Лектор и ораторское искусство. II. Тактика

       

      В зале гремят аплодисменты, служители вносят корзины с цветами, раздаются крики "браво", экзальтированные особы ловко метают на сцену разноцветные букетики... Закономерный финал хорошей театральной постановки.
Закономерный потому, что артистов несколько лет учили как заинтересовать и покорить публику, текст для них писали крупные специалисты в области литературы, на многочисленных репетициях режиссер указывал им как встать, как повернуться, как сесть.

     Лектор же в данных вопросах предоставлен самому себе. Можно подумать, что лектору неизмеримо легче, чем актеру управляться с публикой,  что слушание вузовской лекции - увлекательнейшее занятие, что стоит преподава¬телю открыть рот, как аудитория благоговейно замрет на 45 минут.

     Но это далеко не так. Мы знаем, что преподавательский хлеб отнюдь не сладок. Цикл лекций на тему: "Дифференциальные уравнения движения жидкости" - это не "Cвадьба в Малиновке",  На такой лекции слушатели, если и замрут, то не иначе как положив голову на стол.

      Что нужно делать, чтобы такого "замирания" не происходило, чтобы слушатели сосредоточенно и с интересом внимали лектору, чтобы содержание лекции было ими понято и усвоено?


                1.  ПОДГОТОВКА

                Импровизаторы хотят казаться умными перед дураками, но вместо                того оказываются дураками перед умными людьми.

                Квинтилиан.


      Только одного хорошего знания предмета недостаточно для прочтения приличной лекции. К любому вступлению (а особенно к лекции), нужно тщательно готовиться. Рассчитывать на эрудицию, на хорошо подвешенный язык, надеяться на то, что при чтении лекции возникнут блестящие экспромты - значит идти на риск провала.

       Даже такой искусный оратор как Цицерон, который мог бы и без подготовки произнести приличную речь; всегда тщательно готовился к выступлению. Однажды "ему предстояло публично произнести речь и не хватало времени, чтобы как следует подготовиться. Один из его рабов по имени Эрот, пришел к нему с известием, что выступление переносится на следующий день. Он был до того обрадован, что за эту добрую весть отпустил раба на волю» (М.Монтень, Опыты, кн.1.,М.,1958,стр.316.).

        Однако, имеются еще сторонники того мнения, что выступление без подготовки более естественно, что оно якобы отмечено печатью искренности и непосредственности.

       Интересно, что было бы, - насмешливо вопрошает Карл Дарроу, - если бы этой теорией руководствовались артисты балета? Может быть ученику балетной школы и поучительно увидеть, как танцовщица поскользнется и ударится об пол, но вряд ли кому-нибудь это доставит удовольствие. (В сб."Физики продолжают шутить", М.,1968, стр.93).

         Начинается подготовка к выступлению с составления плана, и чем сложнее и длительнее выступление (лекция, доклад, ответственная речь), тем тщательнее должен быть разработан план. Бесплановая подготовка может привести к тому, что при выступлении будет упущено существенное и даже важнейшее. Отсутствие четкого плана может вообще увести оратора в сторону от основной темы доклада. Как того лектора в хохме Катаева:

     « Товарищи! В этот грозный час, когда Республика Советов стонет перед кознями наемников мирового капита¬лизма, мы не можем оставаться индиферентными. Все как один! Верно я говорю?
     Да, товарищи! ,Мы все как один должны встать на борьбу с самогоном! Тысячи людей пьют самогон, и тысячи людей отравляются ежедневно этим злостным ядом, который разрушает организм. Верно я говорю?   
      И даже слепнут, - сказал из зала деловитый бабий голос,
  В-в-верно, гражданка! Оч-чень дельное замечание! Именно - слепнут. Бывает, й глохнут. Чесс...слово... И так, товарищи, мы видим, что самогон - это страшный яд, который бич. А почему? А потому, дорогие товарищи, самогон приносит вред, что очищать его как следует, до сих пор не научились.
      А что может быть проще - очистить самогон? Пара пустяков. На одно ведро самогона берется три фунта простой, обыкновенной, ничем не замечательной соли....» Катаев В.П., Козел в огороде, в сб. "Горох в стенку", М, 1963).

     И дальше лектор прочил восторженно принятую публикой лекцию о правильной варке самогона.

      Понятно, что ситуация, приведенная в данной юмореске – это шутка, которая не может сложиться в настоящих условиях. Но отдельные несообразности, отклонения от темы выступления, стихийные перегибы и вольности часто наблюдаются в наших выступлениях.

      Преподаватель, составляя план, создает основу лекции, на которую затем будет наносить узоры красноречия. При отработке плана окончательно отбирается необходимый материал, выделяются основные вопросы, последо¬вательность их изложения, происходит логическая увязка всех вопросов лекции, ориентировочно определяется время, необходимое на изложение каждой части лекции, опре¬деляется объем и характер материального обеспечения лекции (макеты, слайды и т.п.).

       После составления плана наступает второй этап подготовки: написание лекции (речи, доклада). Часто спорят писать или не писать текст лекции. Знайте, что не исписав нескольких листов бумаги, вы не произнесете сильной речи, не прочитаете убедительной лекции. «Если только вы не гений, примите это за аксиому, и готовьтесь к речи с пером в руке» (П. Сергеич. Искусство речи на суде, М,1960, стр.З05).

      Разумеется, писать текст выступления нужно не для того, чтобы зачитать его публике. Об огорчительных сторонах такой практики уже говорилось. Текст выступления пишется для окончательной отработки лекции, для того, чтобы обеспечить стройное изложение мыслей. При этом преподаватель как бы вживается в ее содержание, проникается  духом предстоящего выступления. На этом этапе подготовки очень хороший результат дает следующий прием. Смущающую вас мысль или сомнительный тезис попробуйте как бы слу¬чайно вставит в разговор со своими коллегами. Их реакция на ваше высказывание поможет вам более правильно оценить целесообразность присутствия в тексте этого сомнительного положения.

      Совсем не обязательно дословно писать текст лекции. Часто бывает достаточным тезисное изложение содержания публичного выступления в виде подробного логического рассуждения, части которого должны быть отработаны и надежно соединены между собой в нерасторжимое целое.

         Особенно необходима ’’репетиция" на бумаге в том случае, если лекция насыщена большим количеством математических выкладок. Необходимость эта диктуется следующими соображениями.

        Методика (и контролирующие) требует от нас  цезаревых способностей. При выводе уравнения нужно одновременно
а) хорошо помнить вывод,
б) аккуратно делать записи на доске,
в) смотреть на слушателей, а не на доску и
г) не молчать, а произносить умные фразы.

      Требования противоречивы, а поэтому трудновыполнимы. Грешным делом начинаешь думать, что эти требования составлял человек, никогда не читавший подобных лекций.

      Ну что крамольного в том, что преподаватель сначала напишет уравнение, а потом повернется к публике и пояснит, что он написал?  Очень обидно, что в подобные затруднительные положения преподаватель попадает всего лишь из-за соображений ложной бонтонности.  Видите ли, преподавателю неприлично стоять спиной к аудитории. Из-за этого и дирижеров, в свое время, ставили лицом к |их сиятельствам, но в конце-концов целесообразность победила предрассудок.

       Для того, чтобы слушатели усвоили материал, т.е. для того чтобы лекция достигла цели, необходимо привлечь внимание слушателей, а затем в процессе чтения устойчиво его поддерживать.

      Выполнение первой задачи должно быть реализовано во вступлении и отчасти в начальном разделе лекции.

    ВСТУПЛЕНИЕ
    Ответственный момент подготовки! Вступлением лектор дает настрой на всю лекцию. Продуманное, интересное вступление привлекает внимание аудитории. Шаблонное же начало убивает интерес к лекции. Не наповал, конечно, в процессе чтения лекции преподаватель возможно, и овладеет вниманием аудитории, но это потребует дополни¬тельных усилий.

     На что же обратить внимание при отработке вступительной части? Рассмотрим в качестве примера возможные варианты введения в лекцию на тему: "Газовые турбины".
   "Товарищи, на данной лекции мы познакомимся с принципом действия турбины, рассмотрим ее устройство, изучим особенности изменения параметров газового потока по длине проточного тракта, остановимся на особенностях осевой и радиальной турбины, выявим принципиальные -отличия турбин со ступенями скорости и со ступенями давления, определим роль турбин в народном хозяйстве и в военной технике. Целью лекции является... и т.д.".

     Такое начало правильное, и оно не противоречит общепринятой методике. Можно быть уверенным в том, что контролирующий не сделает по поводу такого вступления какого-либо замечания. Но такое введение нагонит скуку на обучаемых, преподавателя они будут слушать в пол yxa.

     Лучше начать следующим образом:

   -- Моряки рассказывают: " На Дуврском рейде для торжественного парада по случаю юбилея королевы Виктории выстроился английский флот. Могучие броненосцы и стремительные крейсеры замерли в ожидании королевы. Все было наготове.

    И вдруг вместо королевской яхты откуда-то вынырну¬ло и с невероятной скоростью промчалось перед строем небольшое узкое суденышка.
Разгневанный адмирал приказал быстроходному  строжевику броситься в погоню за нарушателем порядка. Но куда там! Успели только прочитать надпись на корме – «Турбиния». Скорость хода этого судна была в полтора раза выше, чем скорость лучших морских ходоков мира.

    Вот поэтому-то строителя и владельца судна не только не отдали под суд "за безобразие на рейде", но наоборот - очень любезно пригласили в Адмиралтейство.
Строителем оказался инженер Парсонс. На своем судне он впервые в мире применял в качестве двигателя турбину, которую изобрёл одновременно со шведом Лавалем, но независимо от него. (См: Болгаров Н. Пароход Л., 1958, стр 46.)

      Завершив вступление, нужно объявить (после двух- трех переходных фраз) тему занятия, затем очень кратко изложить содержание и цель и перейти к первому вопросу. Таким началом лектор обязательно завоюет внимание слушателей.
Начать лекцию можно и по-другому, например с интересной задачи или с прямой постановки вопроса, что заставляет слушателей сразу же включиться в активную работу. Можно начать и с парадокса или с чего-нибудь жизненного, вроде бы не связанного с темой лекции, но на самом деле имеющего непосредственное отношение к вопросам занятия.
   
     Всегда нужно помнить, что внимание всех вообще возбуждается простым, близким или странным, загадочным. Способов привлечения внимания много, поэтому при подго¬товке вдумчивый преподаватель, сообразуясь с целью и со¬держанием лекции, найдет наиболее подходящий способ.

      Эта работа целиком творческая и поэтому методическая  категоричность здесь неуместна. Чтобы интересно построить начало лекции, необходимо отлично знать свою дисциплину и смежные с ней науки, много читать, в особенности интересоваться биографиями ученых и талантливых инженеров, знакомиться с книгами по истории науки.

     НАЧАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
     Завоевать внимание очень важно, но еще важнее удержать его. Некоторые же лекторы, понимая значимость вступления и отрабатывая его очень тщательно, основную часть лекции читают небрежно, и хороший методический прием во вступлении превращается в жалкую искусственность, а наметившийся контакт с аудиторией теряется.

     Контакт с аудиторией может быть потерян и добросовестным лектором. Причин для этого много, но наиболее распространенная заключается в том, что лектор подчас; читает лекцию так, как будто перед ним сидят сплошь Королёвы и Колмогоровы. Хорошо зная свой предмет, он считает многие понятия элементарными, забывая о том, что слушатели знакомятся с этими понятиями впервые.

     С первых же шагов запутавшись в академической вычурности лекции и потеряв нить рассуждения, слушатель в лучшем случае ограничивается механическим переписыванием  выкладок с доски, а в худшем - занимается посторонними делами.
Чтобы такого не случилось, при подготовки к лекции следует обратить серьезное внимание на её начальную часть. Переход от введения к основным вопросам должен быть простым, доступным, очевидным. Именно в начальной части лекции разъясняется физическая сущность явления, процесса, объясняются основные положения и понятия.
Не следует при составлении плана жалеть времени на эту часть лекции. Подробно объяснив начала - меньше времени затратишь на основу.

     ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
     Научную литературу запоем не читают. При работе со статьей или монографией приходится некоторые места прочитывать дважды, возвращаться к предыдущим положениям и формулировкам, несколько раз просматривать чертежи, таблицы, графики.

    При слушании лекции такая возможность отсутствует. Слушатель, не уяснив какого-либо положения, не может сказать лектору; "Стоп! Повторите предыдущее рассуждение”. Зная это, лектор обязан при подготовке так продумать вопросы лекции, чтобы одно положение логически вытекало из другого, чтобы мысль текла плавно, без скачков и без путанных отклонений в сторону от основного вопроса, чтобы трудные места лекции были особенно четко изложенными. Опытные лекторы после сложного рассуждения, сопровождаемого большим количеством математических выкладок, не считают за грех еще раз продемонстрировать основную логическую цепочку взаимосвязей.

     Любой самый трудный вопрос может быть доступно преподнесен, если преподаватель не пожалеет труда и времени на его подготовку. Лев Толстой утверждал, что никуда не годен тот профессор математики, который не умеет изложить основы высшей математики понятно для каждого.

       Всегда нужно помнить и при подготовке к лекции учитывать то обстоятельство, что слушание лекции - очень напряженная работа. Поэтому без особой нужды не следует включать в лекцию длинные периоды, насыщенные сложной информацией. Это приводит к переутомляемости слушателей и снижает их воспримчивость.

     Если нет способа избавиться от серии громоздких выводов, то необходимо предусмотреть возможность отдыха для слушателей в виде краткого освежающего отступления, шутки и т.п., содержание которых следует продумать при подготовке к лекции. Надеяться на экспромты не нужно; на лекции, особенно если она напряженная, некогда думать о вольностях.

     Работа слушателей на лекции может быть интересной, а может быть и скучной. Здесь все зависит от лектора. Нет "сухих" наук, есть "сухие" преподаватели. Готовясь к лекции, нужно найти такой стиль изложения, так составить сценарий предстоящего занятия, чтобы аудитория при слушании лекции была покорена логикой и эмоциональностью выступления, чтобы публика присоединилась к искренней влюбленности преподавателя в свою дисциплину, чтобы слушатели, размышляя вместе с лектором, шли как бы по следам открытия.

     Какими способами достигнуть такого эффекта? Подобного рецепта, к сожалению, еще не создано, нет и расписанных по пунктам инструкций, позволяющих бы любому преподавателю легко и быстро зажечь огонь энтузиазма в сердцах слушателей. Все это зависит от личности лектора, от его вдохновения и таланта.

     Дарование и талант! Эти понятия вспоминаются в редких, очень редких случаях, когда оценивают труд вузовского преподавателя, научный доклад на симпозиуме. Обычно говорят об эрудиции ученого, о мастерстве агитатора или пропагандиста, об опытности доцента, иной раз - о хорошем языке, но как правило замалчивается то, что можно и должно называть ораторским даром ( См. Апресян Г. 3., Ораторское искусство. М., 1972, стр.198).

    Это происходит не потому, что такого понятия, как "ораторский талант”, не существует. Дело в том, что трудно, как утверждают многие, найти критерий, позволяющий объективно определить степень талантливости того или
иного лектора.

     Действительно при разборе лекции контролирующим или коллегами, побывавшими на открытом занятии, о степени талантливости лектора никогда ни слова не говорится. Обычно хвалят преподавателя за научность лекции, за методическую грамотность, иногда за эмоциональность речи и очень редко за хороший слог (и хорошо, если хвалят - чаще ругают).

      "Хороший методист", "лучший преподаватель" - вот скромный набор определений, применяемых в официальных отзывах о труде лектора. Может действительно в ораторском искусстве нет критерии талантливости? Не отвечая прямо на поставленный вопрос, обратимся к известному примеру из античной истории.

       На страну напали враги. Народ собрался на площади, чтобы выслушать мнение сведущих людей. После выступления перед собранием первого оратора по толпе пронесся гул одобрения. Все были восхищены стройностью и изяществом его речи, После выступления второго оратора граждане минуту безмолствовали, а затем кинулись к оружию.

     Безусловно, второго трибуна следует назвать талант¬ливым оратором, а критерием талантливости полагать степень достижения оратором поставленной перед собой цели.

     Если выступающий хотел разжечь ненависть в сердцах слушателей и это ему удалось; если ему нужно было поднять настроение аудитории, и люди после его слов расправили плечи; если он в своем стремлении объяснить сложное поня¬тие затеплил огоньки заинтересованности и понимания в глазах слушателей - это талантливый оратор.

     Первым условием, необходимым для достижения выступающим поставленной перед собой цели, является напряженное внимание аудитории. Равнодушие же слушателей - это обвинительный приговор оратору (правда еще не смертный). Полная же несостоятельность оратора (лектора, докладчика), его профессиональный крах проявляются в том случае, когда слушатели полностью игнорируют выступление.
     При такой ситуации собрание делится на две неравные разобщенные части. С одной стороны оратор, уткнувшийся в текст, С другой стороны, публика, погрузившаяся в мир личных интересов. Наблюдая такую картину, невольно хочется воскликнуть: "Товарищи, для чего вы собрались, зачем впустую тратите время?”
Если выступающий вместо лиц видит перед собой лишь макушки голов слушателей, ему следует срочно закруглиться и сойти с кафедры, т.к. сколько бы он не продолжал  говорить, его речь не достигнет цели.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     Подготавливая лекцию, преподаватель обязательно должен в заключительной части подумать о возможности подтверждения теории примерами из практики и в этом отношении попытаться приготовить хотя бы один числовой пример. Надо сказать, что в нашей преподавательской практике редко встретишь подобную концовку лекции.

     Конец - разрешение всей лекции. Поэтому необходимо продумать четкое заключение, в котором подводился бы итог лекции, делались бы окончательные выводы и давались практические рекомендации.

      После изложения всех вопросов лекции, в заключительной ее части, необходимо провести краткий анализ новейших достижений в данной области, различных взглядов и гипотез, т.е. показать дальнейшие пути развития науки. При этом нужно порекомендовать слушателям для ознакомления научную литературу, где более полно, чем в учебнике изложены рассматриваемые вопросы.

    Для того, чтобы выполнить последние рекомендации, преподаватель обязан быть в курсе последних событий в науке, он обязательно должен быть знаком со свежими публикациями.

     Здесь рассмотрены основные принципы подготовки к лекции. Следует отметить, что лекция - наиболее сложный вид ораторского искусства. Именно этим и объясняется то внимание, которое обратил автор на подготовку к данному раду речевого творчества. Но подготовка и к другим видам ораторской деятельности, таким как доклад, речь, выступление на симпозиуме, политическая информация и т.д., полностью базируется на изложенных выше принципах.


      СОВЕТЫ
      1. Начиная новую тему, в первую очередь следует рассказать об истории рассматриваемой проблемы, о том , как она возникла и как инженеры и ученые находили пути ее решения, а затем уже приступать к изложению теоретических положений. Такое вступление поможет слушателям ярче представить процесс развития науки и, кроме того, очень оживит лекцию и устойчиво привяжет внимание аудитории.

      2.Наряду с интересными и даже блестящими теоретическими исследованиями, остроумными опытами и оригинальными техническими решениями, развитие любой науки сопровождалось появлением ошибочных концепций, неудачных инженерных разработок и решений и т.д. Этими издержками не следует пренебрегать. Их нужно умело вкрапливать в канву лекции, тем самым показывая сложность и противоречивость развития науки.

      3.Наши русские и советские ученые и инженеры внесли неоценимый вклад в науку.  Поэтому при чтении лекции, отмечая роль иностранных ученых, необходимо полнее и ярче показывать достижения отечественных ученых в науке и технике.

      4.Очень жалко лектора, который закончил лекцию, а до звонка на перерыв еще осталось 10-15 минут. В такое положение может попасть не только молодой преподаватель, но и обладающий необходимым опытом лектор, так как программы наши постоянно меняются, материал в лекциях неоднократно перекомпоновывается, а поэтому довольно трудно выдержать лекцию по времени. Чтобы не попасть в подобную ситуацию нужно параллельно с подготовкой основного материала готовить дополнительный, в виде аварийного резерва. Таким дополнительным материалом может быть числовой пример, поучительный случай, интересная задача и т.д.

     5.Состояние взволнованности перед выходом "на публику" вполне естественно. Противоестественными являются крайние проявления этого чувства:
а) страх и даже паника лектора перед слушателями;
б) олимпийское спокойствие, равнодушие оратора, поднимающегося на трибуну.

     Первое свойственно начинающему или слабо подготовленному лектору и со временем проходит. Таким ораторам следует помнить о том, что страх перед аудиторией обратно пропорционален труду, затраченному на подготовку к выступлению
.
     Относительно второго случая можно с уверенностью сказать, что если лектора не волнует предстоящая лекция, то он или халтурщик, или недалекий человек. Совет здесь может быть единственный: сменить род занятий.

     6.Полезно и нужно за тридцать-сорок минут до занятия, как говорится " пройтись” по плану лекции, освежить в памяти "фабулу” выступления, настроиться на занятие.

     Говорят, что в Оксфорде со средних веков существует традиция за час до лекции помещать лектора в охраняемое помещение, чтобы он спокойно мог сосредоточиться на вопросах занятия. И хотя у нас нет такой традиции и зачастую вообще трудно выкроить такой час, но стремиться к этому нужно.

               



                2.ЧТЕНИЕ ЛЕКЦИИ

                Трудных наук нет, есть трудные изложения.
                А.И.Герцен



     В педагогической деятельности академика А.Н.Кры¬лова был случай, когда сложнейший курс "Теории корабля”, основанный на дифференциальном и интегральном исчислении, он прочитал в совершенно необычных условиях.

     В ноябре 1919 года группа матросов была направлена на учебу в Военно-морскую академию, начальником которой был А.Н.Крылов. Слушатели пришли в академию прямо с кораблей и из матросских отрядов, участвовавших в боевых операциях: все в бушлатах и бескозырках, кое-кто - с пулеметными лентами через плечо. Алексей Николаевич задал аудитории свой первый, оказавшийся наивным вопрос: "Знаете ли вы дифференциальное и интегральное исчисление?”

      Гробовое молчание и насупившиеся лица матросов служили ответом. Тогда последовал другой: "Знакомы ли вы с алгеброй и тригонометрией?". Отдельные реплики аудитории - "А с чем их едят?”, "Нам бы с арифметикой совладать!" красноречиво свидетельствовали о том, что и на подобную опору лектор рассчитывать не может. Крылов задал свой последний вопрос: "Знаете ли вы четыре арифметических действия?”. Получив разнообразные ответы, Крылов приступил тут же к чтению первого и единственного в истории военно- морских учебных заведений курса "Теории корабля" проведенного в подобных условиях. Впоследствии содержание этого курса было включено в первую часть IX тома "Собра¬ний трудов академика А.Н.Крылова" как образец изложения сложных вопросов простейшими и вместе с тем убедительными средствами. (Ханович И. Г., Алексей Николаевич Крылов, JI., 1967, стр. 66 ,67).
 
       Приведенным примером хотелось проиллюстрировать ту мысль, что при чтении лекции лектор должен быть готов ко всяким неожиданностям, препятствующим нормальному изложению лекционного материала; что он обязан не взирая на возникающие трудности, безупречно и доходчиво провести занятие.

     Трудности могут быть самые разнообразные. Вот некоторые из них:
- лекция базируется на материале, излагаемом в смежной дисциплине, но этот материал по каким-то причинам еще не прочитан;

- лектор приступает к выводу уравнения и при этом убеждается, что слушателям уже знаком и вывод и анализ данного уравнения;

- аудитория пассивна (слушатели участвовали в ночной авральной работе) или возбуждена (перед лекцией было занятие по физкультуре);

- слушатели в силу определенных обстоятельств, относятся скептически или иронически к лектору;

- в помещении жарко и душно, акустика отвратительная, кресла и столы скривят, мел не пишет, а царапает доску, слайды не откраваются.

- на лекцию прибыло контролирующее  лицо.

      Перечень трудностей  можно было бы продолжить, но и перечисленных достаточно для понимания того, что многоплановая и напряженная работа лектора может быть дополнительно усложнена разнообразными и неожиданными неприятностями.

      Чтобы с честью преодолеть все трудности и донести до слушателей кубок знаний, не расплескав его по пути, преподаватель должен постоянно держать руку на пульсе настроения слушателей, иметь тесный контакт с аудиторией, обладать (хотя бы в уме) гибким планом лекции, обеспечи-вающим свободу маневрирования, быть находчивым и остроум¬ным, обладать интуицией и способностью к импровизации.

     После столь многословного вступления пора приступить и к сути вопроса.
Пусть преподаватель обладает перечисленными выше качествами, имеет хороший голос, грамотный язык, отлично знает свой предмет. Пусть он накануне тщательно и вдумчиво провел подготовку к лекции и теперь с папкой в руке следует на занятие.
Вот он подошел к двери, за которой его ждут слу¬шатели, открыл ее и вошел в зал....

      НАЧАЛО ЛЕКЦИИ
      Моряки говорят: "Шлюпка - зеркало корабля”, театралы утверждают, что театр начинается с вешалки, народная мудрость гласит: ”По одежде встречают...”.

      Появление оратора или лектора - это уже начало лекции. Его внешний вид, движения, манера держаться, выражение лица - ничто не ускользнет от внимания публики (особенно если лектор впервые появился перед данной аудиторией). И если преподаватель допустил небрежность в одежде, вышел к слушателям небритый, непричесанный, если допустил суетливость движений, не удалил с лица выражение растерянности или напряженности, то можно считать, что первый раунд встречи со слушателями он проиграл.

      Некоторые скажут, что это не существенно и приведут в доказательство вторую часть народной мудрости: "... по уму провожают".

     Правильно. Но для того чтобы проявить ум, чтобы в полной мере расцвели способности лектора, в аудитории необходима атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.

     Именно в этих условиях у преподавателя появляется и эмоциональность, и подъём, и блёстки остроумия. Поэтому к первой встрече со слушателями нужно готовиться особенно тщательно. От первого впечатления зависит очень многое.
Опровергая это положение, неуемный оппонент может привести ряд примеров, когда знаменитые лекторы поднимали на кафедру чудаковато одетыми, в ботинках без шнурков, с котенком в кармане и тем не менее, пользовались огромной популярностью у студентов.

     Не обольщайтесь этими казусами, помните: то, что прощается гению, вызывают взрыв возмущения по отношению к обыкновенному смертному.

     Итак, лектор поднялся на кафедру... Часто случается так, что преподаватель еще не начал говорить, а звуки с кафедры уже раздаются. Сморкаться, откашливаться и т.п. следует до появления перед аудиторией.

     Первые фразы не должны быть сложными и длинными,"изысканными” и очень уж наукообразными. Все это претит публике, которая начинает подозревать, что лектор вызуб¬рил вступление. Не должно быть и авансирования, расхваливания предстоящей лекции. Лучше начать простыми, незначительными предложениями, постепенно настраивая аудит¬рию и себя на рабочий лад, и затем перейти к вступлению.

     Тон речи должен быть убедительным, интонация - соответствовать смыслу речи. Сильные места выступления следует подчеркивать жестами и соответствующим выражением лица. Некоторые исследователи считают, что 40% информации в ораторском искусстве несут жест и мимика.

     Последней рекомендацией следует пользоваться очень осторожно, чтобы не оказаться в смешном положении. Внутренняя холодность и безмятежность лектора и бурное махание руками, сверкание очами находятся в столь резком контрасте, что вызывают улыбки у слушателей и чувство неловкости.

     Применяя жесты, нужно придерживаться следующих правил.
«Первое - не злоупотреблять жестом и помнить, что чрезмерная жестикуляция не помогает, а мешает лектору. Не должно быть так, чтобы слушатели, увлекшись ораторской жестикуляцией, фактически забавлялись ею, не слушая самой речи.

     Второе - жест должен быть сдержанным, но выразительным. Не нужно добиваться "фигурности” взмахов рук.

     Третье - жест должен быть мотивированным, естественно порождаться излагаемой мыслью, выражаемыми чувствами».( См. Апресян Г.3.,Ораторское искусство, М.,1972,стр.185.).

     Мимика, наряду с жестами, играет заметную психологическую роль. Она должна быть естественной, свойственной лектору, соответствующей содержанию. "Не надо нарочито хмурить брови, полуприкрывать или широко раскрывать глаза, не следует вперивать взор в одно лицо в аудитории, как бы гипнотизируя его, не нужно гримасничать и приб¬гать к другим нарочитым средствам: все в облике лектора должно быть естественным.»( См.Апресян Г.3.,Ораторское искусство, М.,1972,стр.186.).

     Поза лектора не должна быть статичной. Очень плохо, если лектор уставился в одну точку и, не меняя позы оттарабанит текст. Поворот головы, положение тела, движения лектора - все это должно быть подчинено решению основной задачи лекции. Слушателям бывает приятно, когда лектор, обращаясь то к одной, то к другой группе публики, как бы беседует с ними.

     Но следует знать, что расхаживание взад-вперед, постоянное покачивание из стороны в сторону, приседание и т.п. раздражающе действует на слушателей и затрудняет восприятие материала лекции.

     СОБСТВЕННО ЛЕКЦИЯ
     ...Но пора вернуться к нашему лектору, которого мы оставили в момент, когда он обращался к слушателям с первыми словами. За время, в течение которого мы соображали как лучше на лекции распорядиться руками, глазами и другими элементами нашего тела, лектор, завершив вступление и начальную часть, перешел к изложению первого вопроса основной части лекции. Каковы же теперь его действия, в каком стиле ведет он занятие?

     Лекцию на одну и ту же тему два лектора будут читать по разному, т.к. каждый из них, в силу своей ин¬дивидуальности имеет собственный стиль изложения.
Можно выделить по крайней мере, три более или менее определившихся стиля красноречия.

     Первый из них строго рациональный, внешне спокойный. Сила и пафос его - в предельной аргументированности и доказательности основных положений, развиваемых в относительно ровной по темпу речи, активизирующий мысль самих слушателей. В такой речи превалирует анализ, строгость и последовательность суждений. Мысль в таком стиле предельно объективна, очищена от субъективности, ораторское, личностное отношение к предмету выступления как бы скрыто от "посторонних” глаз.

     Второй вид ораторского стиля можно классифицировать как эмоционально-насыщенный, темпераментный, порою романтически окрашенный. В нем ораторская субъективность выражается во всем, что можно отнести к компонентам красноречия, оратор такого стиля понятийно-показательную линию своего выступления усиливает всеми средствами чувственно-эмоционального воздействия на слушателей.

     Третий стиль можно назвать средним или же, говоря точнее, синтетическим. В нем естественно сливаются черты только что охарактеризованных двух стилей. Мастер красноречия одинаково силен как в рассудительности, анализе и строгой логичности, так и в живописании, в яркой выразительности и образности слова. В таком стиле чувство соразмерности двух стилей, их гармонии, способность и к теоретическому, и к художественному мышлению особенно необходимы, В таком синтезе двух стилей, замечательные образцы которого давал  В.И.Ленин, с особой очевидностью сказывается ораторский талант.( См: Апресян Г, 3., Ораторское искусство, стр. 207,208.).

     Такое деление на стили, разумеется, условно, т.к. имеется множество стилевых оттенков, отражающих индивидуальность того или иного оратора. В процессе чте¬ния лекции опытный преподаватель в зависимости от содержания излагаемых вопросов и своего темперамента, придерживаясь в целом присущего ему стиля, обязательно будет склоняться в сторону наиболее подходящего для данного случая стилевого оттенка.

      Рациональный стиль применим в следующих случаях:
 а) если лектор обладает возможностью создать прекрасную лекцию, опираясь на всепокоряющую силу логики: доказательства настолько изящны, что не требуют дополнительных красот;

б) если лектор сообщает "кричащие" сведения: например, рассказывая об уничтожении фашистами женщин и детей, не нужно нажимать на трогательные ноты, сухое протокольное повествование будет контрастным фоном трагического рассказа и тем самым усилит впечатление от выступления;

в) если материал, сообщаемый лектором, носит интригующий характер или настолько свеж и злободневен, что слушатели, при любом стилевом оформление, будут являть собой воплощение внимания;

г) если лектор – крупнейший специалист по излагаемому вопросу.

      В остальных же случаях (а этих случаев большинство), целесообразно придерживаться темпераментного или синтетического стилей.

      Мы не знаем о чем рассказывает лектор, но поскольку он обладает опытом, то будем считать, что стиль его изложения соответствует содержанию лекции. Он овладел вниманием аудитории и интересно, живо, увлекательно ведет слушателей от тезиса к тезису.

     Через некоторое время он начинает замечать, что интерес слушателей к лекции угасает. Признаки этого состояния: легкий шум в зале, отсутствующие взгляды слушателей, перешептывание, частое изменение позы тем или иным слушателем и т.п. Как же направить мысль аудитории в рабочее русло?

Один преподаватель начнет призывать к вниманию, другой - усиливать! голос, третий - нажимать на эмоциональность, но все это может не оказать воздействия на публи¬ку, т.к. наступил "кризис внимания". Такой кризис через определенные промежутки времени наступает в влюбой аудитории.

     Первый, обычно, бывает на 15-20-ой, а второй - на 30-35-ой минуте. Если верить Г.3.Апресяну, автору книги "Ораторское искусство", то ни словесные ухищрения, ни звонкость голоса, ни шутки, жестикуляция или ораторская самоуверенность не в силах предотвратить такой неприятной ситуации.

     Наш лектор учел, эту закономерность и так построил свою лекцию, что при наступлении кризиса внимания он смог организовать относительный отдых слушателям. Под отдыхом подразумевается не безделие, а ненавязчивое потчевание аудитории легкоперевариваемой информацией путем демонстрации слайдов, схем, образцов техники, демонстрационных установок.

     Притупление внимания обучаемых может произойти в силу разнообразных причин и сваливать вину за потерю лектором контакта с аудиторией, на фатальный "кризис внимания" - идти по пути наименьшего сопротивления. Процесс взаимодействия лектора с обучаемыми - это сложный, тонкий, но управляемый процесс, и опытный лектор всегда найдет возможность воздействовать на него, а не плыть по воле волн.
Для стимулирования внимания слушателей /в том случае, если ритм и смысл изложения не позволяют отдых, разрядку, разрывающие рассуждения/ можно рекомендовать следующие меры:

а) убыстрение хода мысли в результате применения коротких четких фраз;

б) усиление голоса и повышение тона;

в) обращение с вопросом к слушателям;

г) вовлечение обучаемых в совместный процесс размышления. Например:

    "Товарищи, представьте, что не перед Жуковским, а перед вами возникла подобная проблема. Каким способом вы стали бы ее решать?".

  Можно много и долго рассуждать о том, как нужно читать лекции. Но сколько бы не говорили об этом на совещаниях, сколько бы не писали рекомендаций и руководств - все это будет не в прок, если преподаватель не стремится к самосовершенствованию, если у него нет желания следующую лекцию прочитать е большим блеском, чем предыдущую, если он духовно не богатеет.

    Помимо того, ни в одном руководстве невозможно полностью охватить все вопросы, связанные с чтением лекций. Этот процесс настолько индивидуален, что. несмотря на рекомендации, каждый лектор будет читать лекцию так, как это ему свойственно - в меру своего таланта, трудолюбия, добросовестности и ответственности.

   

     ЗАВЕРШЕНИЕ ЛЕКЦИИ
     Обычно, преподаватель, полностью изложив материал лекции, интересуется: есть ли вопросы. Ответив на возможные вопросы он заканчивает занятие.
 
     Только очень опытные лекторы умудряются точно уложиться в отведенное для лекции время. Большей частью на преподавателя  в конце занятия накатывает одна из ситуаций:
    -- материал лекции изложен полностью, а до звонка ещё 5--8 минут,
    -- ещё не закончен вывод уравнения, а звонок уже прозвучал.

    Для нейтрализации первой ситуации лектор должен иметь домашнюю заготовку. Такой заготовкой может быть  интересный  пример по теме лекции или --  увлекательная задача, головоломка, смешной, поучительный случай, или  представлены возможные пути развития рассмотренной в лекции проблемы и т.п.

     Лучше же всего: минуты, оставшиеся после завершения лекции,использовать для краткого повторения главных моментов лекции с подчеркиванием логической связи между ними.

     При возникновении второй ситуации остается только пожалеть лектора и посоветовать  ему не форсировать концовку лекции, а. извинившись, изложить недоданный материал в следующей лекции.


       СОВЕТЫ
      1.Никогда не думай, что - ты знаешь лучше и понимаешь изложенное глубже, нежели твоя аудитория.  Помни, что в механике гениальная интуиция иногда заменяет долгие годы усидчивой работы. Разве ты уверен, что среди твоих слушателей нет гения?
      2. Не нужно произносить поучений, в которые вы сами не верите и в жизни не исполняете.

      3. Не стоит рассказывать анекдотов, а "освежать” аудиторию можно мудро, обогащая внутренний мир студентов.

      4. Не важничай перед аудиторией: важность – это уловка тела, дабы скрыть недостатки ума.( Советы 1,2,3,4 принадлежат профессору А. А. Космодемьянскому).

      5 Не гонитесь за красноречием. Тот, кому дан дар слова ощутит его, быть может, внезапно, неожиданно для себя... Его нельзя приобрести, как нельзя испытать вдохновения, когда душа на него не способна, Но старайтесь говорить хорошо, любите и изучайте величайшую святыню нашего народа - его язык. Пусть не мысль ваша ищет слова, пусть слова покорно и услужливо предстоят перед вашей мыслью в полном ее распоряжении. Выступайте во всеоружии знания того, что относится к вашей специальности, а затем не лгите, т.е. будьте искренни, и вы будете хорошо говорить. ( Кони А.Ф., Красноречие судебное и политическое).

     6.Как быть если у преподавателя студенты нарушают дисциплину, разговаривают на лекции и др.? Анализируя причины этого, никогда не следует исходить из приятной аксиомы: "Я отличный ученый и педагог - а они необразованные и недисциплинированные слушатели”. Плохая дисциплина на лекции в первую очередь обусловлена изъянами ее содержания и исполнения. И очень часто - поведением лектора. Поэтому, лучше всего искать недостатки прежде всего у себя, а потом уж идти жаловаться декану или читать студентам нотацию.( Цыфанский С.Л., Лекция, как ведущая форма учебных занятий).

     7 Молодежь преклоняется перед знатоками своего дела. Вы можете быть холодны со слушателями, даже не замечать их, но, если вы в совершенстве овладели тайнами лекционного мастерства и являетесь плодотворным ученым - можете не оглядываться: ваши питомцы безоговорочно следуют за вами. Если к тому же преподаватель являет собой пример благородства, воспитанности, интеллигентности, образованности  не только в специальной области, но и в вопросах музыки, литературы, живописи, философии, исто¬рии и т.д., то он становится кумиром слушателей, образцом для подражания; сердца и души обучаемых в его полном распоряжении. Стремитесь добиться такого положения!

 


                3. ПОДСОБНЫЕ СРЕДСТВА

                "Тут надо техницки!"
                Из мультфильма


      «Дабы елевы» (елевы – ученики Академии), по многу дней в велием пьянстве и дебоширстве пребывающие, в науках преуспели, надлежит в классах опричь протчего иметь розги и батоги добрые».

     Из данного поучения, которое можно отнести к середине восемнадцатого века, видно, что даже в те далекие времена наставники "елевов” ощущали необходимость при¬менения технических средств для совершенствования учебного процесса.

     Тем более они необходимы в наше время, в век бурного технического прогресса. Не розги и батоги, разумеется, а слайды, демонстрационные установки, возможности Интернета, кинотехника и т.д.  Их испльзование существенно облегчает труд преподавателя и, самое главное, повышает эффективность усвоения информации. Но этот эффект достигается в том случае, если технические средства обучения (ТСО) выполнены на высоком научном и техническом уровне, если применяются они в помещениях, специально для этой цели приспособленных, если отработан качественный сценарий лекции с использованием ТСО, четко расписанный по времени и отрепетированный с лаборантами. При такой организации лекции она будет очень впечатляющей.

    По ходу изложения, в нужное время без задержек и срывов, без задергивания штор на окнах будет включаться огромный телевизионный экран для демонстрации располо¬женных в соседних аудиториях образцов техники, будет проецироваться на стену яркий и контрастный чертеж или схема механизма, будет демонстрироваться отрывок из кинофильма, раскрывающий суть того или иного физического процесса.

    Но пока что о такой стройной картине приходится только мечтать. И вот почему.
Во-первых, технические средства, применяемые в настоящее время по своим параметрам отстают от зарубежных, они зачастую выполнены , кустарным способом, многие ТСО, необходимые для учебного процесса, у нас отсутствуют, т.к. или стоимость их очень высокая, или их нет в продаже.

    Во-вторых, отсутствует централизованная, плановая политика внедрения ТСО. фактически это дело отдано на откуп кафедрам, которые, в меру своих материальных возможностей  и симпатий, правдами и неправдами оснащают лаборатории техническими средствами. Понятно, что кафедрам не все под силу.

   На ускорение данного процесса будут оказывать вдохновляющее влияние положительные примеры передовых вузов страны.


    СОВЕТЫ
    1.Иногда можно наблюдать чрезмерное увлечение "механизацией" учебного процесса. Применение ТСО - творческий процесс, а поэтому не количеством используемых на занятии технических средств, а только продуманным, умелым их применением можно добиться повышения качества преподавания.
   2.Тщательно следите за исправностью применимых технических средств. Сбои в функционировании, различные неполадки - все это дискредитирует ТСО в глазах обучаемых.

   3.ТСО не заменяют преподавателя, а лишь дополняют его живое слово. Поэтому наивно полагать, что ТСО снимают с лектора часть нагрузки, принимая ее на себя. Наоборот, при использовании технических средств, работа преподавателя становится более напряженной, т.к. он должен в живую ткань лекции естественно и стройно внедрить инородное тело.




   
               


Рецензии
Надо бы издать!

Андрей Брыксенков   13.11.2017 11:01     Заявить о нарушении