Георг VI

Приветствую вас!

Порой случается, что какое-то незначительное обстоятельство вдруг кажется непреодолимым препятствием на пути к нашей цели. И иногда, испугавшись и не веря в собственные силы и способности, мы сдаемся, прячемся в угол, предавая все то, чего достигли и останавливаясь на полпути.

Сегодня я хочу поговорить с вами о великом правителе, который проделал очень сложную работу над собой, пытаясь избавиться от заикания. Это не просто борьба с недостатком, это очень трудная психологическая работа над собой. Заикание часто лишает человека уверенности, веры в свои силы, заставляет терпеть снисходительное отношение окружающих и стараться лишний раз не озвучивать свое мнение.
Со временем это все входит в привычку.

Я хочу рассказать вам о короле Великобритании – Георге VI, о его победе над этим своим, совсем не королевским, недостатком.

Принц Альберт – он же король Георг VI, стал полноправным правителем Великобритании в день отречения от престола его старшего брата Эдуарда VIII, 10 декабря 1936.

А через четыре дня, 14 декабря, новому монарху исполнился 41 год.

Таким образом, королем он оказался в довольно зрелом возрасте.

Надо отметить, что он никогда не стремился занять трон, более того –  такая мысль даже пугала принца Альберта, ведь он с детства был заикой и привык по большей части находится в тени.
Принц был справедливым и добрым мальчиком, но чересчур чувствительным и иногда довольно нервным ребенком. Несмотря на жесткое обращение собственного отца, который порой даже язвительно передразнивал его заикание, Альберт не ожесточился. Но, бывало, плакал от обиды.

Вообще, отец Альберта был суров до крайности. Говорят, например, что его любимцем был большой африканский попугай редкой породы. И этому попугаю он во время завтрака разрешал садиться на плечи своих сыновей. Только представьте, какие у такой птички могли быть когти! Этими ужасными большими когтями попугай очень больно впивался мальчикам в плечи. Но отец запрещал детям даже пикнуть. Вот такая закалка характера в довольно нежном возрасте.
Но вернемся к Альберту.

Учеником Альберт был не очень успешным. Изучение иностранных языков вообще было для маленького принца сущей пыткой. К тому же, оказавшись в незнакомой обстановке, он стал еще сильнее заикаться, что вызывало насмешки сверстников. А учителя считали его полным дураком.

Странный стереотип, до сих пор живущий в головах некоторых людей - заикающегося человека принимать за менее сообразительного, ставить его ниже себя на интеллектуальной лестнице. Как видите, это очень давнее заблуждение.

Альберт никогда не жаловался на своих обидчиков, он стойко переносил все удары судьбы.

Хоть он не имел больших успехов в изучаемых предметах, он оказался весьма удачлив в спорте, особенно в регби и крикете.

Когда Альберт закончил учебу, его назначили корабельным гардемарином на военный корабль "Коллинвуд".
Во время службы у него обострился гастрит, который он заработал еще в детстве и случился приступ аппендицита, принца срочно доставили в госпиталь, где ему тут же сделали операцию, и очень вовремя – еще немного и было бы поздно. Врачи запретили ему возвращаться на судно, но Альберт настолько полюбил морскую службу, что добился-таки разрешения вернуться на свой корабль.

Позже Альберт старательно тренировался с инструктором летного дела, даже получил диплом, подтверждающий его квалификацию летчика. Чего, кстати, не смогли добиться его младшие братья, хотя тоже пробовали себя в этой роли.
Благодаря этим достижениям он хотел заслужить уважение отца и окружающих. Ну и конечно же такие занятия основательно закалили его и без того довольно стойкий характер.

Принц женился на прекрасной девушке из аристократической шотландской семьи - Елизавете Боулз-Лайн, брак был очень удачным, супруги замечательно понимали друг друга и практически не ссорились.

Постепенно, благодаря такой душевной обстановке, в кругу семьи Альберт почти перестал заикаться. Но любые публичные выступления давались ему с очень большим трудом.
И вот однажды, когда он произносит заключительную речь на Британской имперской выставке на стадионе Уэмбли 31 октября 1925 года, Альберт попадает в крайне неприятную ситуацию - он начинает заикаться.
 Конечно, это было для него тяжелым испытанием и оказалось последней каплей. Он и его жена Елизавета начинают искать способ вылечить будущего короля от заикания и после долгих поисков человека, способного им помочь они обращаются к доктору Лайонелу Логу.

Как оказалось, у доктора не было никакого диплома, просто этот талантливый человек нашел подход к такому недугу, как заикание. Он совершенно справедливо искал основную часть причин его возникновения в психологии пациента.
Надо сказать, что вовсе не потому Альберт начинает лечиться, что планирует стать королем. Он просто страстно желает избавиться от заикания, ведь принц – лицо публичное, ему непременно придется выступать где-то и общаться с людьми.
  Жена Альберта – Елизавета, поддерживает его изо всех сил. Можно сказать, что она занимается этой проблемой даже с большим энтузиазмом, чем сам Альберт.

Лог поставил принцу такой диагноз: плохая координация гортани и диафрагмы. И назначил ему следующее лечение: вокал – нужно было петь длинные протяжные песни, скороговорки и правильное дыхание. На все эти занятия у принца уходило чуть больше часа в день. Эти упражнения призваны были научить Альберта расслабляться, а это, в свою очередь, позволило бы ему избегать мышечных спазмов, из-за которых, по мнению Лога и появлялось заикание.
Принц занимался с доктором, а когда тот уходил – занятия продолжались с Елизаветой. Елизавета очень верила в результат, в то, что скоро у них все получится и принц больше никогда больше не будет испытывать сложностей при произнесении речей.
Принц Альберт, конечно, тоже проявил редкостное упорство и стремление к своей цели, и болезнь постепенно отступала. В результате его речь становилась все более плавной и мягкой, все меньше он заикался. Но это стоило ему просто титанических усилий.
Занятия нельзя было откладывать или пропускать, такое разгильдяйство могло существенно сказаться на результате. И потому Альберт занимался практически при каждом удобном случае.
 
Представьте только, как обидно было откладывать все свои важные дела ради того, чтобы в течение часа петь и бормотать скороговорки. Довольно унизительно для царственной особы…. Конечно, в лицо Альберту никто не смеялся, но за спиной шушукались очень много. Альберт игнорировал это и шел к своей цели, не обращая внимания на такую ерунду, как чье-то зубоскальство.
К 1927 году Альберт уже мог относительно уверенно разговаривать.
 
Доктор Лог занимался с Альбертом вплоть до 1940 – х годов. В то время из принца Альберт уже стал королем. Лог помогал ему готовиться к самым главным выступлениям, они часами сидели и проговаривали самые сложные моменты речи, произносили скороговорки и пели.
Неудивительно, что король и его необразованный, но гениальный доктор стали из пациента и его лечащего врача – друзьями. И остались ими до конца жизни.
Даже став королем, Альберт продолжал дружить с Лайонелем Логом.
Более того -  в благодарность за оказанную ему помощь, Альберт за день до коронации назначает доктора Членом Королевского Викторианского ордена. А еще позже - 2 июня 1944 года повышает Лайонеля до Командора.

И все же, иногда борьба с заиканием давалась Альберту с огромным трудом.
Например, в годы второй мировой войны, когда, на тот момент уже Георгу VI, приходилось очень часто выступать с различными обращениями к своим подданным и в основном делать это по радио – Георг буквально возненавидел микрофон и цепенел при виде его.

 Да что там говорить, необходимость выступить перед огромным количеством людей с речью и человека без заикания может ввести в ступор, а если ты еще и заикаешься – это очень страшно. Потому ощущения, с которыми приходилось сталкиваться при каждом публичном выступлении принцу Альберту, вполне можно понять.
Поэтому рядом с Георгом в такие моменты всегда присутствовали Лог или Елизавета. Или они оба. И представьте себе – они молились. Молились, чтоб голос их короля не дрогнул, чтоб он сказал свою речь до конца, нигде не запнувшись. В речи короля были едва заметные паузы, но конфузов он сумел избежать.
Отдельно стоит сказать о его радиообращении к своему народу накануне Второй мировой войны.
Это было для короля невыносимым испытанием. Только представьте себе его состояние, ведь он должен был сообщить людям о начале Второй мировой войны. В такой ситуации и заикой не нужно быть, чтобы начать заикаться.

«Во имя сохранения всего, что нам дорого, мы считаем недопустимой саму возможность, отвергнуть этот вызов. И во имя этой высокой цели, я сейчас призываю мой народ здесь, дома, и мой народ далеко за морем, считать эту волю своей собственной. 
Я прошу всех сохранять единство и выдержку, и спокойствие в этот час испытаний. Задача эта нелегка, впереди у нас горькие дни и война сейчас выйдет далеко за поля сражений, но мы должны поступить так, как считаем правильно и благоговейно вручить нашу судьбу в руки Господа. Если все как один, мы станем твердо двигаться по этому пути, тогда с божьей помощью мы одержим победу!»

Это был день, когда Великобритания и Франция объявили войну Германии - 3 сентября 1939.
Люди замерли у радиоприемников. В голосе короля слышно было волнение, это не был твердый и равнодушный голос монарха, это было искреннее обращение человека к другим таким же людям. Оно вдохновляло, объединяло и вселяло в душу каждого слушающего какой-то благоговейный трепет, веру в собственные силы и веру в свою страну.
И король, несмотря на невероятное волнение, на то, что он должен был озвучить такую страшную новость – ни разу не запнулся.
Благодаря этим пронзительным, немного отеческим, интонациям искренности, уверенности - речь имела просто колоссальный успех. Ее цитировали, ею вдохновлялись.
 Король стал символом сплоченности нации во время войны.

Кто знает, произвело бы это его обращение такой эффект, если бы не заикание и борьба с ним.
Наверное, его недостаток всегда напоминал ему о том, что люди – все равны, никто не совершенен, никто не может быть лучше или хуже других. Возможно, отчасти поэтому он так любил свой народ и был по-настоящему справедливым и заботливым королем.

Проявив невероятную силу воли, он победил заикание. Упорство и желание избавиться от своего недостатка сделали свое дело.
Мы часто ленимся, находим себе оправдания, которыми объясняем отсутствие результата в начатом нами деле.
Каждый из нас способен очень многого добиться. Пусть вас вдохновляет пример великого монарха, сумевшего одолеть свой нелепый для его положения недуг.
Вопрос лишь в желании.

На этой вдохновляющей ноте я прощаюсь с вами. Никогда не сдавайтесь!

Всего вам хорошего!
До новых встреч!


Рецензии