Территория - роман олега куваева

Дочитал роман ОЛЕГА КУВАЕВА   «ТЕРРИТОРИЯ».
Захотелось высказать вкратце то, что увлекало, притягивало, кружило голову,          напоминало и возводило для меня этот роман, в прозу особую, в прозу для меня лично великую,  в мою любимую   настольную книгу.

«Территория…
Это страна мужчин…страна унтов, меховых костюмов, пург, собачьих упряжек, морозов… героизма – олицетворение жизни, которой вы, вполне вероятно, хотели бы жить, если бы не заела проклятая обыдёнка.
Во всяком случае, вы мечтали об этом в юности».

Мои тяжкие телесные ощущения тормозят ход моих мыслей, сдерживают движения моих пальцев, тормозят работу.Но велико моё желание говорить и говорить о том, что только что прошло передо мной, крепко задело меня и ввергает в работу, работу и работу…
Ведь как пишет в конце своего романа Олег Куваев:

«Мы все обречённые люди.
Мы обречены на нашу РАБОТУ.
Мы обречены на РАБОТУ, и эта есть лучшая и высшая в мире обречённость».

И я продолжаю…

« ТЕРРИТОРИЯ…
Нет тут берёз, клёнов, ясеней, сосен, лиственниц.
Есть сопки и тундра, чудовищно, даже как-то клинически голые, и в вас поселится лёгкий страх, особенно если вы выросли среди мягких пейзажей европейской России».

Меня поразило литературное мастерство Куваева при создании образа главного героя романа.
ЭтоИлья Николаевич ЧИНКОВ,имевший прозвище БУДДА.
Ещё студентом Илья Николаевич был настолько солиден, что иной доцент выглядел рядом с ним мальчишкой.
Сейчас Чинков занимал пост Главного инженера Геологического Управления Территории.
Он восседал в своём большом и пустом кабинете в странном кресле из ЧЁРНОГО дуба.
Зелёного сукна стол перед ним был всегда чрезвычайно чист: ни карандаша, ни бумажки.
Все отмечали у главного инженера странную привычку: сидеть часами в кресле перед пустым столом.
Взгляд тяжело опущен, поза разбухшего идола, ЧЁРНЫЙ костюм, ЧЁРНАЯ рубашка, ЧЁРНЫЙ галстук и лицо чугунного цвета.
До Чинкова на ТЕРРИТОРИИ золото не было найдено, но сама проблема золота Территории была не в том, что его искали неправильно или мало, а том,
ЧТО НЕ БЫЛО ЛИДЕРА.
И для этого нужен был честолюбец, который будет идти до конца.
Таким лидером, у которого беспощадность к себе и другим была помножена на удачу,  и тонкую, глубокую ИНТУИЦИЮ.
В «Чёрной папке» Чинкова, в которую ни один ловчила ещё не сумел заглянуть, на каждом листочке была записана  МЫСЛЬ или ДОВОД, ДОГАДКА или СООБРАЖЕНИЕ.
Несколько листков были посвящены размышлениям об ИНТУИЦИИ.
Интуиция на равных правах с другими служит МЕТОДОМ познания Природы.
Фундаментом интуиции служат
 ЛИЧНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ГРУДА ФАКТОВ, которыми он располагаети сильное, длительное НАПРЯЖЕНИЕ МОЗГА.
ИНТУИЦИЯ в этом случае – есть прямой и безошибочный метод познания.
В геологии нужны, прежде всего, люди с  развитой и тренированной интуицией.
 
Красивый образ редкостного человека создал Куваев в своём главном герое.
Такого человека, который…

«… не во имя денег и не во имя долга, так как настоящий долг сидел в самой сущности этого человека, не ради славы, а ради того НЕПОЗНАННОГО, во имя чего начинается и проходит индивидуальная жизнь каждого человека.
Который устоял против гипноза приобретательства и безопасных уютных истин.
Который  знал, что стопроцентная добродетель достигнута пока только в легендах.
Который  верил в ярость своей работы».

А какие человеческие фигуры окружали самого ЧИНКОВА?
Такие люди, которым…

«Предстояло проклинать судьбу во время июльского снегопада.
Предстояло стонать ночами от ломоты в наработавшихся руках.
Предстояло месяц плыть по реке и пересекать тундровые урочища.
Предстояло слушать свист ветра в песчаных дюнах.
Предстояло запомнить багровые на полнеба закаты.
Предстояло неделю сидеть у Туманного мыса, ежедневно пытаясь его обогнуть. Каждый раз шквальный ветер отшвыривал их обратно.
Они молча выбирались на берег, жгли костёр из плавника, сушились и снова сталкивали вельбот на воду. И снова ветер заливал их и отбрасывал обратно за скалы.
Лишь ярость давала им в это время силы.
Им предстояло запомнить это до конца своих дней, потому что оно напоминало о себе перебоями сердца и словами старой методики – «ДЕЛАЙ ИЛИ УМРИ».

А природа, природа ЧУКОТКИ?

Она стелется в описании Куваева небольшими мазками по всему тексту романа и создаёт разнообразную и внушительную картину особого громадного места на земле, где природное разнообразие и красоты вокруг редкого человека образуют чудную сказку, временами красивую и завораживающую, а временами опасную и страшную в своей далёкой отрешённости от мира сего.

 «В узких долинах зеленела осока, тонко пищали неизвестные птахи, грохали осыпи, сдвинутые бегом снежных баранов…
Облака разошлись. Тундра засияла жёлтым.
Над дальним туманом отрешенно и чисто сверкал ледовый конус горы, на которой никто не бывал.
Прекрасная страна!"

А какова концовка романа?

Четыре небольших предложения.
Всего четыре и совсем небольших.
А как ударяют?
Как задевают?
Как заставляют искать суматошный ответ на прямой вопрос Куваева.

«…причина грядущего дня создаётся сегодня.
Так почему же вас не было на тех тракторных санях и не ваше лицо обжигал морозный февральский ветер, читатель?
Где были, чем занимались вы все эти годы?
ДОВОЛЬНЫ ЛИ ВЫ СОБОЙ?..»


Рецензии
Спасибо, Евгений, за напоминание. Давно уже хотел прочитать, но всё забывал. зато посмотрел одноименный фильм. Очень понравился. Фильм именно что про МУЖИКОВ. Не про клоунов, про которых сегодня снято видимо-невидимо.

Алексей Курганов   30.10.2017 17:40     Заявить о нарушении
Приятно было, Алексей, получить ваш отзыв.
Часто прослушиваю и просматриваю видео сюжет песни, которая была написана для фильма "Территория", но не вошла в него и гуляет по интернету отдельно.
(Олег Митяев.Песня к фильму Территория)

Евгений Крашенинников   30.10.2017 18:54   Заявить о нарушении