Жить здесь и сейчас или ожидать лучшей жизни после

В дохристианский период , не существовало такого понятия как наука. В античности была астрология и магия, которые соединяли в себе элементы богословия и современной науки, религиозной веры и реального знания о мире.

Христианство породило такое явление как строгое соблюдение канонов веры, правильное толкование одной книги-Библии. Верующие люди и особенно глубоко верующие священнослужители соотносили то, что видели в действительности с библейскими текстами, а не наоборот, когда опытные религиозные легенды и мифы проверялись бы опытным путем. По сути, богословы выступали как астрологи и маги, которые толковали  любые земные и небесные явления по определенной библией схеме. Богословы как бы гадали по священным текстам , а не по внешним признакам происходящих явлений. Такое положение расслабляло разум, так как все ответы либо были даны священниками или их можно было найти в библейских текстах.

Астрология также оказалась в сложном положении, так как языческие гадания по полету птиц, по внутренностям животных, по звездам и земным явлениям были под запретом и преследовались все толкователи. Однако, были  и странные для того времени люди, что могли получить образование в семинарии или в европейском университете и потом наблюдать за земными и небесными явлениями, не полагаясь только на веру. Таких людей в истории естествознания осталось не так много. Но они постепенно доказывали, что мир живет не по божественному замыслу и что не всё можно истолковать по Библии. Даже наоборот, получалось, что библейские книги записывались людьми на основе старых знаний о мире. Книги объясняли устройство мира так , как видели его люди в старину в одной лишь части мира. Последнее положение подтверждалось наблюдением за звездным небом, что находилось над головой каждого.

Оставалось написать подобную Библии книгу, чтобы опровергнуть  старинные богословские откровения. Останутся люди, которые ещё долго будут продолжать верить Библии и библейским легендам, но появятся новые ученые, как их стали называть,  люди, что начнут самостоятельно исследовать природу бытия.

В удивительном положении оказались знания об устройстве Вселенной. В античные времена у греков уже были философские представления об устройстве сущего мира. По этим представлениям , Земля вращалась вокруг Солнца и оно двигалось среди таких же звезд. Такое положение светил не устраивало европейских пап, ибо богом устроенная жизнь на Земле оказывалась на краю Вселенной. Папы и христианские богословы доказывали, что Земля находится в центре Вселенной и все небесные тела вращаются вокруг нее. Почти 15 веков придерживались библейской теории происхождения Вселенной, доказывали даже, что в древности были споры об устройстве, но что вся Вселенная произошла по воле Бога. Этой теории о божественном происхождении всего мира церковь придерживается до сих пор.

Народы книжной веры-мусульмане, христиане и иудеи – придерживаются тех взглядов, что отражены в священных текстах их Писаний- Коране, Библии  и Талмуде. Буддисты исходят из того главного положения своей веры, что Вселенная является отражением их внутреннего мира и весь мир рождается с рождением индивидуальной души. То есть , каков мир внутри, таково устройство Вселенной. Человек рождается и начинается жизнь новой Вселенной. Подобные взгляды были и в античной Греции. Были , скорее всего, и теории подобные индуистским верованиям. По этим верованиям , вся Вселенная является живым существом, которое имеет определенный возраст и проходит определенные периоды развития. Индуистские взгляды на мир также сложны , как и богословские взгляды христиан, мусульман и иудеев.

Кроме всех прочих внешне отличных черт  религий, иудейская отличается от христианской и мусульманской тем положением веры, что какую бы жизнь человек не прожил, в будущем, в вечности ему не жить, не будет тела, а значит, что не будет того, чему можно будет доставлять удовольствия или наносить вред. В этом есть доля истины, но к чему это положение веры ведет живущего верующего иудея? Для него не важно становится  знать прошлое, социальную историю сообщества , в котором он живет, а значит это прошлое и историю общества, государства можно толковать как ему удобно. Этим положением о материальной жизни в настоящем иудеи навлекали на себя гонения. Будущее по иудейской доктрине распространяется только в пределах жизни еврейской общины, а для отдельного иудея – в пределах его жизни, так как после смерти душа попадает в ад - Эол.

 В отличии от иудеев мусульмане выстроили доктрину веры в будущую райскую жизнь для своих праведников и героев веры. Для фанатично верующих мусульман, да и для христиан догматической веры жизнь не имеет ценности, главное для них и их души всё будет впереди - после смерти тела.

Если совсем упростить житейский подход и отношение к жизни представителей разных религиозных конфессий, то можно выделить две противоположные жизненные практики: жить здесь и сейчас, то есть жить, чтобы получать удовольствия каждый день и жить для будущей вечной жизни, то есть откладывать всю жизнь на потом. Эти две житейские стратегии имеют корни в религиозной вере и мифах о вечной жизни после смерти. Эти стратегии в целом накладывают свой отпечаток на сообщества и целые государства. Одни общества выстраиваются таким образом, чтобы люди в нем жили с удовольствием каждый день, вели праведную жизнь и не хотели умирать. Другие сообщества людей устраиваются так, что люди стремятся быстрее уйти из жизни, чтобы попасть в лучший мир. Настроения и ожидания людей из сообщества, верящего в будущую лучшую жизнь отличаются от общего настроя общества с противоположными взглядами.

Люди из одного сообщества говорят людям из другого сообщества: мы дали вам доктрину веры в Христа, в коммунизм, в светлое будущее, которое придет в необозримом будущем, а вы должны с нами расплатиться сейчас, потому что мы хотим хорошо жить здесь и сейчас, вы же потерпите, так как после смерти всё наладится для вас, нас же ждет ад. В целом все вынуждены соглашаться с такими требованиями, ведь Царство Божие на Земле невозможно построить, что подтверждается практикой построения справедливого государства.

Настрой и откладывание настоящей жизни на потом отражается на индивидуальном успехе отдельных представителей определенного общества. Отдельные индивиды хотят жить хорошо здесь и сейчас, другие надеются, что хорошо будут жить их дети или внуки, а есть такие, что верят в прекрасную жизнь после смерти. Все эти переживания исходят от внушенной им веры в их настоящее и будущее, веры в то, что если есть движение, то есть пространство , в котором происходит движение, а если есть пространство, то есть время. Время же понятие протяженности, подобное такой протяженной категории как  «пространство». Если есть протяженность , движение и можно вывести категорию пространства, то и для времени существуют в протяжении настоящее, прошлое, будущее и их сочетания.  На основе этих категорий выстроены не только доктрины веры, но и научные теории, которые всем хорошо известны и о которых говорилось вначале.


Рецензии