Старуха...

В те,даже по человеческим меркам еще не очень далекие времена, наш южный   город был застроен одно- и двухэтажными дощатыми домами или ,точнее, домиками с пристроенными к ним дровяными сараями. Зимой там хранились дрова,уголь и разный ненужный хлам, а летом,в курортный сезон,проживали сами хозяева,сдавая жилые помещения в наем курортникам.Некоторые сараи круглый год занимали неприятные личности,с опухшими лицами и запахом сильнейшего перегара от частого потребления алкоголя.Временами их посещал наш участковый,и контингент этих личностей временно сокращался ,но тут же пополнялся новыми, часто оригинальными,преимущественно без паспортов и прописки.
Шло время.Город стал застраиваться сначала "хрущевками",а затем,во время  и после перестройки, высотными,по индивидуальным проектам, высотными домами.Если "хрущевки" строились массово,образуя целые микрорайоны,то эти самые высотки возводились точечно,преимущественно в престижных районах,то есть ближе к центру и морю.Зачастую этим районом мог оказаться тот,что был застроен теми дощатыми домишками,которые я описал выше.Часть этих  этих домишек сносилось  под строительную площадку,на которой в рекордные сроки возводился элитный дом и отгораживался от старожилов невысоким забором.Дом заселялся состоятельными жильцами,заплативших за квартиры солидные суммы и которые в довесок получали возможность с высоты своих евроквартир наблюдать за жизнью людей,продолжающих есть,пить,любить,смеяться,плакать,драться и размножаться  в жалких домишках и сараях. Никуда не делись и злостные любители выпить и закусить,а иногда и совершить тот или иной противоправный поступок.Вот только визиты участкового стали значительно реже,потому что у милиции,а затем полиции,резко изменилась психология:с пьяной рвани,что заселяли часть этих домишек и сараев нечего было взять,кроме использованной посуды из под спиртного.Интересы правоохранительных органов резко переместились в связи с этим обстоятельством на другие объекты-не буду писать какие,так-как собирался писать про старуху и не желаю съезжать с темы.Впрочем, описанное мною у же полезно тем,что события,о которых я собираюсь поведать читателю, наблюдались мною именно в вблизи этого  полу цивилизованного района,где,как раньше писали в советских газетах,хижины соседствовали с дворцами.

Я и раньше частенько встречал эту старуху,в меру согбенную,в меру глухую и в меру слепую.Обычно я видел ее на улице,медленно бредущую по тротуару,опираясь на две отполированные до блеска палки.Шла она обычно ,не обходя препятствий,чудом не ломая себе шею.Даже через дорогу она переходила на любой цвет светофора,пренебрегая опасностью попасть под машину.Где жила,чем питалась я не знал,поэтому,видя,что она ходит довольно бодро,милостыню не просит,на прохожих не набрасывается с палкой и руганью,то мне и в голову не приходило принять в ней какое-нибудь участие,предполагая,что какие-то родственники худо-бедно заботятся о ней, раз она не падает на улице и даже не шатается от слабости.
Постепенно я перестал о ней думать,когда она на некоторое время перестала попадаться мне на глаза.
-Умерла,наверное,-предположил я.-Наверняка больше девяноста лет отмахала.Можно только позавидовать.
Я понял, что мое предположение неверно,когда встретил ее живой и по видимому для своих лет здоровой,сидящей на лавочке неподалеку от описываемого мной района.Она опиралась на две своих палки,за плечами висел тощий рюкзак ,а обута она была в галоши на босу ногу.Лицо ее,довольно спокойное на вид, посредством выцветших голубых глаз равнодушно наблюдала за прохожими и пробегающими по шоссе автомобилями.
Мне стало любопытно, где живет,как и чем питается эта древность,почему ходит одна,есть ли у не родственники и не нуждается ли в помощи.Я подошел и сел рядом,будто усталый прохожий.
-Не возражаете,если я присяду рядом-издалека иду,спросил ее я.
Старуха неприязненно покосилась на меня,пожевала беззубым ртом и проскрипела:
-Садись,место не куплено.А отчего устал,издалека идешь?
-Аж с того конца города,-указал я пальцем в неопределенном направлении.
-Молодой еще,а так запыхался.Отдыхай,- с видимым превосходством пригласила меня старуха.
-А сколько вам лет,бабушка?-полюбопытствовал я.
-После девяноста перестала считать.А тебе чего?
Да так,любопытно.Где вы,например,живете?
-Где,где!-рассердилась бабка.В городе Майкопе.Слыхал о таком?
-Слыхал,конечно, и даже бывал.
Бабка надолго замолкла,как я ее ни донимал вопросами.Но затем как-то неожиданно  ответила:
-Дом у меня там.Вот сейчас отдохну и пойду себе.
-В Майкоп?
-А куда же еще?
Я прикинул в уме:выходило около тысячи километров,да часть из них по горным серпантинам.
-И что же,всю дорогу пешком?-растерянно спросил я.
-Нет, на метле.Не задавай глупых вопросов.Пешком сподручней.
Одновременно этой фразой баба выказала вроде ясный и не без чувства юмора ум,но сама идея дойти до Майкопа пешком была явно бредовой.

Я встал и пошел прочь,пожелав бабке доброго пути.А про себя подумал:
-А не позвонить ли в скорую помощь?Бабка явно не в себе.
Но меня окликнул Володя,живущий в сарае на территории анклава,о котором я уже писал выше.Это был бывший матрос торгового флота,покинувший родную Одессу после лечения в больнице от травмы  головы,полученной железным ломом в матросской драке не без урона для интеллекта,но не сразу заметного,если ему не приходилось выполнять действий,требующих более или менее значительного умственного напряжения.Поселился он в сарае ,где  спал не раздеваясь и накрывшись дырявым одеялом,а днем подметал проход между домами и небольшую площадку при входе на территорию этого самого анклава,жильцы которого за это и разрешали ему проживать в пустующем сарае.А сейчас он сидел на лавочке рядом с двумя мусорными баками, источавших специфический аромат,и "стрелял" у прохожих сигареты.Питался он из тех же баков и милостью продавщиц ближайшего магазина,скармливающем ему просроченные продукты.Впрочем,выглядел он вполне довольным жизнью человеком.
- Сань,а Сань,-окликнул он меня,-у тебя закурить нет?Будь добр...
Я подошел,достал пачку и протянул  ему.Володя вытащил две сигареты,одну закурил а вторую спрятал за ухом.С наслаждением затянулся и, пуская носом дым, с любопытством спросил:
-А что это ты с Тихоновной разговаривал.Денег что ли просила?
Да нет. Я сам подошел:думал,может помочь надо  старому человек-видно,одинокая и беспомощная.А она,не поверишь,в Майкоп пешком собралась в галошах на босу ногу.
Володя поперхнулся дымом и затрясся от хохота:
Знаю,знаю- она давно этот поход пытается совершить,но каждый раз возвращается обратно.
Я удивился:
-А что,у нее жилье есть,а может, и родственники?
-А как же.Живет она в таком же сарае,как и я,только у нее , обогреватель есть и даже телевизор.А родственники-то ли внуки,то ли племянники регулярно ее навещают и жратву приносят.Неплохо живет,только что-то в Майкоп ее тянет.
-Да,-ответил я с иронией,-можно позавидовать.А ты сидишь,сигаретки стреляешь да тухлятину хаваешь.Я бы на твоем месте перед собой кепочку положил и жалостливую морду скроил. Уверен,к вечеру набросают до краев.Даже на пиво хватит.
-Да нет,менты заметут,а у меня ведь никаких документов.
-Ну,как знаешь,я пойду.Будь здоров,-на прощанье сказал я и ,не решившись пожать его наверняка давно не мытую руку,ушел восвояси.Примерно через месяц я встретил его в том же месте,когда он в большой стеклянной банке выносил накопившуюся мочу.Я спросил про Тихоновну.Володя ,не торопясь,вылил мочу на газон и так же,не торопясь,ответил:
-Пропала бабка.Нет ее уже двадцатый день.Наверное,по пути в Майкоп сгинула.Здесь и молодой такой дороги не не одолеет.Куда уж ей.Валяется,небось, где-нибудь в овраге- как пить дать.
-А ,может,менты или скорая подобрали?-с надеждой  спросил я.
Володи лишь равнодушно пожал плечами и пошел к себе,не прощаясь.   
Больше Тихоновны я не видел и ничего о ней не слышал.   


Рецензии