Людвиг ван Бетховен

Здравствуйте!
Иногда мы даже не можем себе представить, какая сила скрывается внутри нас. Есть множество невероятных примеров того, как самые обычные люди, попав в роковые обстоятельства, вдруг оказывались героями, решались на поступки, требующие колоссальной смелости. При этом в жизни они не были какими-то выдающимися персонажами, - простые обыватели.
В каждом из нас есть внутри грандиозный запас каких-то качеств. Просто в повседневной жизни далеко не всегда удается их проявить.
Сегодня у нас с вами разговор вновь пойдет о великих людях, о том, как им удалось не дрогнуть, столкнувшись с самыми ужасными проблемами. Смотрите, слушайте, и пусть вас вдохновят примеры этих небезысвестных личностей.

Людвиг ван Бетховен! Этот великий композитор лишился слуха в самом расцвете лет, но смог преодолеть охватившее его отчаяние и написать еще много прекрасной музыки.

Бетховен занимался музыкой с 4 лет, его обучал отец. И хоть отец был жутким домашним тираном и сильно пьющим человеком, а его методы обучения не отличались мягкостью, - он сумел научить Людвига многому. Вполне возможно, что и безграничная любовь Бетховена к музыке – отчасти тоже заслуга отца. Ведь легко можно было не заметить талант юного дарования и невольно загубить его на корню.
Итак, уже в 12 лет Бетховен пишет первые сонаты, а в 13 его берут на службу придворным органистом. Таким образом, он зарабатывает деньги и содержит себя и братьев, забота о которых после смерти матери легла на его плечи.

Еще через несколько лет Бетховен стал самым модным музыкантом Вены, за ним охотились толпы женщин, желающих брать уроки музыки у маэстро, меценаты, издатели… Надо сказать, что Бетховен обладал довольно скверным характером, этим он чем-то напоминал своего отца, но ему все прощалось за его гениальность.
И вот, Бетховен был уже на вершине славы.
Он наслаждался своими достижениями, казалось – жизнь удалась и ничто теперь не сможет омрачить ее. И именно в этот момент, вдохновленный успехом и слегка надменный от осознания собственной гениальности, он почувствовал первые признаки болезни.

Однажды великий композитор прогуливался со своим приятелем Рисом недалеко от села, находившегося рядом с Веной. Рис услышал доносившуюся до них чудесную мелодию: где-то неподалеку пастушок наигрывал на своей свирели.
Рис восхитился прекрасной в своей простоте мелодией. Бетховен прислушался изо всех сил, долго вглядывался в указанном направлении, будто считал, что, если ему удастся поймать пастуха взглядом – он услышит его свирель. Но не расслышал ни ноты.
Рис несколько растерялся и поспешил уверить друга, что он тоже не слышал никакой мелодии, что ему, наверное, просто показалось. Но Бетховен лишь сурово посмотрел на него и стал мрачнее тучи. Бетховен все понял.

Глухота его постепенно становилась заметна окружающим.
Он обращается к врачам, в надежде, что те смогут помочь ему если не вернуть слух полностью, то хотя бы остановить этот процесс – слышал Бетховен все хуже и хуже.

 Какая злая насмешка - именно слух решила судьба отнять у этого гениального музыканта – наверное, это такое испытание, плата за гениальность. Забрать у человека, который живет музыкой возможность слышать – наказание страшнее не придумал бы и самый изощренный в пытках палач.

Бетховен несколько лет пытался победить прогрессирующую глухоту. Он никогда не жаловался, не ныл и не сетовал на судьбу. Он принял эту беду и упорно искал пути ее решения. Это была одинокая, молчаливая война.

Лечащий врач Бетховена – доктор Шмидт – посоветовал композитору уехать в деревню, возможно, жизнь на природе ему поможет.
И вот Бетховен, в надежде на чудо, оказывается в Гейлигенштадте. Здесь он один на один с живописнейшей природой. Как человеку творческому – тут, на природе ему становится несколько легче на душе, и он пишет светлые и легкие произведения.
Но длится такое настроение недолго. Спустя какое-то время, Бетховен вновь впадает в депрессию. Тишина и свежий воздух ничуть не улучшили его слух, глухота постепенно забирала себе все больше и больше звуков, оставляя Бетховену лишь тишину и периодический звон в ушах.
Бетховена охватывает ужасная черная тоска. И он решает покончить со всем этим адом одним махом: самоубийство, - вот что избавит его от этих невыносимых мучений.

Но вряд ли он был бы таким выдающимся композитором, если б был настолько слаб духом и переполнен жалостью к себе.  Натуры сильные и творческие даже в такой, чрезмерно драматичной для обычного человека ситуации, смогут найти ту горечь и боль, ту нечеловеческую тоску, которую можно превратить в гениальное произведение искусства, в красоту, одетую в самые яркие чувства.

Бетховен пишет своеобразное завещание. Его найдут в бумагах великого композитора только после его смерти. Он описывает эту минутную слабость, свойственную любому человеку. Несчастный гений выплескивает все свое смятение на бумагу:
“О люди, считающие или называющие меня неприязненным, упрямым, мизантропом, как несправедливы вы ко мне!.. Шесть лет, как я страдаю неизлечимой болезнью, ухудшаемой лечением несведущих врачей. С каждым годом все больше теряя надежду на выздоровление, я стою перед длительной болезнью (излечение которой возьмет годы или, должно быть, совершенно невозможно)… Еще немного, и я покончил бы с собою. Меня удержало только одно — искусство. ”
В эти минуты жуткого отчаяния и безысходности к Бетховену приходит вдохновение. Он, словно очнувшись после глубокого наркоза, с головой бросается в творчество. Его великий талант и любовь к музыке помогают ему преодолеть эту страшную депрессию, которая чуть не подтолкнула великого композитора к самому страшному шагу, какой только может совершить человек.

Мгновения слабости позади и в одном из писем к своему другу он пишет слова, которые стали знаменитыми: «Я возьму судьбу за глотку!»

Бетховен снова полон сил и решимости, он одолеет свою болезнь. Если не дано ему ее победить – он будет творить ей вопреки. Он покажет насмешнице-судьбе, на что способен настоящий гений и талант. Так просто его не вычеркнуть из этой жизни, не лишить музыки! Бетховен находит в своей боли и отчаянии ту силу, которая вместо того, чтобы погубить его – наоборот – помогает ему сочинять. И тут же, в Гейлигенштадте, забросив завещание в ящик письменного стола – он создает Вторую симфонию. Музыку, полную энергии жизни.
А завещание найдут только через 25 лет.

Итак, Бетховен твердо решил не поддаваться отчаянию. Но, к сожалению, с постепенной потерей слуха он потерял и большинство людей из своего окружения. Композитор ужасно злился, если замечал, что его начинали жалеть.  Он приходил в несусветную ярость при одном только намеке на свое состояние. Бетховен пытался скрывать свою болезнь. Поначалу ему это удавалось – люди, не знающие о его проблеме, думали, что он просто слегка рассеян.

В дальнейшем, пытаясь сохранить свой недуг в тайне – он пытается дирижировать оркестром на генеральной репетиции оперы «Фиделио». Но из этого ничего не выходит.
Уже в первом акте всем присутствовавшим на репетиции стало совершенно очевидно, что Бетховен абсолютно ничего не слышит. Оркестр и дирижер совершенно не могли найти друг с другом общий язык и выходила полная ерунда. На лицах оркестрантов было заметно недоумение и растерянность, но никто не решался сказать маэстро, что что-то идет не так.
Бетховен чувствовал, что происходит что-то не то. Он оглядывался, вопросительно смотрел в глаза окружающих его людей, но ничего не понимал или не хотел понять. Тогда Шиндлер прислал ему записку: “Умоляю вас, не продолжайте, позже объясню, почему”.
Прочитав ее, композитор побледнел и выскочил из зала.
Эту историю с репетицией он помнил до самой смерти. Вот она – победа его недуга над его талантом. Неужели он проиграл и впереди насмешки и жалостливые взгляды тех, кто еще недавно восхищался его талантом….

Но Бетховен однажды уже преодолел самое страшное – он преодолел смерть. Там, в Гейлигенштадте он уже стоял на краю этой пропасти, сулившей ему избавление и признание, заглядывал в ее бездонные глаза и уже почти было поддался на ее уговоры. Но нашел в себе силы отойти от этого страшного края. Неужели же в этот раз он повесит голову и будет упиваться собственными страданиями, не попробовав ничего исправить – нет! Такому не бывать.

Прошло два года. И вот – Девятая симфония Бетховена. Он дирижирует.
Бетховен стоял спиной к залу. Когда концерт закончился в зале раздались бурные овации, но композитор их не услышал. Он боялся повернуться лицом ко всем этим людям. Они знали о его жутком провале на репетиции оперы, он не слышит, что происходит за его спиной, возможно – там просто пустой зал или ощетинившиеся в кривых насмешках лица зрителей…
Он стоял в гуле оваций и восторженных криков, один, в своей полной тишине.  И смотрел на оркестр, не в силах развернуться к публике.
Тогда кто-то взял его за руку и нежно, но настойчиво повернул лицом к залу. Бетховен увидел, что зал аплодирует стоя, увидел восторженные, полные благодарности взгляды публики и глаза его заблестели… Может, от подступивших слез, а может от счастья из-за вновь одержанной им победы над своим коварным недугом.
Он смог. Он, абсолютно и безнадежно глухой, - смог дирижировать, и дирижировать так, что публика буквально плакала от переполнявших ее эмоций. Он снова доказал своей судьбе, что не только она управляет его жизнью.

Почти все свои самые значительные произведения великий композитор создал, будучи уже с очень слабым слухом, а после совершенно глухим.
Когда, в 1808 году Бетховен уже совершенно перестал надеяться на возвращение слуха, он написал одно из самых своих известных произведений – Пятую симфонию.

Бетховен говорил, что это  - борьба с судьбой, которую он выразил в музыке. Борьба, в которой он сумел одержать победу. Преодолев такие сложности и такую боль в своей жизни, Бетховен считал –  и у него были для этого все основания, -  что сильный человек может справиться с роком.

И я совершенно с ним согласен. Главное – никогда не сдаваться и не терять присутствия духа. Наверное, если ситуацию уже невозможно изменить – нужно изменить себя. И тогда, вполне возможно, вы с удивлением обнаружите внутри себя силу, о которой даже не подозревали.
 
Ну а мне пора с вами прощаться. Никогда не сдавайтесь.
Всего вам хорошего!
До скорой встречи.


Рецензии