Рассказы хмельного философа. Время

Осень вступила в свои права. Ветер, видимо чем-то очень сильно разъяренный, срывал листья с деревьев и уносил куда-то далеко. Повсюду безостановочно мчался транспорт, а люди в нем, даже не обращали внимания на то, что происходило вокруг. Они просто спешили по своим делам, а затем, в конце дня, прибегали домой, в уютные гнездышки, где никто не посмеет забрать их тепло.
В таки дни бар всегда пустовал. Одинокий бармен, протирая стойку, занимал себя прослушиванием новостных программ, которые день ото дня становились все угрюмее, будто уподобляясь осеннему небу. Так было и сегодня, в углу над стойкой шумел телевизор, в баре не было ни души, но бармен даже и не думал о том, чтобы пойти домой.
Внезапно дверь бара открылась, и в нее влетел молодой парень, на вид лет двадцати пяти, не больше. Он принялся судорожно оттряхивать свое черное длинное пальто от капель, хотя зонт в его руках был так и не раскрыт, скорее всего, на улице начинался дождь. Отряхнувшись, он снял верхнюю одежду и подошел к барной стойке. Бросив взгляд на телевизор, где шли новости, он улыбнулся и начал разговор.
- Что в мире делается… - сказал он философски, задумчиво покачав головой, будто бы все проблемы этого мира, предстоит решать именно ему.
- Ваша правда, сэр. – согласно кивнул бармен. – Хотите что-нибудь выпить?
- Да, отчего бы и не выпить. Виски, пожалуйста.
Бармен поспешил выполнить просьбу своего клиента, пока тот вслушивался в очередной новостной сюжет, о какой-то из знаменитостей. Он пододвинул к нему наполненный стакан и стал ждать. Посетитель заметил его взгляд и смутился.
- Почему вы молчите? – спросил он у бармена, который принялся зачем-то делать кофе.
- Думал, что вы сами хотите что-то сказать. – улыбнувшись ответил бармен, включая электрический чайник.
- Да уж, люди не врут, вы очень проницательный человек.
- Я вижу, что вы меня знаете, мне это очень приятно, а как можно к вам обращаться?
- Джон Сайфер, можно просто Джон.
- Очень приятно, Джон. – бармен протянул посетителю руку и тот ее пожал. – Так о чем вы хотели поговорить?
- Когда я шел сюда, то думал, что знаю о чем, а вот теперь сомневаюсь. – Джон задумчиво вертел в руке все еще не тронутый стакан с виски. – Мне кажется, что обо всем…
- Я часто такое слышу. – бармен вновь понимающе улыбнулся. – Давайте так, не думайте о том, что бы вы хотели спросить у меня, думайте о том, что бы вы хотели спросить у себя.
- Вы счастливы? – сразу же выпалил посетитель и посмотрел бармену прямо в глаза.
- Смотря у кого спросить. – бармен выключил вскипевший чайник.
- Как это? – удивился Джон.
- Ну, если спросить у меня, то я счастлив, а если спросить у другого человека, то он может подумать, что я несчастен. Все дело в том, что для нас является счастьем.
- Ну как это что… Счастье, оно и есть счастье. – Джон озадачено пожал плечами, все так же продолжая вертеть туда-сюда стакан с виски.
- Ооо, вынужден с вами не согласиться, мой юный друг. Представьте, что вы бездомны, вам негде жить, а на улице такая погода, как сейчас. Для вас счастьем было бы иметь свое жилище, не так ли?
- Эм, ну, наверное. Да, точно. – сказал он, в голове представив то, о чем говорил бармен.
- Ну, или если у вас есть свой дом, но вам нечего есть. Вы совершенно не будете видеть счастье в этих обоях, крыше и паркете, которыми вы не сможете утолить свой голод. В таком случае счастьем для вас будет горячий суп и сочный кусок мяса с какой-нибудь приправой. Не так ли? – снова спросил бармен, пытаясь понять, успевает ли Джон за его мыслью.
- Да, думаю так. – Джон согласно закивал.
- Поэтому для начала нужно спросить себя: «Что есть счастье для меня?», так вы поймете, что вам нужно от жизни, возможно, что вы уже счастливы, просто еще этого не поняли. Звучит довольно глупо, я бы тоже так сказал, если бы каждый день не видел здесь подтверждение моих слов. – бармен, наконец, закончил варить кофе и протянул его посетителю.
- Вы сделали кофе мне? – спросил Джон удивленно.
- Да.
- Но я же просил виски.
- Несомненно. – согласился бармен. – Но хотели-то вы кофе.
  - Да, я хотел кофе. – улыбнулся Джон и протянул руки к горячей чашке. – А как вы узнали, что я хочу кофе? И зачем вы тогда налили мне виски, если не секрет?
- Вечер довольно холодный, вы пришли с улицы, промокли под начинавшимся дождем. По вашей первой фразе я понял, что вы пришли сюда не ради алкоголя, а ради разговора, а виски попросили просто так, из вежливости, потому что думали, что он подойдет к беседе, хотя на самом деле хотели кофе, чтобы согреться.
- Господи. – Джон был впечатлен. – Вы всё сказали абсолютно точно, но я так и не понял, зачем же вы тогда набрали мне виски.
- Это не вам. – улыбнулся бармен, протянул руку к стакану и немного из него отпил, после чего они оба засмеялись. – Так что же для вас является счастьем?
- Я не знаю… Иногда мне кажется, что я был бы очень счастлив, если бы жил так же, как они. – он кивнул в сторону телевизора, где все еще шел сюжет о какой-то знаменитости.
- Мой юный друг… - бармен покачал головой. – Вам нужно определиться, чего вы хотите: стать знаменитым или стать счастливым?
- А что разве нельзя и то и то? – удивился Джон.
- Знаменитость никогда не приносила счастья, Джон, никому, особенно тем, кто ценит свою жизнь. На свете нет ничего важнее истинного душевного спокойствия, которое вам никогда не обрести, если вы знаменит, так как где бы вы ни были, что бы вы не делали, вам никогда не будет покоя и даже самые простые ваши поступки, будут обсуждаться миллионами людей. Но, как и из всякого правила, из этого тоже есть исключения и некоторым людям удается сочетать знаменитость и счастье, такими людьми я искренне восхищен. – бармен отпил еще немного виски и перевел взгляд с телевизора на своего посетителя. – Так может оно вам совсем и не нужно, может, вы уже счастливы?
- А как это понять? – спросил Джон, приступив к своему кофе.
- Нужно просто спросить себя: «Чего мне не хватает?», и если вы не найдете хотя бы двух жизненно важных вещей, то можете быть уверены в том, что вы счастливы. – бармен положил на стойку коробку с печеньем. – Так чего вам не хватает, Джон?
- Не знаю, наверное, любви.
- Да, штука, довольно, нужная. А вы ищите любви?
- Ну конечно! – уверенно вскрикнул он.
- В этом и есть ваша проблема, мой юный друг. Никогда не ищите то, что вам нужно, иначе вы это точно не найдете. Находясь постоянно в поисках любви, вы будете все время думать о ней, о том, какой бы вы хотели ее видеть, не обращая внимания на то, какой она может быть для вас. Вы ее просто проморгаете, забудьте о ней и я уверен, что ваша любовь свалится вам на голову поздним осенним дождем. – бармен осушил свой стакан и тоже налил себе кофе.
- Хм… Ну, наверное. Я не уверен, просто знаете, временами я думаю о том, зачем я вообще живу на этой земле…
- Зачем вообще мы все живем на этой земле? – иронично перебил его бармен, пытаясь намекнуть на то. что все когда-то задают себе такой вопрос. – Мы живем просто ради того, чтобы жить. Насладиться этой самой жизнью, пока она есть и в вашем возрасте, мой юный друг, жизнь наиболее прекрасна.
- Ну нет, я еще пока что не живу прекрасно. – сказал Джон и увидел вопросительный взгляд бармена. – Ну, в том смысле, что не живу так, как я хочу, вот подзаработаю немного деньжат, и тогда…
Бармен громко рассмеялся. Настолько громко, что посетителю стало неловко за свои слова. Он не понимал, что такого смешного он сказал.
- Мой друг… - бармен положил ему руку на плечо. – Никогда больше не говорите подобных глупостей. И я говорю это не потому, что я умнее, просто, когда-то я мыслил абсолютно точно так же.
- И что вы поняли?
- Я понял, что жизнь чудовищно коротка. Настолько коротка, что это даже обидно, я бы сказал несправедливо, но, в то же время, прекрасно.
- Признаться честно, я не пойму о чем вы сейчас толкуете. – улыбнулся Джон и вернулся к кофе. 
- Скажите мне, Джон, ваш день, он длинный?
- В каком смысле? Такой же, как у всех.
- Нет, в этом вы не правы. У вас другой, а у меня другой. Для вас день пролетает быстро?
- Нууу… Относительно…
- Вот! Вот оно, то самое чудесное слово. Относительно… Представьте, что вы точно будете знать, что повстречаете свою любовь, которую так ждете в этом баре, ровно через год. Вы согласны со мной, что этот год это очень много.
- Да, согласен, конечно.
- А теперь представьте, что вам осталось жить всего год. Теперь вы согласны, что это много?
- Нет, это чертовски мало! – Джон даже немного вздрогнул от таких слов бармена, которые его просто ошарашили.
- Вот об этом я вам и толкую, Джон. Я вижу, что вы работающий человек, да?
- Да.
- А значит, как и все работающие люди, вы живете от понедельника до пятницы, в ожидании выходных, я прав? И неделя пролетает совершенно незаметно.
- Да, это так. Но это всего лишь неделя. Жизнь то длиться года.
- Года и состоят из этих недель, друг мой. Дай Бог, вы проживете идеальную жизнь и будете жить сотню лет. Кажется, что это много, да? Но давайте посчитаем, если в году пятьдесят две недели, то за сотню лет получается чуть больше пяти тысяч. Пять тысяч недель?
- Нет, нет, вы что-то путаете, наверное пятьдесят тысяч, потому что мне кажется, что пять тысяч недель я уже точно прожил. – сказал Джон.
- Ничего я не путаю. – бармен рассмеялся и попросил Джона проверить цифры лично, через минуту тот был в совершенном оцепенении. –Ну, что я вам говорил?
- Всего пять тысяч… Это же так мало…
- Это еще что, это если вы проживете сотню лет, дай Бог. А теперь задумайтесь над тем, что ровно одну треть от всего этого времени, вы проведете во сне, огромное количество времени вы потратили на то, чтобы подрасти и получить образование, далее, как вы говорите «подзаработаете немного деньжат», как вы думаете, сколько вам на это нужно будет недель? А потом, потом старость, когда тоже уже не получается жить так, как хочется. Так что, много у вас времени, мой друг?
- Его вообще нет… - сказал Джон. – Мне даже немного страшно.
- Это значит только одно…
- Что?
- Вы созрели для виски. – улыбнулся бармен и налил своему клиенту стакан этого алкогольного напитка.
- Спасибо…
- Не тревожьтесь, Джон, у вас все еще впереди, и теперь у вас есть огромное преимущество над другими людьми.
- Какое же?
- Вы знаете, что это «впереди» относительно. Если вы захотите, то оно пролетит очень быстро или, наоборот, по вашему желанию, это время будет тянуться очень-очень медленно. Послушайте, что я вам скажу. Живите каждым днем, смакуйте каждую секунду своего существования. Никогда ничего не ждите, это ускоряет время, всегда живите тем, что происходит сейчас. Не смотрите телевизор, ничего, кроме новостей, телевидение ускоряет время. Не сидите в интернете, не общайтесь в сети – все это тоже ускоряет течение времени. Общайтесь лучше вживую, читайте книги, гуляйте. Вы будете поражены тем, как долго идет ваш день, если вы выкинете из него все вам не нужное. Это время даст вам простор. Простор для вашей мысли, для ваших идей, я не удивлюсь, если вы, тратя время, на что-то действительно нужное, вскоре обретете и деньги и любовь. Живите, Джон!
Джон сидел напротив бармена и на глазах у него показались слезы. Он не знал, почему он плакал. Может потому, что понял, что все эти годы он жил абсолютно неправильно, а может потому что, наконец, осознал, как будет жить дальше. Он был безумно благодарен этому бармену за все те слова, что тот ему сказал. Может, они и не являются абсолютной истиной, но ему хочется в них верить.
Джон выпил свой виски и утер свои слезы. На его душе был тот самый покой, о котором, помнится, бармен говорил еще в самом начале. Теперь он понимал все, он был готов выйти из этого здания другим человеком. Они еще долго говорили с барменом обо всем на свете, время для них тянулось медленно, давая собеседникам вдоволь наговориться.
- Ну что ж, наверное, мне уже пора. – улыбнулся Джон.
- Я тоже, наверное, буду закрываться, никто в такую погоду так поздно не зайдет. – бармен улыбнулся и поставил на место стакан.
Джон встал с высокого стула и бросил на стойку пятьдесят долларов и, развернувшись, пошел к выходу.
- Это много, Джон. – сказал бармен.
- Относительно, если вы о том, чем вы меня напоили, да – это много, но если вы о том, чему вы меня научили – это безумно мало. Благодаря вам, я, как никогда спокоен и отпустил все свои тревоги. – Джон принялся натягивать свое пальто, когда в дверь в бар снова открылась и в него вошла молодая девушка.
- Извините, пожалуйста, машина у таксиста сломалась, мне идти еще пять кварталов, там такой дождь, а я без зонта, можно я у вас пережду? Вы еще открыты? – она улыбнулась и лицо ее, полное очарования, могло вызывать только восхищение и умиление.
- У меня есть зонт. – учтиво произнес Джон. – Если хотите, то могу вас проводить, я все равно уже никуда не спешу.
- Даже не знаю, если вам не трудно. – она опять очаровательно улыбнулась.
- Джон. – он учтиво поклонился.
- Очень приятно, а я Мира, не удивляйтесь, это с греческого переводится как «судьба». – она протянула ему руку.
- Красивое имя, Мира. - Джон пожал ей руку, многозначительно посмотрел на бармена и они, раскрыв зонт, вышли на улицу.
Бармен с улыбкой выключил свет над стойкой и вслед ушедшим сказал лишь одну фразу.
- Ну я же говорил…


Рецензии