Галина Азиатцева я еще не была прапрабабушкой!

  Галина Азиатцева: я еще не была прапрабабушкой!


Сначала я познакомилась с голосом. Звонким, очень оптимистичным и очень юным. Когда была школьницей и слушала курское радио – сначала пионерский «Гайдаровец», а потом «Ровесники» для старшеклассников, то представляла себе их ведущую тонкой и звонкой девчонкой – школьницей или студенткой. Когда мы познакомились, оказалось, что Галина Азиатцева – взрослая молодая дама с дочкой (без пяти минут школьницей) и ярко выраженными, очень женственными формами. Как-то при мне, кажется, в Выставочном зале какой-то художник восторженно присвистнул: «Где тебя точили?». «На токарно-фрезерном станке», - невозмутимо парировала Азиатцева. Невозмутимость и эдакая вальяжность всегда были отличительными качествами Галины Александровны.
  С чьей-то легкой руки (подозреваю, что с моей собственной) Азиатцеву прозвали Мудрой гусыней Кнебекайзе (помните «Приключения Нильса»?) У меня сохранилось ее давнее поздравление – напутствия глупой юной девочке, так и подписанные – «Гусыня Кнебекайзе».

Работа диктором на радио была для Азиатцевой лишь одной из страниц жизни. И справлялась она с ней блестяще. Ее шеф-редактор, начальник и просто вторая мама Клара Васильченко недавно сказала мне, что это было идеальное попадание в профессию. Азиатцева – лучший диктор за время существования курского радио, таких, как Галина, и на центральном-то радио – раз-два и обчелся.
Помню, как Борис Владимирович Бондаренко, зав. «учмолом» (отдел учащейся молодежи) «Молодой гвардии» в урочное время включал радио и при знакомых позывных заранее улыбался, комментируя: "В эфире Галина Азиатцева – Индо европейцева!»
Вот уже 30 лет «Индо-европейцева» - известная артистка Курской филармонии. Артистка разговорного жанра – редкое амплуа, что, безусловно, очень жаль. И не только потому, что «вначале было слово». Просто мы скоро совсем разучимся говорить по-русски – «вкусно», грамотно, талантливо.

  ЕЕ ПУТЬ в основную профессию был хоть и не самый прямой, но вполне предсказуемый. Училась Азиатцева долго и много. На литфаке и в театральном училище в Саратове, в училище культуры в Курске, в институте культуры в Москве.
 Правда, литфак и театральное закончены не были. Литфак Азиатцева оставила ради актерского факультета – поджимал возрастной ценз для абитуриентства, а театральный пришлось бросить из-за рождения дочки. Наташка, в миру Изюмчик (при виде этих круглых виноградин-глаз просто просилась на язык детская песенка: «Кому она достанется, изюминка одна?..»), притормозила на время процесс обучения различным наукам.

 Молодая мама работала на радио, руководила народным театром в Доме культуры железнодорожников и даже немного играла в драмтеатре – в основном мальчиков. Например, Мальчика-птицелова в спектакле «Пушкин в Одессе».
После рождения дочки она как раз приобрела свои роскошные, с «токарно-фрезерного», формы, и, увидев ее, режиссер Хасин удивился: «Где же вы тут видите мальчика?», но… Там утянули, тут загримировали – и мальчик получился роскошный. Шустрый, озорной, смешной. Вообще, конечно, амплуа Азиатцевой – травести, или острохарактерная актриса. Но ей по плечу и серьезные драматические, и даже трагедийные роли. Зрители дипломного спектакля режиссерского отделения «кулька» (то бишь, простите великодушно, Валерий Вячеславович, конечно же, колледжа культуры!) вспоминают, что Азиатцева играла сумасшедшую старуху Марию-Хосефу так, что мороз по коже. Почему же не состоялась ее актерская судьба?

- Ну ты же сама когда-то назвала меня Гусыней Кнебекайзе. Я не строила иллюзий. Больших ролей именно из-за внешности травести мне не видеть. Сходить с ума и завидовать примам – удел незавидный. Так что все так и осталось – эпизодом.

- Галя, твоя юность и ранняя молодость пришлись не замечательное время – 60-е. Оттепель, романтика, радостный подъем, поэтические вечера в Политехническом, шедевры кинематографа… А как было у нас в городе? Ты чувствовала ту неповторимую атмосферу, которая только и осталась, что в воспоминаниях шестидесятников да в кадрах того черно-белого, стильного, умного, совсем не совдеповского кино? Я много слышала от разных людей и о клубе искусств в «Молодайке», и о прочих прелестях молодежной жизни тех неповторимых шестидесятых. Всегда очень жалела, что по малолетству «пролетела» мимо той насыщенной жизни - «жизни «золотой молодежи» Курска.

- Да, ты права. И хотя в понятие «золотая молодежь» всегда вкладывался несколько другой смысл (избранные отпрыски, «мажоры»), именно золотой молодежью мы тогда себя и чувствовали. Это была веселая, озорная, изобретательная, талантливая, но, прежде всего, духовная, интеллектуальная жизнь. Клуб любителей искусств, театральные посиделки «Зеленая лампа», городская сатирическая радиогазета «Баня», которую мы с Мишей Рожковым вели (ее транслировали перед сеансами, а материалами служили результаты всевозможных комсомольских рейдов) – все это было весело, неформально, креативно, выражаясь современным языком.

Молодежное объединение – в полуподвале на Дзержинского, молодежное кафе – в помещении нынешней «Диеты» на Ленина, а там – песни, танцы, джаз, поэтические и прочие «тематические» вечера. Артист Владимир Буканов, журналисты Витя Филин, Клара Васильченко, Юра Авдеев, поэты Юра Першин и Володя Трошин, юная Оля Макарова… то время вспоминаю, как глоток свободы, и то, что моя молодость пришлась на это время, - большая удача. К тому, что называют свободой в новейшие времена, подходит другое слово – анархия.

И еще с детства все мы были приобщены к Театру. Тогда была традиция зрительских конференций, я всегда на них активно и эмоционально выступала. Так, завлит театра Евгения Богатырева часто перед ними звонила в институт: « Азиатцева непременно должна быть». Артисты впоследствии мне признавались: «Мы всегда ждали, что скажет эта беленькая девчонка».

 ВАЖНАЯ страница азиатцевской трудовой биографии – работа в областном комитете культуры. Курское искусство она курировала непринужденно и ненавязчиво, помогала всем, чем могла, и дружила с художниками, музыкантами, писателями и актерами. Тогдашний начальник управления культуры Александр Силяков всегда удивлялся: «Да что у тебя день и ночь вся курская богема пасется?» Актерские бригады заезжали к ней сразу после гастролей поделиться впечатлениями, художники заходили рассказать про подготовку к выставке, показать новую картину.

- Это было очень интересное время. Под руководством Агнессы Вениаминовны Фроловой работать было комфортно. Фролова – талантливейший, интеллигентнейший человек, еще одна моя «вторая мама», я ей очень многим в жизни обязана.

 Три десятилетия Азиатцева – ведущая многих городских концертов, она вела почти все филармонические концерты, а выездные – точно все. Чувство меры и вкуса, теплота и юмор в сочетании с ее замечательным, поставленным голосом – это азиатцевский стиль. На сцене ли она в концертном платье (на высоких каблуках ее небольшой рост абсолютно не заметен, смотрится артистка замечательно) или по сценарию ее богатый грудной голос звучит из-за кулис – зрители внемлют, ловят каждое слово. Особенно завораживает ее голос во время моноспектаклей.

 МНЕ очень нравятся все азиатцевские программы. Ей же самой больше всех нравится программа по рассказам Виктории Токаревой. И я не знаю, почему. Стихи Азиатцева читает замечательно, но проза дает возможность проиграть целый спектакль. Здесь больше простора для актерского воображения. Идеи для моноспектаклей, их сценарии, а также режиссура – это ее собственное творчество.

 К программе по любовной лирике Вероники Тушновой я тоже приложила руку. Мы с Галиной живем рядом и часто обмениваемся книгами. Так что, когда Азиатцева готовится к очередной программе, я иду к ней с двумя сумками стихов и мемуаров. В тот раз зашла речь о лирическом герое стихов Тушновой, и я поделилась открытием: «Я Его вычислила! По стихам – его и ее! Я сейчас принесу его сборник!».

Долгое время после смерти обоих героев этой лавстори – красавицы-поэтессы и женатого поэта... – на ней был налет целомудренной тайны, но не теперь, в эпоху Интернета. На программе Азиатцева читала стихи – ее и его – те, отчаянные, написанные после ее смерти, не называя имени – Александр Яшин, но недавно я обнаружила в Интернете не одну статью об этой непростой, трагической и счастливой любви. Но тогда, на азиатцевском концерте, я была горда своей ролью архивиста и участием в этом очень красивом поэтическом действе.

 Есть у Галины Азиатцевой и очень злободневные, острые программы. Например, та, что о наркотиках – «Когда время сошло с ума» по американскому бестселлеру «Синяя трава» - дневнику 15-летней девочки-наркоманки. В зале, полном подростков, - звенящая тишина и… надо видеть их глаза!

Азиатцева чувствует слово – ритм, вкус и цвет стиха, его национальность, его автора. Ах, как хороши были эти испанские ритмы – программа по стихам латиноамериканских поэтов, которую иллюстрировал инструментальный ансамбль «Овчаренко +»!

- Галя, ты всю жизнь работала в культуре. Что скажешь о нынешнем ее состоянии?
- Тревожит некоторое, мягко говоря, снижение художественного вкуса. Моя главная боль: на эстраде не звучит слово, разговорного жанра, как такового, почти уже нет. А люди нуждаются в Слове. Я понимаю, что на мои концерты в Малом зале филармонии чаще всего приходят люди подготовленные, но и в любом другом зале с другой аудиторией – читаешь ту же Тушнову или Цветаеву, а в зале такая наполненная тишина, которая бывает, лишь когда люди слушают сердцем.

 Кстати, дети тоже умеют слушать стихи и вообще чутко относятся к слову. Только нужно тронуть их сердце. Для них, нынешних, война – лишь страничка далекой истории, почти как Куликовская битва. Но они плачут, когда я рассказываю в программе о войне, про то, как в раннем детстве меня потрясла городская картинка: по асфальту на дощечке с колесиками, отталкиваясь руками от земли, ехал человек без ног. Я, ошеломленная, спросила маму: «Почему?!», а она грустно ответила: «Дядины ножки отняла война».

- Тебя радует вступающее в жизнь поколение?
- Просто они другие. Для моей четырехлетней правнучки (Азиатцева «неприлично» рано стала и бабушкой, и прабабушкой) Марты компьютер интересней букв, но она любит слушать сказки и стихи, как и другие дети, с которыми занимаются. Только родители и бабушки должны терпеливо и последовательно приучать детей к книгам, к Слову. Без этого – духовное одичание.

В семьях, где читают вслух, растут другие дети. Моя мама была не слишком грамотным человеком, но привычная картинка детства: мама вышивает или шьет, а папа читает нам всем вслух.

- Галина, ты так осмысленно, так мудро читаешь стихи о любви…

- Цветаева очень точно сказала: «Любовь одна, только объекты разные». Есть первая любовь, есть любовь-дружба, любовь-крест, любовь-страсть… все это было в моей жизни. Еще мне очень близка знаменитая мудрость: когда мы любим человека, то видим его таким, каким его задумывал Бог, а когда разлюбишь, то, по Раневской: «И этого мерзавца я почти любила!». Впрочем, мерзавцев у меня хватало ума обходить за версту.
 Что касается сегодняшнего дня… Время роковых страстей миновало. Меня вполне устраивает то, что сейчас – моя семья. Умиляют очень взрослые тетеньки, рассуждающие о том, что они открыты для новой любви, а уж иные артистичные натуры, вроде Светланы Светличной, завязывающие отношения с ровесниками своих внуков, просто вызывают жалость. Видимо, им не хватает самодостаточности. Представь себе влюбленную прабабушку!

- Даже, если это очень юная прабабушка, такая как Галина Азиатцева? Ладно, давай лучше о вечных ценностях. Я обожаю твои рассказы о Марте.

С МАРТОЙ прабабушка Галя общается на равных. Приехала на днях к старшей внучке. Марта в квартире вдвоем с отцом. «Где твоя мать?» - «Она меня бросила» - «Как это?» - «А я ее довела. Она сказала: я больше не могу, и уехала. Знаешь, Галя, я так люблю играть с тобой в кошков и собаков!»

Нянек у Марты много – одних только бабушек сколько – юная бабушка Изюмчик, то бишь, Наталья Александровна – специалист по дошкольному воспитанию, работает в детском саду педагогом по ритмике. У Мартиной мамы Насти (у той собственная танцевальная школа, где обучают и восточным танцам, и брейк-дансу, и хип-хопу) замечательная свекровь – бабушка Надя. А уж про то, как играют, веселятся, актерствуют, учат стихи Марта и Галя, можно только догадываться. У Азиатцевой существует специальный «прабабушкин день», выделенный исключительно для Марты.

- Галя, твои внуки видели тебя на сцене то клоуном, то Бабой-Ягой, а Марта не застала прыгающую и бегающую по сцене и залу прабабушку-клоуна?

- Да я теперь все больше мудрых фей играю, но Баба-Яга – это мое пожизненное. С этой дамой я, видно, никогда не расстанусь. Как меня зовут коллеги – Заслуженная Яга Курской области и ее окрестностей. Марта уже выдала на эту тему: «Галя, а че ты все время играешь Бабов Ягов, а не другие артистки?»

Новогодние спектакли – это азиатцевская актерская и режиссерская отдушины. В прошедший Новый год водила на очередное такое представление внука подруги. Роскошная сказка! Светлая, добрая, смешная, современная! Режиссура – выше всяких похвал! Дети просто подпрыгивали от восторга, а одна, еще плохо держащаяся на ногах годовалая кроха, подползла к сцене и громко хохотала, глядя на сказочных героев.

- Твой сегодняшний бенефис в филармонии называется «Ох, уж этот бенефис!», или «Монолог счастливой женщины». В названии есть элемент кокетства (ведь ты никогда не скрывала свой возраст) и очень смелая заявка. Ты действительно считаешь себя счастливой?

- Конечно. Я многое видела. У меня хорошая, теплая семья: дочка, две внучки – старшая Настя и студентка Вероника, два заботливых и состоявшихся в жизни зятя – Женя, муж дочки, и Володя, муж старшей внучки. У меня любимая работа, хорошие друзья-коллеги, я знала много людей, среди которых были просто замечательно добрые, умные и талантливые. Одно чаепитие в доме однокурсницы по институту культуры с приятелем ее мамы писателем Борисом Васильевым чего стоило! Сколько простоты, ума, интеллигентности!

- Ты так вздохнула при слове «интеллигентность»!..

- Да. Ее дефицит сильно удручает. Понятия «честь» и «порядочность» - понятия не сегодняшнего времени. Слово «деликатность» тоже вышло из употребления. Люди расталкивают друг друга локтями: «Дай! Мне, мне! Деньги, должность, звание!..»

- Кстати, о звании. Оно у тебя есть?

- Нет, и я не слишком переживаю на эту тему. Не это главное в жизни.
- Ты чувствуешь себя счастливой и состоявшейся. А чего бы ты хотела от жизни еще?

- Чтобы появился человек, которому бы я передала свой опыт на эстраде, а вообще планов у меня громадье. Я еще не знаю, что такое быть прапрабабушкой.

(«Городские известия»,27 ноября 2010 г.)

Постскриптум

  Вот и очередной юбилей подоспел. За эти 5 лет Галина Александровна стала трижды прабабушкой. У Марты появился брат Сема, а младшая внучка Вероника подарила еще одну правнучку – Ксению, которую обожает все дружное и большое семейство. Четырехлетний Семен собирается стать палеонтологом или антропологом – хочет изучать древних людей, про которых уже многое знает. Марта участвует в прабабушкиных спектаклях, один из которых называется в ее честь – «Марта в стране ОДИ». Новый зять, Евгений-младший, тоже вписался в семью. Редкое качество (или везение): Азиатцева очень любит и ценит всех своих зятей – от дочки и внучек, а «Главного зятя», Евгения-старшего, считает редким по доброте и порядочности, надежнейшим человеком. «Теща – это свято» -– постулат Жени, который взяли на вооружение и младшие зятья.

А новых спектаклей было за эти годы – не сосчитать! По Чехову, по Зощенко, Тэффи и Аверченко… Каждая новогодняя сказка режиссера Азиатцевой не похожа одна на другую. То действие происходит в Подводном царстве, то в Ледяном королевстве, то в космосе. Креатива у Галины Азиатцевой хватит еще на бессчетное количество постановок, а ее поэтические спектакли по-прежнему востребованы самими разными любителями поэзии – искушенными и, мягко говоря, не совсем. Она уверена: тех, кто глух к поэтическому слову, к Слову вообще, нет в природе. Только нужно этот слух развивать. Чем и занимается. С удовольствием. Много лет.

(1 том книги "Курян моих прекрасные черты")


Рецензии
Как всегда, тепло, насыщенно и поучительно. Молодым - урок, да ещё какой!

Виктор Антонов 2   27.12.2020 07:27     Заявить о нарушении