Фрида Кало
Бывает такое, что самая незначительная неприятность способна выбить нас из колеи и заставить надолго впасть в уныние. Иногда мы даже замираем, мимо нас проносится жизнь, а мы стоим на одном месте, изнемогая от жалости к себе и ощущения того, что все потеряно и вряд ли что-то удастся исправить.
В такие моменты вспомните о великих людях, имена которых известны практически каждому человеку. О тех великих, которые, несмотря на ужас положения, в котором они оказались, нашли в себе силы двигаться дальше, открыли для себя новые горизонты своего мира и достигли невероятных успехов, вопреки всем бедам, обрушившимся на них.
Сегодня я расскажу вам, как боролась с обстоятельствами и самой судьбой сильная и талантливая мексиканская художница –Фрида Кало.
Фрида была еще семилетним ребенком, когда на ее долю выпало первое испытание, которое не всякий взрослый человек перенес бы достойно.
Однажды она упала и очень сильно ушибла ногу о корень дерева. От боли у девочки потемнело в глазах, и она чуть не потеряла сознание.
С этого момента боль останется с ней навсегда – буквально в следующие дни у Фриды обнаружили полиомиелит.
Маленькая девочка изо всех сил сражалась с этой коварной болезнью. Она тренировалась дни и ночи напролет, до изнеможения. Только представьте, какая воля жила в семилетнем ребенке! И эта отчаянная девочка добилась – таки своего – болезнь отступила. Только правую, ту самую - ушибленную ногу, Фриде так и не удалось отвоевать до конца. Ступня правой ноги атрофировалась, а сама нога стала короче и тоньше.
Но Фрида не стала отчаиваться. Она всегда была заводилой в компании, этаким маленьким, жадным до жизни сорванцом. Ее часто можно было увидеть среди мальчишек, наверное, в ней воплотились мечты отца о сыне – в семье вместе с ней было четыре дочери.
Фрида играла с ребятами в футбол, залезала в чужие сады и, казалось, ее ничуть не смущал ее небольшой дефект. Чтобы скрыть невероятную худобу правой ноги – она надевала на нее несколько чулок.
Конечно, это происшествие очень сильно закалило ее характер, сделало ее сильной, мужественной и терпеливой. Все эти качества очень пригодились ей в дальнейшей жизни. Судьба словно проверяла ее на прочность, не поверив в стойкость такого хрупкого на первый взгляд создания.
Фрида была очень волевым человеком. Даже поступать она решила в Национальную подготовительную школу, чтобы впоследствии заниматься медициной. В то время это было довольно необычное для девушки решение. В эту полную энергии жизни девушку без памяти влюбляется ее однокурсник – Алехандро Гомес Ариас.
Однажды, они с Фридой, мило болтая о всяческих пустяках, возвращались домой, автобус, в котором они ехали столкнулся с трамваем. Это была жуткая авария. Алехандро почти не пострадал – от удара его выкинуло в окно. А Фриде было уготовано новое испытание: ее пронзило насквозь металлическим поручнем…
«Перелом четвертого и пятого поясничных позвонков, три перелома в области таза, одиннадцать переломов правой ноги, вывих левого локтя, глубокая рана в брюшной полости, произведенная железной балкой, которая вошла в левое бедро…». Врачи прочили ей если не скорую смерть, то полную неподвижность до конца дней.
Но доктора не знали, с кем они имеют дело. Изувеченная Фрида через невероятную боль боролась с собственным телом. Она не позволяла отчаянию одержать над нею верх.
Даже страшно представить, чего ей стоила эта жуткая борьба, сколько сил и духа ею было потрачено в этот кошмарный отрезок жизни.
Она лежала в своей постели, искалеченная снаружи, но непоколебимая внутри. Изломанная, но не сломленная.
Ее сестра Матильда решила, что Фриде будет проще, если повесить над ее кроватью зеркало. Возможно, сестра хотела таким ее образом ее замотивировать. Действительно, это закалило ее еще больше – просыпаясь и засыпая, каждый час, каждую минуту видела она свое изуродованное отражение.
Фрида разговаривала с ним и ей порой казалось, будто отражение что-то отвечает ей. Это был ее постоянный собеседник, свидетель всех ее переживаний и боли, всего самого сокровенного – она сама. Она часами лежала и, глядя в зеркало, изучала свое отражение. Каждую черточку, каждую родинку. Порой Фрида настолько всматривалась в это, как ей казалось незнакомое доселе лицо, что оно превращалось в непонятную, ехидную рожу, которую ей будто строила сама судьба.
Внезапно, Фриде пришла в голову мысль, что ей просто необходимо нарисовать это какое-то потустороннее лицо, затем, чтоб узнать и понять его лучше. Ее отражение словно не имело с ней ничего общего, это был какой-то совсем другой, новый для нее человек. Иногда это странное лицо даже пугало ее своей непостижимостью. А с помощью холста она могла понять этого своего странного собеседника.
«Зеркало! Палач моих дней, моих ночей… Оно изучало мое лицо, малейшие движения, складки простыни, очертания ярких предметов, которые окружали меня. Часами я чувствовала на себе его пристальный взгляд. Я видела себя. Фрида изнутри, Фрида снаружи, Фрида везде, Фрида без конца… И внезапно под властью этого всесильного зеркала ко мне пришло безумное желание рисовать».
Так Фрида впервые взяла в руки кисть и краски. Рисовала она то, что видела внутри себя и перед собой – себя. Фрида была в тот момент смыслом жизни Фриды. Весь ее мир сконцентрировался в ней самой, растерзанной, сопротивляющейся.
Спустя долгое время Фрида встала на ноги. Но кисть не отложила, она продолжила писать, Фрида уже не мыслила себя без холста и красок.
Однажды, когда знаменитый художник Диего Ривера, творчество которого Фрида уважала, занимался росписью здания Министерства образования, Фрида Кало пришла к нему и, заставив его отвлечься от работы, буквально потребовала оценить ее произведения.
Диего снисходительно глянул на рисунки и обомлел. Он никак не ожидал увидеть картины, выполненные с таким мастерством и наполненные такой бьющей под дых откровенностью. Нарисованные обычной девушкой, отнюдь не профессиональным художником, они сразили его наповал.
Только и произнес в ответ на ее вопросительный взгляд: «Продолжайте. Ваша воля приведет вас к вашему стилю». И поинтересовался, есть ли у нее еще работы…
21 августа 1929 года Фрида Кало вышла замуж за Диего Риверу. Ей было всего 22 года. Ривере – в два раза больше.
Позже Фрида писала в своем дневнике:
«Говоря о нашем союзе с Диего, быть может, чудовищном, но все же священном, скажу: это была любовь».
А много лет спустя в дневнике Фриды появилась такая запись: «В моей жизни было две катастрофы: первая – когда автобус врезался в трамвай, вторая – Диего. Вторая страшнее».
Ривера постоянно изменял Фриде.
Почти все девушки, которые попадались ему на глаза моментально становились объектом его вожделения. Натурщицы, чужие жены, вообще – любые случайные женщины – все они были удостоены его внимания.
Но после всех своих романтических приключений на стороне он всегда возвращался к Фриде. А та ждала его, она не могла представить своей жизни без Диего. Женщина, которая преодолела такие жуткие мучения, оказалась абсолютно беспомощна перед лицом измены. Судьба вновь смеялась над ней- теперь она решила покалечить Фриду изнутри.
После аварии ее постоянно мучили боли, а теперь к ним прибавилась еще и адская душевная боль, которую вряд ли сможет себе представить тот, кто не сталкивался с изменами самого дорогого на свете человека.
Всю эту боль, разрывающую ее изнутри, Фрида выбрасывала на холсты. Она осталась в ее картинах. Четкие, энергичные мазки, ни малейшей нежности – все предельно конкретно и запредельно больно.
Когда Диего изменил Фриде с ее собственной сестрой – она не смогла больше прощать. Или просто не захотела прощать. Они разошлись.
Диего говорил тогда: «Забудь это, как маленькую царапину!».
Именно после этого страшного удара Фрида пишет картину «Всего-то несколько царапин».
В ноябре 1938 года в Нью-Йорке состоялась первая выставка картин Фриды Кало. Эта выставка произвела фурор. Картины раскупали, публика была в восторге от творчества Кало.
Фрида впечатлила посетителей не только своим искусством, но даже сама по себе: характером, ощущавшейся в ней силой духа и манерой одеваться – она носила национальную мексиканскую одежду (широкие яркие юбки и блузы), потому что та очень хорошо скрывала ее физические недостатки.
А в следующем – 1939 году ее картину даже приобрел Лувр.
Фрида старалась забыть о Диего и у нее завязались отношения с коллекционером из Нью-Йорка - Хайнцем Берггрюэном.
Весть об этом дошла до Риверы и это настолько задело его самолюбие,что он бросился возвращать Фриду. И Фрида не устояла.
Наверное, это действительно была настоящая, пусть и своеобразная любовь. У Фриды Кало и не могло быть другой – счастливой любви, очевидно, что судьба не приготовила ей такого подарка. Она постоянно закаляла ее, и в любви не сделала исключения.
Диего Ривера и Фрида Кало вновь поженились в декабре 1941 года.
Теперь их отношения больше напоминали соседство двух добрых старых друзей: материальная независимость друг от друга, никакой ревности, терпимость и спокойствие.
Фрида наконец-то ощутила спокойствие. Она писала картины, насколько ей позволяли это делать постоянные боли ее искалеченного тела.
Фрида постепенно чувствовала себя все хуже, но кисти из рук не выпускала. У нее даже были ученики, с которыми она занималась, уже сидя в инвалидном кресле.
В конце сороковых годов Диего, живя с Фридой, снова завел роман на стороне – с актрисой Марией Феликс.
Это известие почти сломало Фриду. Слишком много страданий выпало на ее долю, сейчас, когда она почти поверила в свое счастье, невзирая на преследующие ее боли и очень слабое здоровье - она чуть было не сдалась.
Внутри клокотало отчаяние, горло рызрывало от еле сдерживаемых рыданий… Она взяла кисти и написала картину «Сломанная колонна», вложив в нее всю свою невыносимую боль.
Боль изувеченного тела и покалеченной души, боль невообразимо сильной женщины, которая оказалась слабой, как котенок, перед лицом очередного предательства.
Здоровье ее все ухудшалось.
В 1945 году – операция на позвоночнике в Нью-Йорке, через год – еще одна, уже в Мехико.
До операции Фрида пишет «Раненого оленя», после – «Древо надежды». Эти картины пронизаны ее чувствами, первая – усталостью от вечных мучений и ожиданием верной смерти, вторая – будто хочет сказать, что Фрида еще не сдалась, еще остались в ее безудержной душе силы и воля к жизни.
Позже у Фриды началась гангрена и ей ампутировали правую ногу.
Фрида устала. У нее не оставалось больше сил. И тогда Диего втайне от нее организовывает ей выставку в галерее Лолы Альварес.
Всего лишь на час выходит Фрида из больницы, чтобы насладиться своим успехом. Она прекрасно держится, она счастлива и улыбается многочисленным почитателям своего таланта.
После этого она пишет свою последнюю картину «Да здравствует жизнь!».
Все, больше она писать не могла. Только живопись, только ее картины держали ее в этом мире. С их помощью она избавлялась от невыносимых чувств, которые грызли ее душу, от боли, которая мучила ее тело… Когда Фрида потеряла возможность писать - все это проглотило ее, не оставив ей ни малейшего шанса.
13 июля 1954 года, в возрасте 47 лет, Фрида Кало скончалась.
За всю свою жизнь Фрида перенесла 32 операции.
История ее жизни невыносимо трагична, такие жуткие страдания выпали на долю этой талантливой и сильной женщины. Она могла сдаться уже в самом начале своего пути, и это было бы вполне понятно, но вместо этого она открыла в себе великий талант и подарила миру Фриду Кало.
Воле и характеру этой одаренной женщины позавидует даже самый брутальный мужчина.
«Все что не убивает нас – делает нас сильнее», - говорил Ницше. Но он даже и представить не мог, что спустя семь лет после его смерти, родится на свет девочка, которая докажет собственной жизнью правоту его слов.
Пусть эта женщина будет примером для всех нас, когда мы вдруг начнем винить судьбу в появившихся у нас неприятностях.
Ну а сейчас мне пора с вами прощаться.
Верьте в себя.
До новых встреч.
Свидетельство о публикации №217103101812