Токмаковский источник Святых бессеребреников Космы

Токмаковский источник Святых бессеребреников
Космы и Дамиана

В глубоком овраге средь двух поселений
Меж белых полей веришь в двух поколений.
Стоит под крестом наш священный родник.
Приезжий, прохожий, омой здесь свой лик.
Три места с водицей, купель и родник.
Спеша охладиться, здесь путник приник.
Напился, умылся, домой набирает-
Поделится с теми, кому не дойти.
Водицей умыться здесь всякий желает,
Чтоб бодрым проснуться с крещенской воды.
Как много народа сегодня пришло,
На счастье монеты бросают на дно.
К купели они друг за другом стоят,
Про праздник Крещенья меж тем говорят.
На верхней площадке машин караван.
По лестничным маршам бежит мальчуган
И медленно строго спускается дед,
На голое тело он в шубу одет.
Покажет он внуку как надо купаться,
Крещенской водицы в мороз не бояться.
Николай Серёгин Токмаковский родник

В последние годы стал широко известен и популярен Токмаковский святой источник Космы и Дамиана среди населения, как окружающих районов Рязанской области: Ермишинского, Кадомского, Сасовского районов, так и более отдаленных уголков России.


Этот Святой источник расположен в Ермишинском районе невдалеке от села Токмаково в овраге среди полей, в 900 м севернее села.
Святой источник освящён во имя Святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских. По всей вероятности это обстоятельство, равно, как и одноимённая церковь в Токмаково, не случайно – водичка-то из родника целебная, а Святым Косме и Дамиану Господь даровал искусство исцелений, что привлекало к ним множество больных. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали платы, соблюдая заповедь Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте». Слава о Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками. По легенде, святых однажды позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за её безнадежного состояния. И эта женщина в силу своей веры и по молитве братьев исцелилась. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, исцелившаяся  пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы — Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма, узнав о случившемся, огорчился. Он подумал, что брат нарушил их строгий обет. Когда Косме пришло время умирать, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через некоторое время умер и Дамиан. Люди не могли решить, где будет могила Дамиана. Но тут свершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа». Так мощи святых братьев были положены вместе. Существуют предания, что и после смерти святые бессребреники совершили много чудес. День почитания Святых бессеребреников Косьмы и Дамиана 14 ноября.


При подъезде к роднику на берегу оврага, внизу которого находится родник, паломника встречает недавно построенный храм. Храм частично освящен 2.09.2017 года Преосвященным Владыкой Дионисием Епископом Касимовским и Сасовским в честь преподобных Серафима Саровского и Назария Валаамского. Освящение проводилось в сослужении благочинного протоиерея Дмитрия и духовенства Ермишинского благочиния, гостей из Аляскинской епархии, в присутствии представителей власти и большого количества паломников. Местные жители верят: родник создала сама Богоматерь, ударив в этом месте посохом, а откопал родник Серафим Саровский.
Преподобный же Назарий родился в этих местах, неподалеку, в селе Аносово, которого сегодня на картах нет. Село позднее было преобразовано в поселок Ермишь.
Как отмечено на сайте Касимовской епархии, церковь построил ктитор Александр Михайлович Кузьмин - Ермишинский предприниматель. На православном языке слово ктитор в переводе с греческого означает - основатель, строитель.


По завершению чина освящения церкви Владыка удостоил наград, особо потрудившихся в строительстве храма:
Кузьмина Александра Михайловича - медалью святого благоверного Романа Рязанского,
Кузьмину Галину Николаевну - медалью святой блаженной Любови Рязанской.

 
Весьма, кстати сказать, что на счету у Александра Михайловича это второй построенный храм – первый, в селе Мердушь. Вот что сказал Александр Михайлович о строительстве этих храмов: «Во время освещения старец наш Афанасий сказал, что мы большое дело сделали, что теперь Божья Матерь закрыла своим крылом этот участок. Но так как два крыла нужно, я сделал второй храм. Теперь два крыла полностью защищают нашу родину малую».


От храма вниз, к источнику и купели, ведет деревянная, длинная лестница с перилами. С первых ступенек лестницы внизу открывается красивейший, сказочный, ансамбль из каптажа и купели в окружении молодых елей. Спустившись вниз по лестнице, попадаешь прямо к резервуару, куда мощной струёй из каптажа вырывается родниковая вода, красиво играя на свету разноцветными красками. Справа находится  собственно каптаж - сооружение для сбора подземных  вод родника в месте их выхода из земли. Очень интересно наблюдать на дне накопительной емкости тупоносые бурунчики родничков, которые вырываясь из недр земли, как бы стремятся на помощь людям. К струе, вытекающей из каптажа, и устремляются сначала посетители, чтобы с жадностью и истинным удовольствием испить целебной водицы святого родника. Напившись родниковой воды, посетители неторопливо, и с опаской, а некоторые – со страхом подходят к купальне. В очереди всегда идут разговоры о том, как вести себя в купели, сколько раз нужно окунаться и как надо  креститься. И вот подходит ваша очередь и вы, наслушавшись советов, совершаете омовение в святой воде, перекрестившись после каждого окунания. Всё тело за несколько секунд омовения становится легким, будто бы вся жизненная тяжесть смылась целебной водой. Это отмечают все без исключения, окунувшиеся три раза в целебную, прозрачно-ледяную воду купели.


Здесь уместно вспомнить, что во времена богоборчества ярые атеисты пытались, засыпать родник землей, завалить камнями, но всё, очевидно, оказалось тщетными усилиями.


Для завершения всей картины святого источника необходимо коснуться истории окружающего пространства родника.
В 1582 Токмаково значилось деревней. В 1605 в Токмаково построена деревянная церковь во имя Космы и Дамиана, деревня получила статус села. В исследовании И. Р. Габдуллина «От служилых татар к татарскому дворянству» находим «Токмаково Замокшанского стана Кадомского уезда. В 1646 г упоминается служилый мурза Чепкун Богданов сын Биглов. В 1677 г. Курамше мурзе Аюкаеву сыну Биглову по наследству от дяди Кашая мурзы Жданова сына Биглова досталось поместье в Кадомском уезде с 21 четвертью пашенной земли, с сенными покосами и прочими угодьями». И далее – «Среди не включенных в таблицы известны Будалей мурза Биглов, владевший к 1713 г. пятью крестьянскими душами в с. Токмаково Кадомского уезда и Сафар мурза Биглов, у которого имелось четыре души крестьян в с. Аксел Темниковского уезда».
В середине XIX в. село носило двойное название: Токмаково и  Космодемьянское. 1-е название по имени поселенца, 2-е — по церкви. Существует мнение, что вначале XX в село называлось Такмаково.
В эпоху освобождения крестьян Токмаково принадлежало богатому помещику князю Н. И. Енгалычеву. На 1861 год в Токмаково числилось 453 жителя, пруды, мельница, винокуренный завод, овчарная фабрика. В 1914г в Токмаково уже было 1140 жителей, церковь, волостное правление, церковноприходская школа. В 1960-е в ходе укрупнения колхозный центр перенесен в село Царево.
На 1.1.1996 в Токмаково проживали только 123 жителя в 64 хозяйствах. В основном жители работали в товариществе "Прогресс".
В настоящее время село Токмаково административно относится к Савватемскому сельскому поселению.
Село Токмаково расположено на правом берегу красивейшего пруда, который питается водой святого источника. К пруду можно подъехать по грунтовой дороге, пролегающей по красивейшей местности левого берега оврага. На берегу пруда, напротив села, в смешанном лесу оборудована зона отдыха, где сооружён огромный стол со скамейками.

 


Рецензии