от бордюра, и проехать метров пятьдесят, запарковаться, для меня не составило труда. Гаишник убедился, что я умею водить автомобиль на примитивном уровне и посоветовал, что надо ездить много, только тогда мои навыки вождения станут автоматическими. Так я получил свои первые права водителя категории В, и от краевого управления ГАИ ехал, не объезжая посты гаишников.
В ближайшее лето каждый выходной я старался ездить на своем автомобиле и по городу, и за городом, где уже стал ездить на довольно высокой скорости, не нарушая правил движения. Такая сдача экзаменов экстерном на получение водительского удостоверения не сказалась на качестве вождения. До этого я несколько лет ездил на персональном автомобиле, присматриваясь к манере вождения своего водителя Игоря Чеснейшего. Он вел автомобиль уверенно, где-то даже нагловато, ведь мой первый персональный автомобиль была черная 31-я «Волга» из гаража крайкома партии, который передали исполнительной власти после запрета КПСС. Так что уже через четыре месяца после получения прав я весьма уверенно водил автомобиль, доехал в течение дня до Находки, правда, имея в качестве ведущего своего коллегу Володю Бондаря.
В одной из многочисленных книг, что я прочитал, говорилось, что автомобиль надо любить, и тогда он вас никогда не подведет. Поэтому я относился к своему автомобилю как к родному дитя. И хотя он ломался, как всякие механизмы, но это всегда случалось тогда, когда я не мог оказаться в безвыходной ситуации. Я всегда прислушивался к работе двигателя, всяким стукам и другим необычным звукам в автомобиле, и своевременно обращался в СТО. Старался по возможности присутствовать во время кратковременного ремонта, сам менял и всегда следил, чтобы машинное масло, тосол, декстрон и другие нужные для нормальной эксплуатации жидкости своевременно менялись или доливались. Сразу завел бортовой журнал, куда записывал все нужные для контроля за автомобилем сведения.
Много интересного я узнал из книги, написанной немецкими авторами еще в ГДР, где давались советы по вождению автомобиля в плотном городском потоке. Для Хабаровска это уже становилось актуальным, так как количество автомобилей на дорогах города неуклонно росло, и не все соблюдали джентльменское поведение и правила на дороге. В этой книге советовали никогда не суетиться, водить автомобиль уверенно, выразительно и четко показывать, что вы собираетесь делать в следующее мгновение. Чтобы, если вы намерены нарушить некоторые второстепенные правила, у всех участников движения была полная ясность в этом.
Мой автомобиль «Ниссан Скайлайн», что переводится как «Горизонт», был заднеприводной, имел карбюраторный двигатель объемом 1,8 литра, весьма надежный. Мне еще при покупке сказали, что самые надежные автомобили с меньшими наворотами, которые чаще и выходят из строя. Всякие там турбокомпрессоры, вспрыски увеличивают мощность двигателя, но требуют постоянного сервисного обслуживания, что в России на первых порах было невозможно осуществить. Внешне автомобиль напоминал чем-то модели шведского концерна «Вольво», угловатый, не такой «зализанный», как автомобили более поздних выпусков. На нем я осваивал не только вождение, азы обслуживания, но и вникал в особенности японских автомобилей.
Когда на моём «Скайлайне» полетел стартер, и я стал искать запчасть, выяснилось, что у мотора SA-18, стоящего на моем автомобиле, есть два разных стартера, в зависимости, на какой автомобиль устанавливаются. Такой же стартер есть на переднеприводных «Ниссан Блюберд», причем на моторе с автоматической коробкой один стартер, с механической – другой. Разнятся стартеры и у машин с продольным или поперечным расположением двигателя. Вот такие тонкости я узнавал. Из книг все того же Корниенко «Автомобиль для «чайников» и «Ремонт японских автомобилей» прочитал о некоторых тонкостях в диагностике поломок, и даже кое-что подсказывал автослесарям, которые их устраняли.
Машина оказалась очень надежной, верой и правдой служила нашей семье почти десять лет, и потом в руках нового покупателя продолжала исправно работать. Японские «Тойота» и «Ниссан» славились надежностью, были очень удобны в проведении ремонта, особенно в подкапотном пространстве, в отличие от «навороченных» «Хонды, Мицибисси», «Мазды» и «Субару». Со временем в Хабаровске очень развился автомобильный сервис, появились целые СТО, был отлажен процесс доставки запасных частей из Японии на самолетах, выполняющих полеты по маршруту Хабаровск-Ниигата три раза в неделю. Так что автомобильный бизнес получил свое развитие, так же как и многие другие отрасли, связанные с перемещениями больших масс автомобилей и людей между городами Дальнего Востока. Появилась масса автозаправок, придорожных кафе, СТО вдоль основных трасс, улучшилось содержание автодорог, некоторые получили статус автострад. И добраться к Японскому морю не составляло труда на собственном автомобиле, что я и стал делать каждое лето, чтобы окунуться в морские волны и подоставать со дна моря всякую живность. И мой первый автомобиль мне в этом очень помогал, за что ему говорю спасибо.
Свидетельство о публикации №217103000717