Европейские каникулы. Часть 23

По следам Лютера

В этом году Германия отмечает 500 лет Реформации. Это повод для размышлений не только о немецкой истории, но и о роли личности в этой истории. А именно о личности Мартина Лютера.

В немецкой истории я вижу две таких личности, которые повлияли на развитие истории Германии именно в положительном ключе – это Мартин Лютер и Отто фон Бисмарк.

Что сделал Бисмарк, в двух словах? Он объединил многочисленные немецкие княжества, графства, королевства и свободные земли в единое государство Германия и стал первым канцлером Германии. Во-вторых, он ввёл медицинское и пенсионное страхование для дотоле бесправных немецких рабочих и предотвратил тем самым развитие революционной ситуации в Германии. О последствиях можно спорить (под последствиями я имею в виду имперские амбиции развившейся почти в тепличных условиях немецкой промышленности), но он это сделал, руководствуясь только благом для своей Германии.

На примере Бисмарка мы можем увидеть, что если государство в своей деятельности руководствуется интересами нации, то есть государство для нации, а не наоборот, то именно такая форма государства является оптимальной. А если сказать ещё понятнее, то получится следующее: нужно любить то, чем владеешь, над чем властвуешь. Бисмарк любил свою Германию.

А Мартин Лютер? Какими категориями руководствовался он? Личными. Мартина Лютера всю жизнь занимало его отношение к Богу, его восприятие Божественного, и он проецировал своё восприятие на общество, обогатив его тем самым неимоверно.

500 лет! Что мы знаем о Руси из 1483 года, года рождения Лютера? Это было так давно, что все события того времени относятся к древней истории. А Мартин Лютер современен. Каждый его шаг известен, каждое его высказывание зафиксировано документально. Мартин Лютер – абсолютно осязаемый, абсолютно сегодняшний персонаж.

По случаю 500-летия Реформации мы с Инго отправились по следам Мартина Лютера. Выехали в пятницу после моей работы и вернулись домой в воскресенье вечером. Объехали несколько городков Саксонии-Анхальт и Тюрингии  и посетили места, связанные с жизнью и деятельностью Лютера.

Сначала мы подробнейшим образом осмотрели Виттенберг, в который приехали в пятницу вечером и в котором заночевали. В Виттенберге Лютер был священником в церкви и преподавал теологию в университете, в которой и получил степень профессора теологии.

Мы прошли по маленькому уютному городку, который остался почти таким же, как при Лютере – и это настоящее чудо! Большинство домов после объединения Германии было отреставрировано (а Саксония-Анхальт находится на территории бывшей ГДР). Мы прошли по центральной площади, где перед ратушей стоят два памятника: один – Лютеру, а другой – его другу и соратнику Меланхтону, разделившему с Лютером все тяготы его пути.

Маленьким переулком мы вышли к центральному собору с башней необычной архитектуры. А вот и врата церкви, к которым Лютер 31 октября 1517 года прибил свои тезисы. С этого события и началась Реформация. Мартин Лютер восстал против католической церкви, священником которой сам и являлся.

Написание Лютером тезисов явилось ответом на решение Ватикана продавать индульгенции. Нужно знать, что творилось в душе Лютера, чтобы понять его яростное сопротивление этому решению. С одной стороны, можно предположить, что католический священник, вплотную общающийся с паствой, видел, что эта паства и без индульгенций влачила жалкое, нищенское существование.И можно было бы подумать, что именно гнев против церкви, ужесточающей положение плебса, и было мотивом Лютера. Но Лютер никогда не был прост и однозначен. Его возмутило то, что церковь решила торговать страхом.

Я уже упоминала, что мотивы поступков Мартина Лютера были личными.  Божий раб Мартин мучился чувством вины, мучился осознанием своей греховности настолько, что оставил юриспруденцию, изучать которую отправил его отец, и занялся теологией и вступил в монашеский орден августинцев. И мучился он ровно до тех пор, пока не понял, что его муки беспочвенны. Что они имеют основание при одном условии: если Бог не любит человека и наказывает его за малейший проступок. А если человек – дитя Бога, то Он не может не любить его. Так Мартин Лютер пришёл к выводу, что Бог милостив и бояться Его не нужно.

И  его 95 тезисов, прибитые к вратам Дворцовой церкви в Виттенберге, о том, что католическая церковь искусственно взращивает страх, чтобы торговать отпущением грехов и наживаться на этом.  И не только об этом. Но и о верховности Евангелия над всей изданной церковью литературой. О ненужности «писем» и «булл», когда есть Евангелие, в котором живёт Слово Божье. Ведь именно через Христа Бог сказал человеку то, что хотел сказать.

Те деревянные врата сгорели  во время одного пожара в 18-м веке. Не кто иной, как прусский король Фридрих Вильгельм  IV подарил церкви новые  врата с отлитыми в бронзе тезисами Лютера. 500 лет – немалый срок. С какой любовью и почитанием паломники преклоняли бы колена перед теми вратами. Но и нынешние – история. И к ним стекаются туристы не только со всей Германии, но и со всего мира.

Мы сходили  ещё к дому, в котором жил Лютер и принимал учеников и единомышленников. Сходили и к дому Филиппа Меланхтона, имя которого неразрывно связано с именем Лютера.

В Виттенберге непременно нужно смотреть на дома на уровне второго этажа. Почти на каждом доме табличка, кто из известных людей здесь жил и работал. Это и учёные, и врачи, и педагоги, и теологи. У этого города – богатейшая история!

Мартин Лютер жил в одном городе и в одно время ещё с одной гениальной личностью Германии – Лукасом Кранахом Старшим. Благодаря дружбе между этими двумя гигантами у нас, у современников, сейчас так много портретов и Лютера, и его родителей, и его жены Катарины фон Бора. Лютер  так осязаем сегодня благодаря и творчеству Лукаса Кранаха. Мы зашли в Виттенберге и во двор, где стоит дом художника, его мастерские, его художественная школа. В этом дворике создаётся полное впечатление средневековья, благодаря старым постройкам. И вполне можно себе представить, что вот сейчас дверь мастерских откроется и оттуда выйдет Лукас Кранах, окружённый шумной стайкой своих учеников.

Зашли мы и ещё в одну церковь Виттенберга. Оттуда раздавались звуки органа, и мы зашли. Я присела на лавку и стала читать цитаты Мартина Лютера, проецируемые на белую колонну церкви. Гремел орган. Гремело слово   Лютера. Цитаты переводились ещё и на английский, и было время поразмышлять над каждой. «Слово Божье несёт не мир, но меч». Кому как не ему было знать об этом. Сколько преследований он претерпел, пробиваясь к Божьей правде сам и ведя за собой других.

Из Виттенберга мы отправились в Айслебен. Айслебен – тоже маленький городок, сохранивший средневековые черты. Айслебен меня поразил. Пожалуй, так, как поражает личность самого Мартина Лютера. Ведь она поражает не только нас, сегодняшних – она поражала и его современников. То, что он – избранный, было ясно уже и им. И, конечно, у него было много врагов. Но у него было громадное количество последователей и соратников, не только среди священников, но и среди знати. Благодаря их поддержке Лютер и смог выполнить свою миссию.

Так чем же поразил меня Айслебен. В этом городе  Мартин Лютер родился и умер. Он здесь никогда не жил. Но он здесь родился и умер.
Родители Мартина отправились в путь в поисках лучшей доли, и в Айслебене Маргарета Лютер родила первенца Мартина. Мальчика крестили на следующий день, и вскоре семья отправилась дальше. На том месте, где стоял дом, в котором чета Лютеров сняла квартирку на короткое время, стоит теперь дом, выстроенный в качестве музея. В нём есть и квартирка, открытая для посетителей, и можно увидеть, как могло выглядеть то временное пристанище молодой семьи.

Вам эта история  ничего не напоминает? А мне она напоминает один библейский сюжет.

В январе 1546 года Мартин Лютер приехал в Айслебен, чтобы уладить спор с графом фон  Мансфельдом. Он давно страдал от болей в сердце, но всё же решился поехать. Здесь он слёг и после недолгой болезни умер в феврале. Дом, в котором умер Мартин Лютер,  открыт как музей для посещения туристов. Лютер стал легендой уже при жизни, каждое его слово записывалось. Как же удивляло его обстоятельство, несмотря на приближение смерти, что Господь опять привёл его в Айслебен. Во дни болезни он многократно повторял: «Неужели я останусь в Айслебене?». И в последние дни уверился окончательно: «Да, я останусь в Айслебене».

Мартин Лютер выполнил свою миссию – круг его жизни замкнулся.

Дальше наш путь лежал в Тюрингию, и мы поехали в сторону Веймара. Переночевали на парковке для кемперов на окраине города, утром Инго хотел уже ехать дальше, потому что нам нужно было успеть ещё в Айзенах, но я сказала «нет». Быть в Веймаре и не пойти к памятнику Гёте и Шиллера невозможно. И мы пошли в город. Город праздновал «Луковый фестиваль». Весь центр города был заставлен киосками и прилавками по случаю осенней ярмарки, но мы всё-таки преодолели все препятствия и пробрались к площади, на которой перед зданием театра стоит знаменитый памятник двум величайшим немецким поэтам. Памятник действительно хорош. Эстет и философ немецкой поэзии Гёте и её мятущаяся душа Шиллер стоят рядом на постаменте, на котором в камне выбита надпись: Отечество поэтам Гёте и Шиллеру. Слово Vaterland (отечество) было дискредитировано Гитлером настолько, что оно исчезло из языкового употребления после  войны. Жителям Германии стыдно за то отечество. Но насколько же уместно это слово на памятнике двум великим немцам.

Мы прошли ещё по переулочкам Веймара, и я опять увидела средневековые черты. В западной части Германии нет этих ярко выраженных черт. Может быть, дело в том, что богатая Германия отшлифовала все памятники старины до туристского блеска, а у бедной ГДР не было на это денег. А может быть (и скорее всего) восточная Германия, в которую входила Красная армия, не подвергалась таким варварским бомбардировкам  «союзников», как западная, доставшаяся американцам и англичанам. Исключение – красавец Дрезден, уничтоженный в ходе бомбардировок до основания.

После Веймара мы поехали в Эрфурт, столицу Тюрингии. Здесь Мартин Лютер учился в университете и вступил в монашенский орден августинцев. Эрфурт мы могли бы и пропустить, но Инго очень хотел мне показать его. Действительно чудесный город.  Со старыми соборами, цитаделью Петерсберг, опять же средневековыми улочками, уютными кафе на старых площадях и на набережной речки Гера. Вообще, я пришла к выводу, что в старые города в восточной Германии стоит приезжать ещё и ради средневекового флёра.

Выходные уже заканчивались, а нам нужно было посетить ещё одну достопримечательность, связанную с именем Мартина Лютера, а именно город Айзенах и крепость Вартбург.

Крепость Вартбург нависает над Айзенахом, и два километра от города до крепости мы ехали по круто забиравшей вверх дороге. Оставив кемпер на стоянке, дальше отправились к крепости пешком по не менее крутой тропинке. Крутизна пути и недоступность Вартбурга впечатляют.

Мартин Лютер провёл в Вартбурге десять месяцев. На Вормском соборе Лютер был  объявлен  «свободным,  как птица» (vogelfrei), что позволяло любому убить его без привлечения к уголовной ответственности. И жить ему оставалось бы недолго, если бы солдаты курюрста Фридриха, горячего сторонника идей Лютера, не выкрали  его и не доставили  в Вартбург. Пребывание Лютера в Вартбурге оставалось тайной для всех. Он не просто пересидел здесь смутные времена, он  перевёл за это время  Библию  на немецкий. Старый завет был переведён с древне-еврейского и арамейского, а Новый завет был переведён с древне-греческого.

Это было одно из его требований к Ватикану – вести богослужения на понятном прихожанам  языке. И чтобы Библию люди читали на родном языке. Лютер старался таким образом приблизить Бога к людям. И он перевёл Библию на разговорный немецкий, добавив придуманные им самим фразеологизмы. Библия Лютера была тут же распечатана в количестве 500 тысяч экземпляров и стала настольной книгой в каждой немецкой семье. Дети учились читать по лютеровской Библии. Язык Лютера стал основой современного немецкого языка.

Последствия того, что делал Лютер, выходили за рамки его представлений о себе и о своей деятельности. Он хотел «просто» перевести Библию на немецкий, а дал мощный толчок развитию грамотности в Германии и на её основе толчок развитию культуры нации. Он хотел «просто» подреформировать католическую церковь, а получил взрыв революционной ситуации в стране, Тридцатилетнюю войну и как одно из её последствий – отмену крепостного права уже в начале 16-го века.  Он осуждал акты насилия крестьян в этой войне, но именно он своим примером показал им, что сопротивление возможно. Лютер создал протестанскую церковь, но не смог, как он полагал, изменить католическую церковь, но в итоге изменил и её: богослужения в католической церкви ведутся сейчас на родном для прихожан языке.

То, что пути Господни неисповедимы, он знал. Он писал, что нельзя понять Вергилия, потому что он был пастухом и землепашцем, а мы – нет. Как же в таком случае можно понять Бога? Не надо пытаться понять Его, нужно только склониться в глубокой молитве перед Ним.

В Вартбург я пошла одна – Инго в крепости уже был и ждал меня снаружи. С Вартбургом связано много страниц немецкой истории, но меня интересовала только одна. Келья, в которой Лютер провёл десять месяцев под именем Юнкер Йорг, всё та же. Вещи и мебель, конечно, пришлось заменить – паломники растащили мебель Лютера по щепкам. Но она всё равно всё та же – с каменными стенами, с окошком, с дощатой дверью. Здесь Лютер якобы швырял в чёрта чернильницей, но это не более чем красивая легенда. Сам он со смехом говорил, что уничтожил чёрта с помощью чернил, имея в виду перевод им Библии.

После Вартбурга мы отправились уже домой, в Ганновер.

А сегодня – 31 октября 2017 года, и Германия ( и не только) отмечает 500 лет  Реформации. Виттенберг, Айслебен, Вартбург и другие памятные места, связанные с именем Лютера, наводнили туристы со всего мира, и я им сегодня немного завидую.

Каждый открывает Лютера для себя по-своему. Какой Лютер для меня? Очень многогранный. Но одна его цитата явилась для меня абсолютным откровением.                Когда на Вормском соборе ему предложили отказаться от своего «еретичества», направленного против католической церкви, Лютер ответил: «Моя совесть  - в тенетах Слова Божия. Я не могу и не хочу ни от чего отказываться, потому что это опасно и невозможно совершать что-то против  совести. И да поможет мне Бог. Аминь».

Какая прекрасная жизнь: он доверил себя Богу без остатка. И больше ничего не боялся. И Бог помог ему.


Рецензии