Использование ядов у античных цивилизаций

ПАВЛОВ А.Н.
 
ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЯДОВ У АНТИЧНЫХ
ЦИВИЛИЗАЦИЙ (ЭТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ)

ИСТОРИЯ  ЯДОВ  –  ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВА

       По мере развития этических представлений у античных цивилизаций (греческой и римской) взгляды на поведение воина претерпели изменения. Древняя цивилизация римлян не признавала тайного убийства врага в бою. Писатели, философы и историки осуждали использование ядов в бою. Отравление воды или даже лишение врага воды рассматривалось греками как поступок недостойный. То, что греки, а затем и римляне считали трусостью  и вероломством, было практикой у «варварских» народов. Кельты и другие племена, с которыми воевали римляне, делали свои стрелы ядовитыми, употребляя разные ядовитые растения и яды змей. Обычай использования ядовитых стрел для охоты на зверя сохранился до средневековья. Так, в 1143 г. византийский император Иоанн II Комнен был случайно ранен на охоте отравленной стрелой и погиб. Пигмеи-мбути в Центральной Африке до сих пор стреляют в птиц и обезьян отравленными стрелами. [В. Наместников Журнале «Боевые Искусства планеты»wwwvipv.ru].

       Яды использовались в качестве «инструмента» и оружия в процессе охоты на диких животных, а также для устранения противников, конкурентов, врагов. По мере развития химической науки и формирования токсикологии, яды становятся средством уничтожения людей, боевыми отравляющими веществами. Применение боевых отравляющих веществ в империалистическую войну в 1914 г. было первым использованием их на поле боя. Затем – война в Абиссинии (Эфиопии). Следующее массовое применение ядов – газовые камеры фашистов, в которых погибли тысячи военнопленных из многих стран Европы. Затем – Вьетнам.  Американские военные использовали Вьетнам, как полигон для проверки в «натуральных условиях» действие новых военных ядов.
Известную Гаагскую конвенцию о запрещении использования химического оружия (1899 – Гаагская конвенция, 1925 – Женевский протокол, 1993 – конвенция о запрещении химического оружия) США не подписали. Научно-исследовательские центры США и химическая промышленность продолжают насыщать свои арсеналы новыми химическими средствами.
       Но яды могут быть «мирными», если их разработка и использование преследуют мирные цели: производство энергии, топлива, удобрений, полимерных материалов, добавок к пищевым продуктам для их консервации и производство лекарств. Для этого развивается химизация народного хозяйства и быта. Загрязнение окружающей природной среды химическими веществами, исследователи, разрабатывающие прогнозы будущего, рассматривают как один из фундаментальных факторов (наряду с ростом народонаселения, истощением природных ресурсов, ростом промышленного и сельскохозяйственного производства), определяющих жизнь в будущем.
Остановимся на истории стран, которые оказали влияние на цивилизацию Западной Европы. Это – Месопотамия. Американский исследователь шумерских письменных текстов С.Н. Крамер утверждает, что история Двуречья (Месопотамии (греч.), Сеннаара (евр.))  начинается в Шумере. Но культуре Шумера предшествовала культура Эль-Обейда (по раскопкам в современном южном Ираке). Она пережила «всемирный потоп», сыграла важную роль в развитии шумерской цивилизации и  передала шумерцам легенду о всемирном потопе. Племена, пришедшие в Южную Месопотамию после «потопа», были «варварскими» по сравнению с оседлым населением, занимавшимся земледелием, создавшим ирригационные системы и ряд городов-соперников, которые боролись за гегемонию над областью. Пришельцы слились с местным населением и не только восприняли его культуру, но и значительно её обогатили. «Люди Шумера» – так называли они себя и дали это название всей Южной Месопотамии. Земли
       Месопотамии и Передней Азии с точки зрения археологии представляют собой «слоеный пирог», ибо одно государство сменялось другим. На смену Вавилона  приходят персы.
       История Египта синхронна истории Месопотамии и Передней Азии, и связи последних с Северной Африкой (Египтом) прослеживаются в течение многих тысячелетий. Египет зародился ~ в то же время, как и страны Двуречья. В отличие от религий Двуречья религия египтян со временем становится предметом жреческого богословия, жрецы стремились усилить местные храмы со своим культом и пантеоном богов. Богатые пожертвования способствовали обогащению жрецов, поэтому позже фараоны пытались ограничить их могущество.
Ослабление центральной власти в Египте в конце Среднего царства обессилило государство, кочевые выходцы с Востока овладели Дельтой Нила и надолго обосновались там с 1700 г. до н.э. Однако борьба с завоевателями окончилась изгнанием пришельцев. Наступивший период Нового царства в свою очередь отмечается большими завоеваниями.
       Первые сведения о медицине были обнаружены в г. Ниппуре, центре Шумера. Была найдена табличка, с15 рецептами, которую относят ко времени после царствования Саргона Аккадского (Древнего), в 2316-2261 гг. до н. э. Большинство лекарств изготовлялось из растений и продуктов животного происхождения. Минеральными компонентами были в основном поваренная соль и речной асфальт. В списке не названы болезни, от которых они помогали.
       Интересно, что Царь Хаммурапи (1793-1750 гг. до н.э.), остался в истории благодаря своду законов по медицине. Удачливый хирург получал 10 сиклей серебром, если вылечит знатного человека, 5 сиклей – если это земледелец или ремесленник, и 2 сикля – за раба. За неудачную операцию он лишался рук!
       Между врачами-практиками и заклинателями был антагонизм, со временем стали преобладать заклинатели. Ассириолог ХХ века А. Лео Оппенхейм высказал мысль, что слабая медицина древней Месопотамии была обусловлена тем, что врачи не придавали значения смерти. Геродот, например, писал о вавилонянах (V в. до н.э.), что они приносили своих больных на рынок, чтобы узнать у прохожих, как лечить.
       Большой медицинский папирус Эберса относят к началу Нового царства в Египте, к ~1549г. до н.э. Этим же временем датируют медицинский папирус Эдвина Смита. Египетская фармакопея знает многие растительные лекарства-яды. Высоко ценились ароматические смолы тропических деревьев – ладан и мирра. Из минеральных веществ, как лекарства и яды, применяли селитру, квасцы, медный купорос, поваренную соль, мемфисский камень.

ОТРАВИТЕЛИ ДРЕВНЕГО МИРА

    Рим был основан в 753 г. до н.э. С изгнанием римлянами последнего царя Тарквиния Гордого (509 г. до н.э.) связывают установление Римской республики. К середине V столетия до н.э. относится история возникновения первого римского письменного законодательства. По его  законам за убийство полагалась смертная казнь. Считается, что такому же наказанию подвергались убийцы, совершившие преступление при помощи яда.  В Риме первое «дело об отравлениях» произошло в 331 г. до н.э. Отравления обрушились на патрициев как эпидемия, которой и приписывали происходящее. При расследовании было казнено ~100 отравительниц (Тит Ливий).
Калигула (рис.3.1), третий после Августа и Тиберия римский император (37-41гг.),  был знатоком ядов. Он знал их свойства, составлял различные смеси и проверял их на рабах.
       Многим римлянам Калигула посылал отравленные лакомства. После его смерти был обнаружен ларь, наполненный разными ядами. Преемник Калигулы Клавдий –  сжег ларь с ядами и записи императора-отравителя. Есть и другая версия: Клавдий велел бросить ларь в море, и долго волны прибивали отравленную рыбу к берегам.
          Клавдий ) держался скромно, но был жесток и  вспыльчив. От Мессалины Клавдий имел сына Британника и дочь Октавию.

       После казни Мессалины он женился на Агриппине, матери четырехлетнего Нерона. Агриппина расчищала дорогу к власти сыну.  В 12 лет Нерон был усыновлен Клавдием. К концу жизни Клавдий жалел об усыновлении Нерона. Агриппина ускорила его кончину отравлением. Нерону было 16 лет, когда узнал о смерти Клавдия. Он не участвовал в убийстве. Правил Нерон в 54-59 гг. Агриппина, не встречая в сыне покорности, пригрозила ему, что обратится к Британнику – родному сыну Клавдия, как к более законному наследнику. Британник был обречен. Нерон приказал отравить Британника. «Одна ночь видела умерщвление и погребальный костер Британника» (Тацит). Самоубийства и убийства, при помощи яда, стали обычны. Погибали враги и друзья Нерона. В ночь, когда сенат объявил Нерона  врагом народа и разыскивал, чтобы казнить, Нерон прятался у своих слуг, а затем вонзил себе в горло меч.
Род Юлиев-Клавдиев пресекся с Нероном. С 68 г. императоры быстро сменяли друг друга, но среди них не обходилось без отравлений. Империю, после гибели трех императоров за год, принял род Флавиев (Веспасиан и его сыновья Тит и Домитиан). После смерти отца, Тит управлял империей 3 года и был отравлен братом, отличавшимся жестокостью и коварством.

Характеры отдельных правителей, их знание ядов и использование
последних в борьбе с соперниками или в личных преступных целях.

       Марк Аврелий Антонин (Каракалла) царствовал 6 лет (211-217 гг.) и был убит, как многие его предшественники. Каракалла был дик, жесток и мстителен.  После смерти Каракаллы во дворце было найдено много ядов, которые он получал из Азии в дар или покупал.
       Возможно, Каракалла и перепродавал их в римские провинции. После смерти Каракаллы его коллекция была уничтожена огнем.
        Бедствия, приносимые ядами, хорошо понимались уже в древние времена. Известный римский оратор Марк Фабий Квинтилиан говорил: «Труднее узнать яд, нежели врага». Диоскорид – древнеримский (древнегреческий) военный врач, фармаколог и натуралист, писал, в ~40 г.: «Предохраниться от яда трудно, так как его незаметно дают, делают это так, что ошибаются даже знающие. Горечь они снимают, прибавляя сладкое, скверный запах устраняют, добавляя пахучие вещества. Смешивают яд с лекарством, которое, как они знают, дают больному. Прибавляют его в питье, пиво, вино, суп, мед, чечевичные блюда, во все, что съедобно».
       При царствовании Септимия Севера (193-211 гг.) было постановлено: если отравлением занимался человек из народа – отправить его на работу в рудники; если знатное лицо – подвергнуть его заключению, даже если не было причинено вреда. Если же отравление закончилось смертью – смерть ожидала того, кто дал погибшему яд. Этот закон не помешал его сыну Марку Аврелию Антонину (Каракалле), как мы уже говорили, быть не только знатоком ядов, но и жестоким отравителем.
       Последующие события римской истории. II век н.э. (96-192 гг.) в правление Антонинов считается её «золотым веком». III столетие было веком политических кризисов. Неустойчивое правление «солдатских императоров», восстания рабов и населения, бунты в войсках, невозможность сохранения границ империи из-за набегов варварских племен и распространение христианства привели к тому, что империя пришла в упадок. В начале IV в., Рим перестает быть резиденцией императоров. Император Константин, учитывая, что восточная часть империи менее подвергается набегам варваров и более монолитна по культуре, переносит столицу в древний город Византии, лежащий на европейском берегу Босфора, и дает ему название Новый Рим – Константинополь (330 г.).
       С этого времени начинается история Восточной Римской империи, которая по существу сохраняет не только римские, но и греческие традиции. Константин принимает христианство. Есть указания, что в первые годы христианской эры отравители составляли особую профессию.
       Восточный Рим. Любовные снадобья, в состав которых входили и ядовитые средства нашли новую родину в Константинополе. Один из первых императоров Восточного Рима Валент (364-378 гг) опубликовал закон, по которому отравители подвергались смертной казни. В правление Юстиниана I (527-565 гг.), было приведено в систему все римское законодательство. Всех изготовляющих любовные напитки, владеющих   колдовством,  отравителей,  наказывали  смертью  на  кресте,
ссжигали или бросали в клетку с дикими животными. Наказывали также врачей, если выяснялось, что лечение было связано с преступлением.
В      Византии (Восточной Римской империи (395—1453) на протяжении тысячелетнего существования в заговорах и борьбе за престол побежденный соперник устранялся обычно ослеплением, хотя и яды находили там своих адептов (приверженцев). В Византии часто заменяли смертную казнь ослеплением. Варяги научились у византийцев ослеплять своих врагов. Переняли этот обычай и русские князья. Так, ггалицкий князь Дмитрий Шемяко в 1446 г. ослепил законного великого московского князя Василия, прозванного Темным.


Рецензии