Снежная долина под Магаданом

Меня влекла эта картина
Под солнцем снежной белизны.
Была то "Снежная долина"
 средь белых сопок Колымы.

Если ехать по Колымской трассе из Магадана,
то после 17 километра, влево от трассы, отходит дорога.
По этой дороге проехать ещё  6 километров, и мы на  Снежной  Долине, которую в народе именуют коротко – «Снежка».
Второе её название – «Солнечная долина».
Летом – Солнечная долина.
Зимой – Снежная долина.
Снежная долина не зря получила такие названия.
 Высокие сопки по обеим сторонам, вытянувшиеся почти замкнутым ожерельем, препятствуют выдуванию снежного покрова и создают особый, мягкий микроклимат.
Поэтому осенью, когда в Магадане нет еще снега, на Снежной долине уже  проводятся  лыжные соревнования.
А весной безоблачных и солнечных дней здесь гораздо больше, чем в городе.
 И  тогда с полным основанием можно применять и второе её название – "Солнечная долина».
В апреле и мае Долина ежедневно заполняется магаданцами.
Они  блаженствуют на её огромном заснеженном пространстве, сняв с себя верхние одежды после долгой зимы и подставив солнечным лучам оголённые участки тела.
Все, как один, даже дети, на лыжах.
Ближние боковые склоны Долины пологие и низкие, так что они создают возможность для всех умеющих и не умеющих хорошо стоять на лыжах скользить с этих склонов вниз к самому ложу Долины.
Ложе не прямое, а с изменчивым направлением, которое ему придала  текучая летняя вода.
По этому дну Долины проложены глубокие лыжни.
Их всегда несколько, и тянутся они вдаль от одного поворота к другому несколько километров.
Но чем дальше от исходной точки, тем их количество уменьшается, и через несколько поворотов на снегу остаётся одна лыжня, видимо, для самых тренированных и спортивных лыжников.
А дальние склоны  Долины – это гряда высоких сопок, которые хорошо прикрывают её от ветров и весеннего морозца.
 
Мне довелось побывать несколько раз в этих местах ещё в те годы, когда я был студентом Магаданского пединститута.
От этих посещений сохранились три фотокарточки 1963 года.
Они любительские, чёрно-белые, на дешёвенькой тонкой фотобумаге, но всё-таки уже  полвека дают мне возможность видеть себя в 25 лет.

Если кто-то из горожан не бывал на Снежке, то уж обязательно знает, что это такое, где это и что там привлекательного.
 
1963 год.
Для меня Снежная долина ещё и то место, где я столкнулся на лыжне с Первым секретарём Магаданского обкома партии Павлом Яковлевичем Афанасьевым.
Человек этот в народе пользовался уважением, оттого  встречу с ним и короткий разговор на лыжне,я считаю для себя знаковыми.

В тот раз я увлёкся и ушёл на лыжах далеко вперёд на несколько километров.
День был распрекрасный, я скользил по лыжне и не думал пока возвращаться назад.
Вокруг никого. Я один.
И тут из-за поворота навстречу мне выехали два лыжника, в которых я определил людей пожилых.
Я остановился и сошёл с лыжни, уступая дорогу старшим по возрасту людям.
 
Поравнявшись со мной, они остановились, и я увидел на оголённом торсе второго мужчины широкий военный пояс и на нём пистолетную кобуру.
Первый мужчина заговорил со мной.
--- Добрый день, молодой человек! Далеко думаете ещё бежать?
--- Здравствуйте! Нет, скоро поверну назад.
--- Какой день! Какая удача! Мы вот тоже старые кости поразмяли. А вы один или с друзьями катаетесь?
--- Приехал с друзьями, а сюда прикатил один. Оторвался нечаянно.
--- Павел Яковлевич, нас ждут. Нужно поторапливаться! – прервал начавшийся разговор второй мужчина с пистолетом на поясе.
--- Да! Да! Извините! Всего вам хорошего, молодой человек!
---- До свидания!
И они покатили дальше.
А я уже по двум признакам (пистолет у охранника, имя и отчество, которое знали все) догадался, с кем меня свел случай на этой лыжне.
 
Проходят годы, десятилетия, а Снежная долина (Снежка) каждую осень и каждую весну дарит магаданцам снег, солнце, отличную лыжню и  тепло своего микроклимата.
 
 


Рецензии