мои открытия
Снежный человек обосновался в лесах Вытего;рии.
может стоит взятся сейчас за поиски вытегорского страховища? Когда ещё выпадет такой случай, может опять через 100 лет как и теперь(если считать что на Вертосельге встреча произошла примерно, в 1898, а на Онего - в 2008).
Все ищут снежного человека в Гималаях, а он, оказывается в наших краях устроился, и уже не первый год, и , как оказалось, не первый век!
Это произошло в вертосельгских лесах, давным-давно, лет сто назад с моей бабушкой Матроной Ильиничной Алёшыной. Об этом случае я слышала от родителей, а позднее в начале 21 века от вертосёлов, и записала как сказку. Но вот в декабре 2008 года в Вологде на заседании литобъединения «Среда» вытегорка Нина Писарчик рассказала, что она встретила близ озера Онего точно такое же чудище. Значит это чудо ещё живо! А я не верила рассказам отца и написала сказку (записана вытегорским говором). Случай с моей бабушкой Матроной Ильиничной Алёшиной помнили долго в Ве;ртосельге, и старики-вертосёла(родившиеся в 20-е годы 20 столетия) вспоминали этот случай…
Затерялись в веках Веды, Весь и «Великая Тарта;рия»; затонула Атлантида, ушли в глубины Волго-Ба;лта древние селения Вытего;рщины: Сюрьга;, Нага;жма, Ре;бово, Марко;во, Собачьи Прола;зы … На обширном пространстве меж двух дорог («Вы;тегра – Е;жэзеро – у;ндозеро» и «Во;локов Мост – Новостройка») болота, болота… Болото Полудё;нное, Урочище Лесы;;, урочище Ма;тенжа, Уро;чище Ве;ртосельга…
«Ве;ртосельга»
- это та самая «Кривая се;льга» - деревня, упоминавшаяся в писцовых книгах Обоне;жской пятины 14 -15 в.в. (см.«Язык моих предков с Ве;пской возвышенности»К.Т.Алёшина-Матюшина). Считается, что деревня Ве;ртосельга родилась на «пала;х» = «палёной подсе;ке», и название деревни произошло от вепского «Vеr//tа» - палить подсеку: второе слагаемое в названии «Ве;ртосельга», «се;льга», означающее сухое, возвышенное место среди болотистой местности, оправданно, ибо деревня была расположена на высокой кривой горе среди многочисленных озёр и непроходимых болот»; олонецкое значение слова «се;льга» - продолговатая, поросшая лесом возвышенность – и это так.. В писцовых книгах Обоне;жской пятины 14 -15 вв.упоминается «Кривая се;льга», и не потому-ли деревня «Ве;ртосельга» в двадцатом веке слыла в округе как «Крива;я Ве;ртосельга». *Гора – (олон.) креж, хребё;т; ***Гора - «се;льга» (фин), а вепское «се;льга» = кривая спина, хребет, горб;
"ЗольнИк"
И сохранился ещё один немой свидетель древнего возраста деревни Ве;ртосельги – «Зольни;к»– это место языческих ритуальных костров. Слово «Зольни;к» местного вертосельгского происхождения. Это слово я впервые услышала от старожителя деревни Ве;ртосельга «…а всё «зольни;к, да зольни;к», ак а земля там такая как всё-одно з золо;й смешана, а нечево; на ей не росло; – холо;дна земе;люшка» - объяснил он мне. О зольнике на территории нашей области я написала в своей краеведческой книге «Ве;ртосельга», опубликованной в альманахе «Вы;тегра-4»; (см.«Язык моих предков с Вепской возвышенности»;
«А;лмозеро», «Ильи;нское»,«И;лесозеро»,«Са;лозеро», «Са;лмоозеро»
О периодически исчезающих и возвращающихся озёрах Вытегорщины писал в 1873 году С. Максимов «… исчезающие и возвращающиеся озёра: У;ндозеро, Ши;мозеро, Ку;штозеро, Лу;хтозеро, Э;йнозеро, Ка;чозеро и А;ндозеро. Шы;мозеро в 10 вёрст величины и до четырех саженей глубины – вода исчезает и по пустынному полю, бывшему дну извивается только небольшой ручей, продолжающий течь и подо льдом. Пучина Долгого никогда окончательно не усыхает к Рождеству лёд садится на дно, образуя холмы, ямы, трещины; весной вода заполняет озеро, переполняет, и затем начинает показывать новое чудо – течение обратное. В Ку;штозеро, высыхая, вода уводила с собой рыбу, доходящую в озере до баснословных размеров. Рыба снова возвращалась, когда с проливными дождями, озеро наполнялось в уровень с высокими берегами. А иногда и до горной гряды, окаймляющей озерную котловину. Ка;инское высыхало так, что дно его казалось дикой степью: люди ходили здесь как по суше. Однажды, два года кряду, крестьяне носили здесь сено и довольно удачно сеяли овёс».
Но, как я выяснила, не только эти озёра «гуляют». К пропадающим время от времени озёрам Вытегорщины относятся «А;лмозеро», «Ильинское» и «И;лесозеро», что в 17 верстах от «Ста;рцевой Горы». На географических картах разных лет обозначены все три озера почти рядом. Старожилы тех мест, родившиеся в начале ХХ века, убеждены, что все три названия относятся к одному и тому же озеру. («Ак, Илеса-та - Илеса и есть! – непонимающе глянула на меня , мол, уж этово-то не знать дак, что и знает! – Цэрква Ильинска, дак и озеро Ильинско», - Мария Григорьевна Калязина, уроженка деревни «Ста;рцево»; «А в той стороны – махнул рукой в сторону Подгорнего болота, вертосёл Николай Степанович Фёдоров – ручеёк от пересохшэво Алмозера. Уй, ак Алмозеро-то дак уж лет двадцать, как не больше, не возвращаецце! Ходят как по полю, да траву косят. Летом пряма дорога на Девяти;ны дак за 17 вёрст в Девятины по ему, как по полю ходили, морошку продавать,
А как с Па;вшозера да и через И;лесу, да. Ак Алмозеро и есть Ильи;нское – уточнил он, и продолжил – Дак там ручеёк течёт, край леса, такой тоненький ручеёк, а как весной – шумный водопад, где и вода бралась! И мимо ямы куда-то пропадала. А километра два до Ма;теньжы - яма така;, овраг длинный такой! Вода з болота туда и стекает, и пропадает куда-то. Яма такая, Ма;нош–яма. Не знаю, а так называют «Ма;нош-яма», да и всё!».
«Карха;ловщина», «Нове;ц на Ко;рви», Древний «Корх» и «Новцы на Корко-наволо;ке»:
Не услышав объяснения слову «Манош» я нашла на карте военных лет, созвучное «Манош-яме» название ручья Манажья;м, текущего через дорогу «Ма;теньжа – Ка;рово» и впадающего в реку Тага;жму. «Манажья;м» - может там и находится Ма;нош-яма, уводящая озеро под землю? И «Круговая яма» о которой рассказывала М.Г. Калязина, тоже где-то в этой стороне. Возможно, речь идёт об одной и той же яме, а возможно (у меня аж дух захватило от предположения) «Ма;нош-яма» и «Кругова; яма» не что иное как место известное ещё в 14 веке под названием «Корвь»(в переводе с вепсского «дыра, ухо, шерсть»). В Писцовых книгах Обонежской Пятины 14-15 веков на странице 3 в Никольском Погосте встретилось мне название деревни «Новины на Ко;рхе», а на странице 174 «деревня на Ко;рко-Новоло;ке», «на Корх-наволо;ке Матюшков след Матфеев…» При чём здесь здесь «ухо и шерсть»? – размышляла, не зная ещё о «Маножьяме» и «Круговой яме». Масла в огонь, так сказать, подлил Н.С. Фёдоров, махнув рукой в сторону Матенжи: «… там и Карха;ловщина. А кто ё знат. Кархаловщина, да Карха;ловщина… там дорога на Ка;рово, Новцы;…». Меня насторожила интонация Фёдорова «Новцы;» - произнёс он как воспоминание о чём-то далёком, известном только ему. «…Карово, Новцы;…» - мысль не даёт мне покоя: «Карово» - нет, пожалуй, это не от вепского «кар» = «Залив». Откуда залив? Скорее всего... Скорее всего… Вот оно! «Ка;рово-Новцы;»! Дорога «Ка;рово – Новцы;»… «Нови;ны на Ко;рхе»… Стало быть, – смотрю карту 1728 года: деревни «Корвь» и «Нове;ц» рядышком. Вот оно! - «Нове;ц на Ко;рви! Древний «Корх» и «Новцы; на Ко;рко-наволо;ке» - не что иное, как современная деревня Ка;рово, соединенная одной дорогой с деревней Новинкой. И стало понятно вепское «Корвь, Корх» - дыра. («Дира; – яма бездённая по Ка;роськой дороги. Дорога там на Ка;рово, а там Кругова; яма стояла, ак вода откуда и брала;се, в тую яму текла» - вспоминала Мария Григорьевна Калязина:– В ямы круга;м, да круга;м! Как ровно в воронку и уходила куда-то. И вот диво: не прибывало и не убывало. Круговым потоком под землю как в воронку! А в Илесы выскакивала чистым ключевым ручьём. Там мельница была поставлена. Нашы мужыки как праздник – закорешылись: в рого;жной куль наво;зу нагребут, на верёвку к дереву привяжут и в яму пуска;ли. Куль в воронку затянёт, ру;чей в Илесы пересыха;т, мельниця не ро;бит. Вот мельник шлёт записку «Алмозёрски мужыки, розоткни;тё диру!». Мужыки хохоцют. На празник всё Ста;рцэво пеке;т пироги дармовыё. Мельник полумеше;чьё муки по;слал». На мой вопрос не знает ли она в честь чего или кого названа так деревня, Мария Григорьевна ответила: «А говорят там старцы; жыли, дак вот и Ста;рцэво»). И она была не далека от истины, карта 1933 года сохранила название «Ста;рцева гора». (А «Староричье» ешё называют, ак это што река была, пересохла, русло старое – вот и «Старори;чье» - Н.С. Фёдоров); В церковных записях Духовных росписей по Вытегорскому Погосту за 1796 год есть названия деревень: «Старори;чье»; «деревня между реки А;лый»; «деревня над А;лым озером»; «на реки А;лги»; «деревня в А;лги». Кстати, ныне живёт деревня с названием «Ва;лги». Не подверженный никаким правилам правописания и тем более произношения, язык предков рождал и оставлял потомкам множество вариаций названия одной и той же местности, озер, рек. Возможно, это произошло и с озером Алым. Допустим на вопрос: «Откуда ты, с каких мест?» - получали ответ – «С Ала-озера» (вот вам и «Са;лозеро»); или «С Ала мы с озера». Вариаций разговорной речи множество, в результете мы имеем и «Са;лмасозеро», и «Са;лм-озеро». На современных картах Вытего;рщины указаны два озера с названием «А;лмозеро». На карте 1728 года Алмозеро, о котором я пишу, записано как «Азмозеро» и находится оно между Волгобалтом и рекой Тага;жмой. Второе Алмозеро между Пе;даж рекой и рекой Мегро;й. В церковных книгах записаны деревни и на Ёж-реке и на Ёж-горе, и Ежезеро, и Ёж-озеро в Ежезерской округе.
«Ле;ма-потеря;йка» и «Бучьну;ха».
Влево от Го;рменика(поляна слева от дороги на повороте к деревне Ве;ртосельга) в сторону Ежезера в 4-х километрах от деревни на «Ко;шачьем» болоте из «двух Лемозерко;в» начиналась река Бучьну;ха. А охотник А.Н. Жихарев и Н.С. Фёдоров убеждены, что это река «Лема – потеря;йка». Родившись в Ле;мозере на Полу;дённом болоте, две Ле;мы реки недолго бежали рядом. Одна понесла свои воды к реке Мегре, вторая нырнула под болото и поднявшись на поверхность в Ко;шачьем болоте, из которого, речка «Ле;ма-потеря;йка», образуя два маленьких «Лем-озерка;» выскакивает, и бурным потоком(получивши в более поздие времна название «Бучьну;ха») пересекает(в двух верстах от Ве;ртосельги) дорогу(с Ве;ртосельги к деевне р«Ле;ма»),огибает гору(под старой осиной – поворот к деревне Ве;ртосельга), и, пробившись через «Полу;нощьно» болото(оно к северо-востоку под Ве;ртосльгой), уходит под гору «Ле;му»(«Большой Шэло;м») прихватив с собой воды «Го;рмо-ру;чья», да «Га;бручья»
... и вот я иду в поисках прошлого в даль залесную, вёрстами немеряными, тропами заросшими иду за тенями предков моих. Бреду по заколоженным болотам…мы перебрели этот ручеёк: (родившись в «Полу;дённом» болоте две Ле;мы-реки текли рядом, затем, одна свернув влево понесла свои воды к реке «Мегра», другая нырнув под болото «Ко;шачье», из которого, речка «Ле;ма-потеря;йка» выскакивает, и образуя два маленьких «Лем-озерка;», и бурным потоком, получивши название «Бучьну;ха», пересекает в двух верстах от Ве;ртосельги дорогу с Ве;ртосельги к деревне Лема, огибает гору , и, пробившись через «Полу;нощьно» болото, уходит под гору «Ле;му»(«Большой Шэло;м»), прихватив с собой воды Го;рмо-ру;чья, да Габ-ру;чья(см. кн. «Ве;ртосельга» - …итак, мы перебрели этот ручеёк и пошли, давно никем не хоженой-неежженой, заросшей травой, дорогой, через три (разделённых друг от друга высокими холмами), три заболоченных ручья, а когда-то они жили полноводными реками(на одной из старых карт они обозначены параллельно друг другу, текущими из ниоткуда – в никуда).
Паск-ру;чей», «Пе;рт–ручей», «Ма;ндынь-ру;чей»
Схематическая карта Европейской части России, составленная в 1918 году, запечатлела три ручья, пересекающих дорогу «Ве;ртосельга – Тага;жмозеро», бегущих ни откуда, в никуда. Остатки этих трёх ручьёв (а вожможно, что когда-то они были полноводными реками) я вместе с краеведами Девятинской школы форсировала 2 августа 2001 года. Но это уже были заболоченные лесные бача;ги меж высоких холмов. Возможно, что весной они набирают силу и вновь живут полноводной речной жизнью. Так вот на карте они записаны как «Песчаный», «Верт» и «Медный». Старожилы дружно отмахнулись от этих названий: «Што-о?! Ну, и в слуха;х не было!». Но сами не могли точно назвать ручьи, хотя и предположили (в звучании, очевидно, слышались знакомые названия), что это «Паск-ру;чей», «Пе;рт–ручей», «Ма;ндынь-ру;чей». Слово «схематическая» в наименовании данной карты извиняет составителей её, проигнорировавших существование реки Бучну;хи, и укоротивших на половину реку Ле;му. Но, благодаря этой карте, я знаю, где находилась «деревня у ы;гат-озерка;», а вот деревня «Упы;рь-болота» исчезла с лица земли ещё в начале 19 столетия, с тех пор как её покинули мои предки (Нифантьевы, Алексеевы, Васильевы, Савельевы, Елизаровы).
… в Обоне;жьи 500 лет назад на высокой горе «Выть» обосновался «Вытего;рский Пого;ст». Олонецкие Губернские Ведомости дают двоякое объяснение названия горы «Выть»: то ли от того что на горе по ночам волки выли –потому-де и «Выть»; то ли «Выть» от того, что гора эта такая высокая, и нужно было поесть и отдохнуть, перед тем как идти в гору; а я считаю, что название горы осталось с той поры, когда «Вы;ть-гора» была ничья, и считалась земельным наделом, пускалась в «переде;л», и облагалась налогом(«выть» - еденица налогообложе;ния).
А недалеко от озера Оне;го расположился небольшой городок Вы;тегра – районный центр Волого;дской области (до 1920 числился в Олонецкой губернии, до 1937 года относился к Ленинградской области). Слово «вы;тегра» – говоровое(«Откуда идёшь?» «С Вы;ти-горы», «С Вы;ть-горы» и слышим «с Вы;тегры»).
Обовсём этом я написала в своей краеведческой книге «Ве;ртосельга», опубликованной в альманахе «Вытегра-4»; (см.«Язык моих предков с Вепской возвышенности»).
К читателям сего труда.
Любезные мои потомки, буквы«Е» и «Ё» (в этом словаре)читайте так, как они здесь записаны. Если над знаком «е,Е» не поставлены точки – значит это звук «Е» (шестая буква русского алфавита, и читайте её как «е», а не «э»), ну, а уж коли видите «Ё»- стало быть, то - седьмая буква в русском алфавите; если написано «и» – значит так оно и есть, и читайте как современное нам «и», а не старорусское «ы». (К.Т.Алёшина-Матюшина)
© Copyright: Клеопатра Алёшина-Матюшина, 2017
Свидетельство о публикации №217061500176
Свидетельство о публикации №217103101291