Отрывок из готовящихся к печати воспоминаний о ссо

ССО - ЛУЧШИЕ ГОДЫ МОЕЙ ЖИЗНИ
         
                Каждый выбирает для себя
                Женщину, религию, дорогу.
                Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.
                Юрий Левитанский

Позвонил Володя Табункин, бывший отменный командир Горьковского ССО, человек состоявшийся, чистосердечный, отзывчивый и пригласил к участию в работе над книгой о ССО. Но ворошить давно ушедшее, думая, что всё истинно помнится и сие излагать людям, дело опасное, а порой и вовсе нечестное.
Истории наплевать одобряем мы её или нет. Она продолжается... И, спасибо за честные воспоминания тем, кто толкует о том, в чём участвовал лично и знает наверняка, не придумывая себе особую роль. Затейливо устроена наша память! Иной раз поразительно, как она тактично и выборочно выдаёт сведения о давних событиях. Причём, далеко не всегда объективно, поскольку чаще приводит выгодно-позитивные для "вспоминателя" события, не желая нервировать нашу задремавшую совесть укорами стародавних постыдных или глупых поступков. Нам свойственно приукрашивать свои деяния, забывая, что их помнят другие. Но человек, если у него есть способность к безжалостному самоанализу, в конце концов, познает себя, свои подлинные чувства и мироощущения. Хотя это очень больно и доступно только людям чести, обладателям сильной волей и способностью сказать правду. Немало вроде бы приличных людей до смерти не перестают обманываться и не способны в этом себе признаться.
    Мои заметки вовсе не пересказ истории горьковского ССО, а описание того, что познал и чувствовал, работая три года в линейных отрядах на Севере тогдашней Коми АССР. А потом ещё пять сезонов, возглавляя  областной штаб ССО. О полученных уроках и взаимоотношениях. Я изложу кое - что из малоизвестных или имеющих разные трактовки событий. Но исключительно то, что происходило на моих глазах, либо с моим участием. Хотя наверняка в разных изложениях того или иного возможны разночтения.
    Мы, дети войны, вступали в комсомол с чистым открытым сердцем, убеждённые, что наша страна и жизнь - самые лучшие. Воспитанные Победой, мы считали себя готовыми на многое и, конечно, были романтиками... Впрочем, жизнь быстро сбрасывает розовые очки и больно приземляет. Конечно, каждому возрасту соответствует отдельное состояние души. Мощно сказал Уинстон Черчилль: "Кто в юности не был романтиком, у того нет сердца, а тот, кто к сорока годам не стал консерватором, не имеет мозгов."
   Мне с ранней с юности посчастливилось знаться со многими замечательно умными,  и порядочными людьми. Подчас они били, как обухом по темени, аргументированно, но жёстко разъясняя свою позицию на моё поверхностное восприятие факта.
   Мы ведь свою судьбу проживаем набело, без черновика, с собственным набором  ошибок и глупостей. И скоро с горечью выясняем, что мир не крутится вокруг меня или тебя. Ему на нас вообще наплевать! Больно, но хоть ясность наступила; в какую бы позу тебя не поставила жизнь - встань красиво. Юные не ценят впустую растраченное время, которое очень не любит, когда его убивают. И тогда оно прибивает нас. С годами одни из нас умнеют, а другие становятся старше. Но разве старость заслуга? Да и опыт делает нас не мудрыми, а лишь сведущими. Надо бы помнить, что если ты споткнулся и упал, то это вовсе не значит избрания неверного пути.
   Изрядно повидав всякого за богатую событиями жизнь и обдумывая былое, ныне убеждён, что лучшее из созданного комсомолом - студенческие строительные отряды! Думается, что подавляющее большинство тех, кто летом отправлялся с друзьями на стройки страны, с этим  согласятся.
     Во - первых, это была возможность заработать серьёзные деньги и обеспечить себя, хоть и минимально, на весь учебный год. Никогда не соглашусь с тем, что деньги имеют второстепенное значение. Я скептически отношусь к альтруизму. Немножко верю, но только Матере Терезе или, если это волонтерство, работа в больницах, уход на дому за больными и престарелыми людьми. А в других случаях альтруизм ненормален. Человек не может и не должен работать бесплатно. Никто не обладает даром работать даром... В моем понимании здесь две категории людей. Есть рабы денег. А есть люди, которые тоже хотят много зарабатывать, и чем больше - тем лучше, но для того, чтобы было комфортней и ярче жить его семье.
    Во-вторых, это повышение самооценки и понимание того, что я смогу работать не хуже, а может и лучше других. Нельзя же бесконечно гордиться отцами, дедами и прадедами. Прошлое - не моя заслуга. Сколько можно чваниться чужими делами? В этом есть какое-то извращение. Пора делать свои... Напрасно предаются анафеме такие, совершенно необходимые человеческие качества, как тщеславие и честолюбие. Именно они гонят человека вперёд. Но, крайне важно, во имя чего и какими путями. Честно ли, благородно ли? Или лезший по головам? А если предстоит сделать выбор, но вы его не делаете, - это тоже выбор. В мире два типа людей. Одни  бьются на площадке. Другие неутомимо протирают форму на скамье запасных, но с усмешкой усталого бойца рассказывают о "нашей победе." Время и умные люди научили, что подковы приносят счастье, когда их прибиваешь не к дверям, а к копытам и пашешь, пашешь, пашешь на благо семьи... А представление, что жизнь похожа на чёрно - белую полосатую зебру оказалось примитивно. Нет, это шахматная доска, где многое зависит от твоего хода. Хотя иногда счастье сваливается так нежданно, что не успеваешь отскочить в сторону.
     В третьих, это уникальная возможность посмотреть новые места, природу и людей нашего Отечества. Какие названия навсегда остались в наших сердцах! Города и посёлки -  Ухта, бывший Чибью, Инта, окруженная со всех сторон отрогами Тимана, далее - Ижма, Цильма, Вой - Вож, Микунь, Вожаель, Переволок, Княжпогост, Кулома, Вуктыл, Корткерос. Реки с сказочным звучанием - Велью, Седью, Сузью, Мезень, Печора, Сысола, Уса, Чибьюшка, Вычегда, Вымь...
    В четвёртых - возможность уйти от родительского пригляда и надоевших, хотя и необходимых нам тогда поучений - наставлений. И, наконец,  вернувшись домой, ощутить, что мы все вполне обучаемы, способны не только освоить практически любой вид строительных работ, но и окрепли, возмужали, научились труду. Не стоит бояться делать то, что пока не умеешь. Ковчег был сооружен Ноем, любителем, а профи сработали  "Титаник" на верфях Британии...
     В ССО студенты начанают примерять на себя проблемы управления. Один - звеном, другой - бригадой, третий - участком. Командир, комиссар, мастер, врач прошли ещё более сложную школу работы с большим коллективом, разом управляя, учась и имея право на ошибку. Много шишек было набито на тогдашнем наивном и чистом челе. Сколь сильно отличалась сермяжная правда жизни от того, что было написано в учебниках, газетах и лозунгах. И всё пошло впрок, на пользу, пригодилось в жизни... Никто не возвращается из путешествий таким, каким был раньше!


Рецензии