Огюст Ренуар

Здравствуйте!
Как часто бывает, что в моменты, когда у нас плохое настроение или в душу закралось уныние, нас может приободрить и заставить улыбнуться и подумать о чем-то хорошем красота. Наверняка каждый из вас хоть однажды был заворожен прекрасным пейзажем, картиной или каким-то природным явлением.
А есть люди, которые находят себя и смысл своего существования в том, чтобы творить эту красоту. Я говорю, конечно, о художниках. Безусловно, прекрасное есть во многих вещах, но сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о картинах. А именно – о великом художнике-импрессионисте – Огюсте Ренуаре.


Этот творец провел последние двадцать лет своей жизни в неустанной борьбе с болезнью, которая изо всех сил пыталась не дать ему писать – ревматоидным артритом. Он не победил ее, но и не сдался ей. Но бороться пришлось до самой смерти.


Невероятная воля Ренуара и его желание творить помогли ему принять свой недуг и буквально - не пасть перед ним на колени.
Для Ренуара писать картины – значило практически то же самое, что жить. Пока он писал – он жил. Стоило ему остановиться – и смысла уже не было бы ни в чем.
В биографии Ренуара нет ничего особо примечательного. Его жизнь была жизнью обычного человека, исполненного забот о хлебе насущном, наполненная трудом и стремлением прокормить свою семью. Но всю ее пронизывала невероятная страсть Ренуара к живописи и рисованию.
И, по горькой иронии судьбы, с которой сталкивались многие из нас, – когда Ренуар достиг наконец-то материального благополучия, он потерял здоровье. И только счастье творчества и неутомимое желание творить помогло ему не пасть духом, даже будучи уже в инвалидном кресле.
Так часто бывает – погружение с головой в любимое дело способно заставить человека жить, не сдаваться перед самыми страшными обстоятельствами, отвлечь от горестных мыслей и подарить новый, доселе неведомый мир. В таком, своего рода фанатичном состоянии души, и находился Ренуар в последние двадцать лет своей жизни.
Роковой для Ренуара день наступил в 1897 году, когда он, в очередной раз сел на свой велосипед, чтобы прокатится по окрестностям и найти сюжет для своего следующего произведения. Возможно, великий импрессионист отвлекся на что-то, или не заметил какое-то препятствие на своем пути  - он упал с велосипеда и сломал руку. На тот момент художнику было 55 лет.
И суставное заболевание уже в какой-то степени давало знать о себе. И эта, полученная во время поисков вдохновения травма, существенно усугубила состояние Ренуара. Вот так, будучи уже в довольно зрелом возрасте, видя смысл жизни в творчестве и возможности созидать, Ренуар постепенно оказывается буквально скованным по рукам и ногам. Немногие люди смогли бы пережить такой удар.


Когда внутри тебя клокочет буря, ты видишь и чувствуешь произведение и готов запечатлеть его на холсте, но твои собственные руки отказываются тебя слушать и безвольно роняют кисть на пол…
Это великая драма великого человека.
Но как бы тяжело ему не приходилось, какие бы муки он не испытывал, он твердо решил не сдаваться. Если он лишится возможности писать картины - он будет мертвым уже при жизни и станет совсем неважно – сидит ли он в инвалидном кресле или его уже вовсе нет.
И он начал свою битву.
Ренуар принимает лекарства, делает специальные упражнения с полотенцем, но все это оказывается абсолютно бесполезным, болезнь будто насмехается над ним и, отступив на полшага, снова набрасывается на художника, желая вовсе его поработить.


Но Ренуар упорно продолжает творить. Путь от дома до мастерской, которая находилась в нескольких сотнях метров, - превратился для него в покорение горной вершины. И он каждый день достигал ее пика. Опираясь на две палки, еле переставляя ноги, он шел к своей цели с упорством настоящего гения.
Несколько сот метров до мастерской. Дорога, длиною в целый смысл жизни.
Когда-то давно, когда Ренуар был совсем еще юным мальчуганом, ему очень повезло – родители отдали его на обучение в фарфоровую мастерскую. Постепенно он начал расписывать посуду, веера и шторы. А после работы юный подмастерье бежал на курсы рисунка. Так продолжалось несколько лет.


Один из рабочих мастерской, по имени Эмиль Лапорт, увлекался на досуге живописью маслом. И, заметив талант у юного работника – предложил Ренуару пользоваться своими холстами и красками. Этим он и вошел в историю. Именно благодаря старику Лапорту на свет появилась самая первая картина будущего великого импрессиониста.
Маленький Ренуар написал свое первое произведение. Лапорт был торжественно приглашен в дом Ренуаров: он должен был оценить картину.
Большая комната, посередине нее стоит мольберт, все семейство в сборе и ждет художника, который даст оценку таланту Ренуара. Наконец Лапорт пришел. Все замерли в ожидании. Лапорт сел на стул и долго и молча смотрел на произведение.
После чего встал и сказал: "Вы должны позволить вашему сыну заниматься живописью; в нашем ремесле он добьется самое большее того, что будет зарабатывать двенадцать-пятнадцать франков в день. Я ему предсказываю блестящее будущее в искусстве; сделайте для него все, что можете». Так родился Ренуар-художник.
Вспоминал ли об этом эпизоде своей жизни великий импрессионист, преодолевая шаг за шагом расстояние к своей мастерской, думал ли он о том, как бы сложилась его судьба оцени Лапорт картину совсем иначе… 

Наверное, гений всегда найдет себе дорогу, проложит ее сквозь самый непролазный быт и обстоятельства, но, когда есть поддержка близких и окружения – все дается во много раз легче.
Когда мы не одиноки – мы сильнее, мы бесстрашнее и гораздо добрее. Насколько легче жить и создавать, когда не надо преодолевать дебри непонимания, а порой и насмешек над своим мировоззрением, жизненными ценностями и устремлениями.
В 1904 году Ренуар написал картину «Обнаженная на скалах».

Говорят, что в этот год он просил близких привязывать кисти к его рукам, потому что держать их он уже просто не мог. Его талант оказывался постепенно заперт внутри его собственного, почти неподвластного ему, тела. Жутко даже представить такие муки. Темница внутри самого себя.
Но Ренуар не сдавался. Битву он еще не проиграл и совсем не собирался проигрывать, хоть и понес очень большие потери.
Этот, 1904 год, ознаменовался грандиозным успехом выставки произведений Ренуара.
Но перед выставкой, словно беря с художника плату за такую радость и признание публики, судьба насмехается над ним, отправляя художника на лечение на один из французских курортов Бурбон-ле-Бэн.

Там Ренуар принимает лечебные ванны, это дается ему ценою нечеловеческих усилий, но он верит в их эффективность. Но тщетно, - все зря.
 Мало того, сегодня достоверно известно, что такое лечение ревматоидного артрита в той стадии заболевания, которая на тот момент была у Ренуара, - категорически противопоказано и способно лишь ухудшить течение заболевания. Что незамедлительно и происходит с Ренуаром.
И, когда Ренуар возвращается с курорта, потеряв там еще часть своего здоровья, которого у него и так осталось очень мало, - его выставка гремит взрывом восторженных отзывов и сияет талантом перед восхищенными взглядами ценителей искусства.
Снова успех и снова удар по здоровью.
Но счастье от впечатления, которое произвела на посетителей выставка заставляет Ренуара на какое-то время позабыть о неудаче курортного лечения.
Позже Ренуар согласился на несколько операций в безуспешных попытках если не вернуть, то хотя бы улучшить подвижность суставов. Но и эти эксперименты не увенчались успехом.
«Меня снова царапал хирург. Еще одна операция состоится через неделю, за ней последует еще одна и еще. …….По правде говоря, нет ни малейшего улучшения, и я лишь все больше и больше становлюсь калекой. А так аппетит у меня нормальный. Все идет хорошо».
Ренуар примирился со своей участью. Но не сдался. Он был еще жив, а значит должен был творить.
Но наступил момент, когда Ренуару стало еще хуже и он был вынужден использовать инвалидное кресло. На тот момент он не подозревал, что останется в нем навсегда, что никогда больше не встанет на ноги.

Тогда его близкие нашли самого именитого в то время специалиста по ревматическим болезням, доктора по имени Анри Готье.
Врач согласился осмотреть Ренуара. И вдруг, после осмотра больного заявил, что сможет поставить его на ноги за какие-то считанные недели.
Как вы можете себе представить, Ренуар, уже наученный горьким опытом и повидавший на своем веку немало шарлатанов, отнесся к такому смелому заявлению весьма скептически. Но доктор показался ему вполне приятным человеком, да и близких расстраивать не хотелось, ведь они искренне пытались помочь, и Ренуар согласился принять помощь от этого обаятельного задаваки.
Каково же было удивление Ренуара и его семьи, когда буквально через месяц стали заметны значительные улучшения в состоянии художника.
И вот, однажды наступает такой момент, когда доктор Анри Готье говорит Ренуару, что сегодня настал именно тот день, когда художник начнет ходить.
Врач поставил больного на ноги и отпустил его. К удивлению всех свидетелей этого события – Ренуар не упал. В глазах его неверие смешалось с радостью, он удивленно смотрел на окружающих, будто видел их всех впервые или после долгой разлуки и … сделал несколько шагов.
Подошел к мольберту. Внимательно посмотрел на него и вернулся к своему креслу. Подарив креслу такой же пронзительный сосредоточенный взгляд, будто оценивая что-то невероятно удивительное, Ренуар, все еще стоя на ногах, повернулся к доктору и сказал:
- Благодарю Вас, доктор. Вы светило! Но я отказываюсь от ходьбы. Она отнимает у меня всю волю, не оставляя ничего для живописи. Если уж выбирать между ходьбой и живописью, я выбираю живопись.
Произнеся это, он, в полной тишине уселся обратно в кресло. Чтобы больше никогда с него не встать.
Ренуар продолжал работать, хоть и давалось это ему все сложнее с каждым днем.
"Страдания проходят... Но красота остается. Я совершенно счастлив, и я не умру, прежде чем не закончу мой шедевр. Вчера я думал, что он закончен, что я не могу больше добавить ни одного удара кисти, чтобы сделать его лучше, но ночь приносит советы: и теперь я вижу, что еще три или четыре дня работы придадут ему больше живописной глубины".(С)
И действительно - он создавал шедевры до последнего вздоха и умер 2 декабря 1919 года.
Перед смертью он успел закончить свою последнюю картину – натюрморт с анемонами.


В жизни каждого человека есть что-то, что придает ей великий смысл. Просто за суетой повседневности мы не замечаем этих вещей. Оглядитесь вокруг себя, поднимите глаза и внимательно посмотрите вокруг. Где-то, совсем рядом с вами, а возможно, внутри вас есть то, что дано каждому человеку – суть всей вашей жизни.
А мне пора с вами прощаться. Скоро мы встретимся снова. И я вновь с удовольствием расскажу вам вдохновляющие истории из жизни великих людей.
До новых встреч!


Рецензии