Русь моя
На расписном, потемневшем, от времени и дождей, крыльце палат князя Данилы Московского, забегали бабки-повитухи, мамки-кормилицы, развешивали постелное домотканное бельё да восточные, шёлковые подстили. Гляди, народ, любуйся!
Дворники, да грыдни выкатили две, на десять бочек крепкого мёда, запечённых, на вертеле , свиней да баранов. Угощайся, охочий, а меж бочек заходили срамные девки, приставали, к мужикам... Самим мёд, не положен, а с мужем - пожалуй.
На крыльцо взошёл дьяк-глашатай, выждал момент, когда поутихли похотливые визги...
- Народ честной московский, слушай байку князя Данилы!
Намедни, ещё, до восхода, сталось прибавление, в семействе княжем - родился младенец мужского пола, так что, как ближайший день славы Ивана Предтечи, то и нарекли его Иваном. Радуся, народ и славь княжича Ивана! Аминь...
А народ что... празднику рад. Хоть какая-то разрада от тяжкого труда, налогов в казну, поборов в Орду, от набегов удельцев, от жизни проклятой, как от чумы... Испробовали мёду, закусили мясцом, и не жалей лаптей, спляши скорей... Радовался народец, себе на уме, московский.
А в палатях жизнь своим чередом... "Гуленьки-гули! вот мы и ножки обули... Расти, Иванушка, слушайся мамушку... Ишь ты, ишь ты, что говоришь ты? Лопочет-лопочет, что сказать хочет?" - пролетело шесть лет и Ванюше приставили дьяка-грамотея - учись, познавай мир, пострел! А Князь Данила, призвал сына.
- Садись, дитятко... Дьяка любишь?
- А чего его любить, тятя?
- Так уму-разуму учит... Всё понятно? Постигаешь?
- Постигаю...
- И ладно, попытаю тебя как-нибудь.. А теперя... Родион! Зови!
В кабинет ввалились два ближних воя, поклонились большим поклоном и стали, в уголочке.
- Э, братья, проходите, на лавку, рядом содитесь... Вот вам чадо моё и надежа. Учите, чего сами знаете и умеете, и ещё лучше...проверю!
Будет скулить, так кончаком! Мне правитель нужен, не неженка...
Только Иван и сам стремился познать всю боевую науку и преуспел зело.
Подошло время, в Орду ехать, с данью, князю Даниле, да, не ко времени, расхворалась нога да так, что, о дальней дороге, и не мысли...
- Что будем делать, сын? Кого просить, кому доверить?
- Доверь мне, отец.
- Ты знаешь сколько тебе...гляди Узбек-хан, отправит восвояси... А если разбойники?
- Я с дружиной говорил, они знают ходы и лазейки, даст Бог, достанемся.
- Ну, коли так...ой, Иван, на этот раз, я возлагал такие надежды...
- Знаю, княже, знаю... Давай, отец, ярлык, постараюсь, не подвести.
На третий день собралась малая дружина, бывалые вои и изворотливые следопыты, и как солнце скатилось с крыши, тихо исчезли, за детинцем... Как и надеялся Иван, добрались вовремя и на второй день вызвали его, перед ясны очи хана. Случилось небывалое, то ли купился хан на роскошные дары, князя Данилы, то ли понравился его сын и сундуки добра, но он поговорил, с юношей, о князе, о здоровье. Иван, не стушевался, а беседовал, как равный.
Черз неделю! его призвали ещё раз...
- Держи ярлык, вьюнош! С ярлыком, на великое княжение Московское, прибавляю Володимирское, с ними Углич и иже с ним побережье. Если что, не так, гоните гонцов, разберусь и помогу. Передавай моё слово Даниле и долгих лет ему.Это ж надо, князья-данники, по году и больше, сидели в Сарае, а тут недоросток обошёл! "Дивные дела твои, Господи"...
Недолго прожил князь Данила... Перед кончиной составил грамотку: кому что и как. Иван Первый получил Московское великокняжение. Он принял стол и начал менять порядки.. Жёсткой рукой наложил дань, не кто, сколько может, а плати, смерд, по реестру, иначе разор, завёл мыт, проезжий налог - копейки, но в княжьей казне и пятак дорог... Принялся строить, в кремле новые, белокаменные храмы.
А вокруг творилось, несусветное... Вотчины бунтовали, князья, считвшие себя обделёнными, пёрли на братьев, разоряли и без того податями да ясаком деревни и городки, что, не могли поять, то жгли, как варвары, да они и были варварами, не чужаками - своими, доморощенными. Вот и обиженны двоюродный, Александр, который было убежал в Литву и женился, на дочери правителя, теперь собирался пожечь Москву, разорить, до ноги.
Князь Иван, вспомнил слова Кыргыза и послал гонцов. И правда, явился отряд, в пятьдесят тысяч воев, разбили войско Александра и Псков, который пригрел князя, пограбил городки и сёла, по пути и с подарками князя Ивана, вернулось в Сарай. Тогда, через тройку лет, Иван привёз дары и ясак, то был пожалован "многия земли" и дальше собирать поборы, со своих волостей и близ лежащих княжеств.
И всё же Александр сдержал слово и наскочил, внезапно, как тать, пожёг кремль и прилегающие сельца и деревни, Конечно, москвичи, перехватили наглецов, у самой границы и, на виду, у ближних, истребили всех, кроме Александра, сумел улизнуть...
А Князя Ивана, народ уже прозвал Калитой. Оно и не дивно. князь всегда выходил из дома с кошелём,где были мелкие гроши, чтоб одарить нищих и малоимущих да прикупить, по случаю двор или гон земельки, бывало - и сельцо или целую волость, тАК, ЕГО СТАРАНИЯМИ, РОСЛА ЗЕМЛЯ мОСКОВСКАЯ. мОСКВА ВХОДИЛА В СИЛУ, СТАНОВИЛАСЬ НАСТОЯЩЕЙ СТОЛИЦей.
Уделы присмирели, помня, как грабила Орда неслуха Александра да и "плохой мир лучше удачной драки"... Калита был доволен, что Русь угомонилась, после векового ига и гнул свою политику. Он выстроил хоромы, в кремле и уговорил поселиться святейшего. И тут все поняли, что, у разрозненных княжеств появилась настоящая столица, где и помирят, и порадят, помогут обязательно. Теперь дань, из всех княжеств, кроме Твери, шли в московские закрома, конечно же какая-то мзда прилипала в казне и шла, на строительство храмов, на помощь и распри... Иван Калита был с данью, в Сарае, когда помер Тверич. стол был ничей, у Тверского князя, не было наследников... Воспользовавшись этим, Калита испросил ярлык, на княжение в Твери. Это была, неожиданная, но так жданная победа. Теперь северо - западная Русь, находилась, под пристальным глазом Московского Великого князя.
Русь понимала голову, Русь строилась, мужала, когда случился неурожай и голод, то, к Москве, к княжеским закромам, сошёлся голодный русич и славянин, работали за хлеб и воду, лишь бы, не помереть с голоду. Селились здесь же или там, где наказал князь. Всё же какие, некакие харчи, а народ женился, рожал... Шла Русью большая тишина. Не стало усобиц, все нети решались миром и по правде.
Не стало жены Елены. Постриглась в монахини, там же и скончалась.
После очередной пакости новгородских ярыжек. Иван Калита, явился на вече. Выслушал все жалобы и наветы. Упразднил княжение, оставил своего посадника и намеревался покинуть Новгород, когла, на людном перекрёстке, чуть, не наехал жеребцом на перебегавшую девку.
- Эй, дура, калекой сделаю!
Дружинники наехали, было окружили ту, а она глянула, засмеялась...
- Сам ты дурак, хоть и князь... Ишь ты, московский, что ли?
- Ладно, отпустите её... А иди ко сюда !
- Чего тебе?
И не успела опомниться, как уже сидела в седле...
- Как тебя?
- А Ульяной зовут
- Выйдешь за меня?
- Ишь скорый какой.. А и выйду! Чего, не выйти...
- Пойдём, к матери, буду руки просить
- И-и-и, и мамки нет и татя не пустит.
- Это мы ещё поглядим... куда править?
- А вона! - и расхохоталась - видишь - мужик в подряснике? Так то и есть мой тятя.
Нагнали...
- Гражданин вольного города, Вас можно?
- А чего ж... Ой, князь! Прошу...
- Нет - это я, у вас прошу руки вашей дочки.
- Так может в дом зайдёте?
- Просите так и зайдём. Хлопцы, отдыхайте.
Они поднялись по лестнице, на крыльцо и дальше.
- Проходи, гость дорогой! Садись, на красное место, а ты, Улька, тащи на стол, чего найдёшь... да скажи, чтоб дружину накормили.
- Мне долго ждать неколи. решай, уважаемый... Да, как звать-величать?
- Самойла Жук, подьячий, в палате мер...
- О-о, учёный, хвалю.
- Ой, князь...навалом как-то...
- Пойми, Самойла, некогда мне, дела ждут. Решим так. Ульяна приглянулась сразу, забираю её, с собой. Тебе оставляю охорону, чтоб помогли собраться.. возьми это - и сунул хозяину, увесистый мешочек серебра. Как соберёшься, купи лошадей и возы, да не скупись, в Москве пригодятся... И за нами. Вот тебе рука - и протянул, для пожатия.
Тот вскочил, не ожидая такой любезности и хотел приложиться...
- Я ж тебе говорю, что мы теперь одна семья - и пожал протянутую руку.
- А ты, у Ульки спросил?
- А то... согласна!
- Тогда, с Богом!
Они, не мгли порознь, всё вместе и вместе, если давали заботы такие минуты. Через год Ульяна одарила его дочерь. В Сарае приказал долго жить Кыргыз-хан... И Иван Калита, повздыхав, срочно собрался, взял дары и отбыл, со стражей в Поле...
И прибыл вовремя. Поклонился праху Болшого друга. Дождался совета темников и военачальнков, но решения, не получилось и доверенный вельможа, посоветовал исчезнуть или можно и голову потерять, в той резне, что сталась, за ханское место....
А дома была радость. Ульяна родила ему вторую дочь. Он был доволен. Дочери - это клад, в нынешней политике. Вырастут и как старшие, пойдут замуж, за нужных людей, а княжеству большой плюс, все же родня!
Снова начались будни строительства Московской Руси. Без жёсткой руки, где-то, что-то шло, не так, принося урон большому делу...
Орда,не тревожила, около четырёх лет. Вдруг, глядящие доложили, что недалеко объявилась малая орда идущая, к Москве.
- Дары первейшие. Ульяна с дочками, в колесницу. Поспешим навстречу!
Встретились в чистом поле, конец августа. , орда спешила, пока была трава - корм лошадям.
Встреча вышла, с цоканьем языков и восхищённых вскриков. Наместник хана (так и не выбрали..) и темники остались довольны и незадерживаясь, покинули пределы Руси. И снова легла тишина, на долы и леса Московии, кончилось урожайное лето, князь вернулся, с новым ярлыком, на Великое княжество и разрешения восстановить сгоревшие стены кремля...
29.10.17
Свидетельство о публикации №217103101717