Наступило время Хипстеров...
Тотальность обслуги со стороны интеллектуальных кругов этого нового кластера удивительна и особенно заметна именно на российской почве. На «загнивающем Западе» эта тенденция совсем не уникальна, ибо там левацкие настроения начала 20 века естественным образом были взнузданы нарождающимся «обществом потребления».
Что уж там, еще во второй половине 19 века волну нарождающегося «империализма», с его воинственными представителями новой буржуазии принялись обслуживать «отверженные» деятели культуры, быстро осознавшие, что «новой силе» необходим новый же понятный язык – своего рода «феня». Уже тогда видно было отличие в подходе к «новоязу» в среде русских художников, модернизирующих «замшелый» академизм, от, занимающихся абсолютно тем же, импрессионистов. Если первые искали новые сюжеты, социализируясь сверх всякого разумного предела, то элегантно-элитарные французы все свое внимание обратили к форме.
Потом, в начале 20 века, когда центр социальной эволюции переместился в Россию, приняв форму оголтелой революционности, русские художники сумели сравняться и даже во многом превзойти своих европейских коллег, предложив в качестве альтернативы всем предыдущим –измам «Черный квадрат» Малевича, тем самым окончательно похоронившим всю предыдущую историю развития изобразительного искусства.
Представьте себе на одной стене, например в Манеже, парочку огромных полотен Ильи Репина – «Заседание государственного совета» и «Крестный ход» и, не уступающим (почти) по величине, «Кувшинкам» Клода Моне. Эффект был бы таким же, как соседство «Мистерии 20 века» Ильи же Глазунова и (приходится скорбно морщить лоб и признавать, что нет современного ЖИВОПИСЦА, который мог бы с таким же успехом продемонстрировать торжество ЖИВОПИСИ, перед отвязным политическим китчем главы Российской академии живописи и ваяния, как это в свое время удалось сделать академику Моисеенко) инсталляции Ильи (опять) Кабакова.
Представьте опять же, нашего героя, ищущего понятного и развлекательного зрелища, ибо посещение музея или галереи для него стало в первую очередь актом «правильной социализации», а во вторую – возможностью хорошо провести свободное время, которому предлагают такой вот винегрет! Можно со всей определенностью предположить, что и то и другое будет воспринято им на УРА! В первом случае потому, что даны понятные и простые ответы на главные вопросы российской ментальности – «Что делать» и «Кто виноват», а во втором, наоборот, потому что эта самая «псевдо-элитарность» достигается абсурдным зрелищем – разглядыванием, например, коммунальной квартиры советского периода…
Возвратимся к истории.
На Западе наступала и теперь уже очевидно победила «Фельетонистическая эпоха» предсказанная прозорливым Германом Гессе. Художник, как мастер и «посвященный» был низвергнут с пьедестала и его место заняли последователи Дюшана, для которых главным стало «Заявить о себе любым способом» и, степень непрофессионализма которых, стал критерием их признания новыми мессиями современного искусства. Анекдот, поданный в тривиальной форме, пародирующей или театр (перформанс), или кинематограф (видео-арт), или скульптуру (инсталляция)… И дело даже не в том, что язык, на котором разговаривают современные художники все больше напоминает беспомощное мыканье Герасима. Все ж таки среди них есть весьма одаренные люди, подменившие дизайном (то есть формированием пространства и вещей) прямой разговор о вечном, ради чего собственно во время оно и взяли в руки кисти и стек первые художники. И сделавшие это с большим вкусом. Дело именно в том, что, идя навстречу пожеланиям поклонникам то ли «Камеди-клаба», то ли Задорного, современные художники все больше и больше тонут в мелкотемье, подчас высасывая из пальца ничтожный повод для создания произведений искусства, или, что не менее отталкивает, подчиняясь диктату кураторского «Кульпросвета»!
Сейчас в России пришла не менее амбициозная сила, чем прозападные (в хорошем смысле этого слова) тенденции – это все более усиливающийся диктат государственных структур. Поверьте мне, скоро начнутся помпезные выставки во славу «правильной» идеологии, которые не уступят в своем «величии» коммунистическим субботникам околовластной прослойки времен «развитого социализма».
И это прекрасно… Если, конечно, никто из противоборствующих сторон не захочет истребить своего заклятого врага в прямом смысле этого слова!
Но, что же остается «нормальному» посетителю художественных выставок? Человеку, который в искусстве ищет овеществленный портал в мир высокой духовности, когда душа его воспаряет к Небесам, а сердце трепещет от прикосновения к Прекрасному?
Думается, что на сегодняшний день, пока художники не переболели всеми болезнями искусства постиндустриального общества и не родили свою «Сикстинскую капеллу», этим мостиком к душе и духу является искусство ПОРТРЕТА!
Конечно, не парадного портрета в стиле синтеза передвижничества 19 и нуворишества 20-21, а того проникновения в психологию человека, которую мы видим в «живых глазах» художников всех времен от Гольбейна младшего, до Серого или Врубеля!
Такие художники есть, таких художников нельзя упускать из вида… Их выставки, как маячки душевного и художественного здоровья надо посещать в одиночестве. Так как образы, порождаемые этими мастерами, по воздействию сродни ликам святых.
Я, например, оязательно посещу такую выставку и погружусь в атмосферу ЛЮБВИ к ЛЮДЯМ, которую создает мастер Кузьмина-Чугунова Татьяна Александровна.
Свидетельство о публикации №217103101159