Статья о роли христианства

О роли христианства в становлении парной тюркоязычной семьи.
§ 1. Христианство в тюркской среде Востока.
Новый Завет – источник света и жизни, добра и благоденствия, данные Иисусом Христом.

«Кто от Бога, тот слушает слова Божии, Вы потому не слушаете, что Вы не от Бога» (Иудеям ответил Иисус).
Новый Завет господа нашего Иисуса Христа.

В отечественной и зарубежной этнографии, фольклоре, раннехристианской литературе и исследованиях отмечено, что потребность в религиях и верованиях возникает тогда, когда в них люди нуждаются. А создатели таких верований и религий, пользуясь такими потребностями в социуме, быстро реагируют на духовные запросы соплеменников (в древности и в позднем общинно-родовом строе).
Конечно, отвлекаясь от ленинской формулировки «Религия – это опиум для народа», мы не берём во внимание особой разрушительной силы в этом «опиуме».
Историки ранних религий (Е. М. Мелетинский, В. Я. Пропп и другие исследователи корней общечеловеческих культуры быта, экономики, торговли, закона) отмечают, что корни любой религии уходят в человеческое бытиё и способствовали консолидации лучших здоровых сил, навыков, норм поведения в быту, в семье, воспитании молодого поколения молодёжи, почтительного отношения к старикам, больным и немощным соплеменникам. Даже отношение к военнопленным, должникам, провинившимся шло в русле религии (законы Ману-Индия, Хаммурапи – Египет, Салическая Правда и др.).
Накопленный духовный опыт человечества послужил отличной почвой для возникновения государств «с очерченными границами», их законов в укреплении нравственных, моральных, умственных способностей людей; взаимоуважения к соседям; обмена в торговле, кредита, банков. Развитие морской и сухопутной торговли, армии как защитника главного оплота государственности и полиции как защитника мирного труда граждан привело к прогрессу, и давалось не только опытом прошлых эпох и столетий, а ещё и жизнен-ной необходимостью существования современников.
Среди религиозных течений значительное место в духовном обогащении занимало христианство. Но не просто христианство Запада, а духовное обогащение светлыми идеями этого течения и народов Востока.
Многочисленные религиозные начала на Востоке (мусульманство, иудаизм, огнепоклонничество, верования в Солнце, Небо, звёзды, гадания на огне, внутренностях животных и пр.) прокладывали путь и официальным (государственным) религиям.
Среди этой пёстрой философской мудрости особое значение имело христианство в тюркской среде.
Именно в этой среде (сухие степи, пустыни и полупустыни) за-родилась потребность в христианстве, которая сравнивалась с источником свежей чистой воды в жарком и сухом климате. Это со-стояние («Христианство и вода – источники жизни») наложило глубокий след на особые точки соприкосновения христианства с душевным состоянием степных и полустепных скотоводов, земледельцев и торговцев продуктами своего производства. Восприятие христианства шло через уста великих проповедников-апостолов, которым самим создателем было велено учитывать не только трудовой опыт этих народов, но и прежнюю веру.
Особое значение имели проповеди апостолов Павла, Петра, Варнавы и других в условиях частых военных столкновений между родоплеменными объединениями («тайфа») из-за пастбищ и водопоя животных. В таких столкновениях, где часто присутствовали и кровнородственные кланы, проповедь миролюбия, примирения, братских и отеческих отношений имела практически общечеловеческое значение для сохранения рода и племени. «Блаженны миро-творцы, ибо они будут наречены сынами Божьими» (Новый Завет, от Матфея, гл. 4).
Истоком миротворчества была установка древних: «Вы слыша-ли, что сказано древними? Не убивай, кто же убьёт, подлежит суду! (Новый Завет, там же)».
В межличностных отношениях некоторые черты характера (приступ гнева, злоба, жестокость, жадность, месть) имели общий источник – неразвитые человеческие умственные, психологические, культурно-обрядовые навыки взаимоотношений между людьми.
В чём эти отрицательные черты проявлялись? Прежде всего, в отношениях между братьями. «...всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду, кто же назовёт брата «пустым человеком», подлежит «верховному судилищу»» (Новый Завет). Братство (единокровное, по вере, по родоплеменному клану) заслуживает доверия и уважения. Особое душевное состояние – состояние вражды с братом накладывает отпечаток и на общеродовые обряды воскресенье, 14 мая 2017 г. (принесение у особого очага в жертву животного в честь богов-духов дарителей – «курбан»). Поэтому, «если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, то оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Новый Завет, от Матфея).
С целью укрепления семейно-родственных отношений, соблюдения законов брачных союзов, воспитания уважения к женщине, матери, сестре, не допускаются соперничество, прелюбодеяние. «...что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (От Матфея), что накладывает ещё большее нарушение табу. С ощущением вожделения зарождается соперничество. Однако это состояние требует обязательного примирения, «...чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не от-дал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» (От Матфея). При этом «...вы слышали, что сказано древними? Не прелюбодействуй!» (Там же). Остановись! «Если всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в своём сердце». «Если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя! Тогда сохранишь своё тело, иначе оно будет ввергнуто в геенну...». (От Матфея). В системе воспитания скромного поведения в семье (социуме, обществе) развод также приравнивается к прелюбодеянию. При укреплении семейных отношений большое значение имеет клятва: «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои!». А ещё лучше не клянись вовсе, ни небом, ни землёю (Небо – Престол Божий, а земля – опора ног его)!
Стабильные отношения устанавливаются тогда, когда соблюдается великолепное правило: «Во всём как хотите с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (От Матфея). Опыт человеческой деятельности показывает, что проповедь этих правил проживания в обществе оправдана по всем многочисленным канонам бытия.
Но с момента проникновения христианства в среду тюрок такие назидания и проповедь лучших отношений в обществе и быту стали неотъемлемой частью духовной морали и нравственности этих народов. На эту сторону христианства в тюркской среде обратили внимание историки, философы и священники.
Так, священники и историки религии отметили выдающуюся роль греческой церкви в раннем средневековье. Народы Малой Азии, Сирии, Палестины, Кипра, Македонии, Далёкой Степи (при-граничные районы с Русью, Византией, Арменией, Грузией, Анатолией и т.д.) христианство восприняли как свою, исконно родную религию. Этим проблемам были посвящены доклады историков на Международном конгрессе в Москве с 16 по 23 августа 1970 г., когда проходил XIII съезд историков. Особое внимание заслужил доклад Френсиса Дворника (США). Он отмечал роль греческой церкви в распространении христианства на Восток, причём, наряду с греческой (православной) церковью Френсис отмечает и роль Западной (католической) церкви. Но внедрение христианства в среду земледельцев (земледелие, как правило, было поливным и очень трудоёмким), торговцев, военных да и просто без определённых занятий людей и владельцев собственности было чрезвычайно трудным делом. На пути христианской проповеди стояли разного рода идеологические, духовные, обрядовые, эпические (сказания о богатырях и их подвигах, в которых персонажами были, скорее всего, язычники) препоны, которые являлись источником всеобщих споров, жарких дебатов и дискуссий, суть Божества отрицалась хотя бы потому, что «Сааби»-Бог невидим.
Далёким предкам гагаузов приходилось очень нелегко укрощать не только своё неверие, но ещё и отрицательно скептическое отношение к православию молодёжи. Историкам древнетюркского мира известен факт открытого убийства одного из вождей огузов – Грода за то, что он был крещён в Софийском Соборе.
И, тем не менее, православное христианство (по наблюдению Ф. Дворника) оказывало сильное влияние на народы Востока, Средней Азии, Ближнего Востока. И прокладывало оно себе путь в ожесточённой борьбе с язычеством, которое продолжало оказывать тлетворное влияние на простых смертных. Но если оно было, пожалуй, стихийным, неуправляемым процессом, то мусульманство в некоторых государствах (ираноязычных, тюркоязычных и в буддистских образованиях) оказывало даже военно-политическое давление на распространение христианства. Поэтому в некоторых регионах проповедь христианских канонов да и сам дух христианских вероучений начинают ослабевать.
Если устная проповедь христианства кое-где терпела давление со стороны государства и культуры тех народов, то книжная проповедь пробивала себе дорогу прочной бронёй.
Этому способствовало пророчество самого Иисуса Христа и его двенадцати апостолов. Официальная религия в лице фарисеев, книжников, приближённых императора и его двора всячески чернила имя и происхождение Иисуса. Они в насмешку называли его «сыном человеческим», тем самым умаляя его божественную силу. И, тем не менее, «когда же сошёл он с горы, за ним последовало множество народа» (От Матфея).
Исцеление ослабленного, слепого, прокажённого он «запрещает ветром и успокаивает бурное море» (От Матфея), а трусливых называет «боязливыми и маловерными» (там же). Перед народом он себя называет сыном человеческим, имея в виду, что «...сын человеческий есть господин всего, в том числе и субботы», потому что фарисеи его осуждали за нарушение им многих фарисейских установок. Так, его осуждают за то, что «ученики его взалкали и начали срывать колосья и есть в субботу» (От Матфея). В народе о нём говорили искренне и верили его чудесам, фарисеи же отверга-ли, «и на имя его будут уповать народы», говоря «не сей ли Христос, сын Давидов». Фарисеи, услышав это, сказали: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою Вельзевула – князя бесовского!» (От Матфея). Священное Писание было ярким свидетельством величия Христа, там написано «Бог не есть бог мёртвых, но бог живых» (От Марка). Поэтому возлюби Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумом твоим...это первая немеркнущая заповедь!» (От Марка).
Эти бессмертные заповеди были освещены Михаилом Чакиром в его книге «Ay boba Mihail ;akir Gagauzlar: istoriya, adetl;r, dil hem Din». Chi;inev, 2007. Eni baalant;. ;i haber ;isus Hristos i;in. «Bibliyi ;evir;n institut», M., 2006.
Появление Иисуса Христа связано с Палестиной (Eni Baalant;. Resimn;r, nered; ;erusalim erleri ;isus Hristosun vak;d;nda a;;klan;r). Bak posol F. A. Angeli «Osman imperiyan;n istoriya sayfalar;».
Как раз в этих местах писатели, поэты и философы греческого направления искали ответ на вопрос о смысле жизни на земле.
Учение Аристотеля, поэтессы Сапф в Смирне не только развивали философский дух бытия, но и оставили глубокий след в развитии первоисточников по христианству. Бессмертные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссей» стали востребованы в кругах ранних христиан. Кроме того, в Малой Азии, в Эфесском театре в ходе спектаклей были затронуты также и духовные вопросы. Здесь апостол Павел смело и открыто вступал в полемику, доказывая правоту христианского учения о Божестве. В Анатолии христианство стало духовно близким и понятным, потому что звучал его (Павла) голос: «Приходи, кто слышит...и жаждущий утолит жажду, а кто любит жизнь, получит её благо» (перевод Нового Завета на гагаузский язык, стр. 340).
Сила убедительности речей и слов проповедника Иисуса были настолько доступны и понятны массе, что он сам об этом говорил так: «Небо и земля прейдут, но слова мои не пройдут» (От Марка). Следует иметь в виду таких мыслителей, как Аристотель, поэтесса Сапфо в Греции, Гомер в Смирне (см. работу одного из послов  Молдовы в Республике Турция Ф. А. Ангели «Страницы истории Османской империи», Кишинёв, изд.-во «Universul», 2002 г., стр. 4).
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссей» как бы прокладывали дорогу к святым проповедям христианских апостолов и учеников Иисуса. Так, апостол Павел, выступая в Эфесе в театре, раскрыл философскую сторону христианства (Ф. Ангели, стр. 4). За ним следовали и Священные Писания (термин из перевода «Ени Бааланты», стр. 43). И благодаря силе духа апостола Павла в Анатолии обосновалось христианство в пещерах, в которые враждебно на-строенные массы не имели доступа. Пещерное христианство было оплотом духовного и нравственного очищения людей. Вот отсюда и призыв «Приходи, кто слышит... здесь он найдёт путь к жизни и утолит жажду» («Ени бааланты», стр. 340).
В этом же переводе Нового Завета («Eni Baalant;») в качестве приложения помещены карты дорог, по которым совершал миссионерскую деятельность апостол Павел. Климат южной и западной Анатолии был жарким и сухим, а горные тропинки таили много опасностей. Вот почему образ воды и жажды бытует в речах Павла и других апостолов и учеников Иисуса. С 45 по 58 годы Павел обитал в Конии, Миллете (Ф. Ангели, стр. 4). Будучи в этих местах, он испытал необходимость в изложении всего святого в книги. Но эти книги были не светскими, а святыми, освящённые святым и чистым Божественным Духом. Так, в переводе на гагаузский язык они действительно зазвучали как молитвы: «Ayoz Duhlu yaz;lar», «Ayoz Evangeliya», которые были вначале написаны на древнегреческом языке. А поскольку в Малой Азии, Сирии, Египте этот язык доминировал как государственный, то эти народы писали и читали священные книги не по принуждению, а по глубокому убеждению (см. «Eni Baalant;», стр. 216).
Миссионеры много добрых, заветных, желанных идей («;i haber») возбудили в народах независимо от их этнической принадлежности. А всё потому, что добрые вести исходили из Божественных сил (стр. 222 «Eni baalant;»). Вот почему в одну субботу весь город собрался слушать проповедь, но враждебно настроенные иудеи позавидовали проповеди Павла и устроили антихристианские дебаты.
Но Божественный голос сказал Павлу и Варнаве: «Я назначил тебя нести свет народам, чтобы избавить их от духовного рабства от края до края земли» («Eni baalant;», стр. 222).
Величайшие таланты Павла и Варнавы были не только доступны в проповедях, но и настолько притягательны, что в Иконии, Листре, Дерве «народы, сидя на земле, слушали и внимали» содержанию слов пророков. При этом они говорили людям, что «мы такие же люди, как и вы, но мы сообщаем вам добрые и желанные вести («;i haber»). Оставьте свои пустые дела и обратите себя в веру Бога. Когда-то Он всё оставил вам: небо, землю, море и всё, чем владел Он благодаря этой благодати, Он сказал народам: «Пусть каждый идёт своей дорогой!»» («Eni baalant;», стр. 223).
Но не только Павлу, Варнаве, Петру и другим апостолам толпа неверующих часто чинили препятствия в проповедях, но и самому Иисусу порой приходилось неудобно, неловко, стыдно и больно за толпу. В таких случаях Он брал на вооружение красноречие и свой божественный ум. Образы его речей были близки и понятны мыслящим, но не упрямым. Однажды он ответил фарисеям: «...если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но вы видите... то грех остаётся на вас» (Новый Завет, от Иоанна). Он называет себя «пастырем добрым» и приводит поучительный пример: «...кто не дверью входит во двор овечий, но перелазит инде, тот вор и разбойник (2), а входящий дверью есть пастырь овцам (3). Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовёт своих овец по имени и выводит их (4). И когда выводит своих овец, идёт перед ними, а овцы за ним идут (см. иллюстрацию в приложении), потому что знают голос его (от Иоанна).
Фарисеи, иудеи, арабы и другие представители враждебного мира, вступая с ним в противоречие, не верили в его божественное происхождение и сущность. Однажды в храме иудеи окружили его и сказали: «Если ты – Христос, скажи нам прямо» (24). Иисус отвечал им: «Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю я во имя Отца Моего, они свидетельствуют обо Мне» (25) (от Иоанна).
Речь Иисуса привлекала внимание масс людей ещё и потому, что она была образной, поэтичной. Причём как образы, так и по-этика отражали местный колорит, реалии и даже занятия населения. Вот несколько примеров. «Кто исполняет слова мои, я уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне (24, 25). И пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне (26). А всякий, кто слушает меня, слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке... и пошёл дождь, разлились реки, налегли на дом тот, и он упал...» (27) (от Матфея).
Особенно он любил землепашцев, скотоводов, рыбаков и недолюбливал торговцев. Из жизни землепашцев он приводил им такие примеры, с помощью которых он раскрывал суть и значение своих проповедей. Вот несколько таких примеров, взятых из «Eni baalant;».       
«...Вот сеятель вышел на поле сеять...(4) Во время посева получилось так, что несколько семян упали на обочину дороги. Птицы сели и склевали их.
(5) Но другие семена упали на каменистое поле, где почти не было почвы, земли. И скоро взошло, потому что земля была не глубока.
(6) Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, за-сохло.
(7) Иное упало в терние, и терние выросло и заглушило семя, и оно не дало плода.
(8) И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошёл и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят и иное сто» (Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа).
Он недолюбливал те пути, которые приводили к чрезмерному богатству человека, которое затмевало духовное начало в нём. Так. Поучителен вот такой пример.
Как-то подбежал к нему человек и назвал его «благим». В ответ ему Иисус сказал: «Что ты называешь (18) меня благим? Никто не благ, как только один Бог! (19) Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать?!». Этим требованиям и заповедям в жизни отвечал только ребёнок. Поэтому Иисус сказал: «Ибо таковых есть Царствие Божие. (14) Пустите их (детей) ко Мне и не препятствуй-те им, ибо таковых есть Царствие Божие!» (Новый Завет).
Блажен не богатый, а тот, кто соблюдает заветные заповеди чести и достоинства самого человека. Иисус призывал расстаться с таким богатством и сравнивал богатство с верблюдом: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Да услышит меня, у кого есть уши!».
Простота и мудрость Иисуса Христа привлекали людей Малой Азии, Востока, западных регионов Римской империи. Его духовные наставления легли в основу Нового Завета вместе с Откровениями апостолов Петра и Павла, Посланиями к римлянам, филиппийцам, колоссянам и др.
Таким образом, Священное Писание (Библия, состоящая из 66 книг) показывает, что оно проявляет заботу прежде всего о духов-ной чистоте человеческой души. Поэтому все проповеди Иисуса находили искренне понимание у его последователей (пророков, учеников, благородных слушателей). И пророчество о Святом Духе, величественном Божестве, о безгреховной жизни мирян выражалось в том, что христианство стало распространяться и в тюркской среде.
Скотоводы, землепашцы, рыбаки, моряки и даже торговцы ищут для себя ответы на мудрые житейские вопросы также и в христианской церкви.
На эту сторону жизни христиан-тюрок обратили внимание историки религии, раннего христианства; этнографы, фольклористы. На одном из конгрессов по христианству был сделан доклад Френсисом Дворником (США) (XIII Конгресс христиан, Москва, 16-23 августа 1970 г.). Ключевым тезисом этого доклада была идея о величайшем, преобладающем значении греческой церкви в распространении христианства в тюркском мире. Через эту церковь раскрывалась суть Святых Законов, Священных Книг, Святых Вестей, святого Божественного Послания пророков. Святой Дух овладел некогда безбожными язычниками.
Тюрко-огузские кочевники, оседлые земледельцы и скотоводы (стойлового скотоводства) восприняли греческую церковь как желанное духовное начало.
Куманы, половцы, огузо-тюркские семейно-родственные кланы («тайфа») в некоторой степени были знакомы с христианством через славяно-русские политические, военные и торговые контакты. Но, оказавшись у стен Византии, Подунавья, Болгарии (Паристриона), они вынуждены были принять христианство уже не просто по доброй воле, но и благодаря обязывающим к этому законам Византии. Именно эти принудительные законы способствовали пропаганде и принятию христианства среди печенегов, хазар, болгар Аспаруха, жителей Малой Азии, Сирии, Анатолии, Кападокии, Конийского султаната. Этому способствовало присутствие кафедры Экзарха. Благодаря огромному авторитету учение христианства находит понимание в Армении. Здесь в 915 году (Х век) Георгий Просветитель стал для армян и тюрок великим священным служителем и просветителем.
В Эдессе в эпоху правления Селевкидов 72 талантливых апостола с горячим и божественным желанием распространяли христианство. О роли крещения, причащения, богослужения в христианских храмах и церквях постоянно шла речь не только на греческом языке, но и на тюркских языках.
Пророки Павел и Варнава в Иконии посещали проповеди и в синагогах («Eni baalant;», стр. 223). Именно в этих просторах встречались стойбища и тюркских кочевников. Не удивительно, что от стойбища к стойбищу распространялись вести (благие вести) о христианстве, доходя до Персии, Индии, а по Средиземному морю (че-рез рыбаков и торговцев) – и в Египет.
Персидский епископ Ктесифон как священнослужитель постоянно способствовал внедрению христианских церковных обрядов (венчание, крестины, похороны и т.д.). Так, в Византийских законах были статьи (новеллы), согласно которым действительным считал-ся только церковный брак через венчание молодожёнов. И законы эти соблюдались благодаря священнослужителям.
Уже в 410 году Маруфа был крещён после Ктесифона на христианскую церковь, а в 340 году был крещён и Эфиопский священнослужитель, в 410 году Никеуский Католикис получил греческое крещение. Быстрому распространению христианство способствовали и некоторые обряды тюркских племенных соединений. Так, в Халдее, Ассирии, Курдистане, возможно в Гургане тюрки Каспийского бассейна приняли христианство, хотя у них ещё были в ходу дохристианские верования. И, тем не менее, христианство оказывало существенное влияние на умы и сердца тюрок, склонных к восприятию всего нового.   
Мерва воспринимает учение христианства через епископа Илию Мервского. Христианство проникает в Афганистан, Индию, на Восток, вплоть до Китая. В то же время монголы, арабы или родственные им племенные объединения принимают христианство как новое и прогрессивное течение. Оно проникает и в торговые дела Великого шёлкового пути. Не только военные стычки, но также и уставы торговли обязывали принятие христианской веры. Этому способствовало и всестороннее укрепление Византии. Причём христианство на Великом шёлковом пути определило мусульманство.
Усиление мусульманства в арабо-тюркской среде приводило также и к непримиримым стычкам. На основе древних обычаев и верований тюркские объединения обосновывали и христианские каноны. Однако древние обычаи и верования толковались новыми христианами – тюрками, арабами, монголами – сквозь призму ожесточения, ревности, сомнений и подозрительности. Так, на этой почве в Таври (северное Причерноморье) был уничтожен вождь одного из тюркских объединений Грод. Он был крещён в Софийском соборе и, узнав об этом, соплеменники казнили его.
Но эта жестокость распространилась через слухи, рассказы, воспоминания очевидцев на всю степь с такой силой, что христианство стало авторитетной верой. Христианство среди гунно-болгарских объединений возводится в ранг обязательных ритуалов, едва ли не в культ. Куврат становится святым олицетворением добродетели. Он обретает и авторитет и власть. Все новые тюрки-христиане в Степи находят в христианстве надежду и опору в жестокой борьбе за приобретения земель и гражданства в Византии.
Христианство способствует сохранению и укреплению древнетюркских обрядов и обычаев. Благодаря проповеди более строгие христиане соблюдают наказ предков. «Пришёл с дороги – умой руки!» («Eni baalant;»). Если раньше тюрки с опасением смотрели на воду (по Ибн Фадлану), то тюрки-христиане воду называют Божьей благодатью, а дождь по их мировоззрениям – «Божье дарование» (дар, благодать), а землю почитают, склонив колени, называют её «нашей жизнью».
Меняются облик людей, покров одежды, материалы для производства одежды и обуви. У молодых девушек появляются византийские украшения: бусы, крестики, «лефты» (золотые или медные ювелирные пластины на груди), покрывала на голове в виде платка («чембер»), а также шали для холодного времени года. В домах появляются новые орудия труда: ткацкий станок («зюзен», аналог славянской кросны), стол модернизированной конструкции наряду с «софрой», резная деревянная мебель; стали более совершенно готовить еду и обрабатывать мясомолочную продукцию.
Новые обычаи (крестины, венчание, зимне-летний земледельческий календарь полевых работ, календарь по животноводству) способствовали сплочению и развитию связей между огузо-тюркскими народами
По наблюдениям гагаузских этнографов Степана Степановича Курогло, Марии Васильевны Маруневич, да и наши наблюдения показали, что именно христианские обряды и обычаи способствовали сохранению гагаузов как социума и этноса.
Удивительно, что некоторые имена гагаузов также берут своё начало в христианстве, причём зачастую они даже переходят в ти-тул. Например «Ангил», «Иордан», «Матфей», «Мария», «Агафья», «Стефан» («Стёпа»), и многие другие. Все имена имеют греческое христианское происхождение; строго соблюдается их почитание как ангелов-хранителей. Например, имя «Ангил» в старину давалось мальчикам, семейному клану (роду), отсюда, по всей видимости, происходили и названия улиц, полей, наделов и прочих географических объектов. А источником такой ономастики было, опять-таки, Священное Писание (Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа, оригинальный перевод на гагаузский язык – «Eni baalant;». Стр. 219, «Saabi yollad; angileri»).
Сохранению этноса гагаузов способствовали также и христианские законы, носившие обязательный характер. Например, любой гражданин Византии был обязан освящать своё вступление в брак в церкви. Иные формы заключения брака законы Византии не принимали и не признавали.
Крещение («ваатизлик») ребёнка также носило обязательный, безотлагательный характер.
Семейно-бытовые обряды собирали и сплачивали кровных родственников в единое целое – «сой сенселя», т.е. в родственный клан. Именно в этом кругу нигилировались (сводились на нет) социально-экономические барьеры и существенные различия между родственниками. Но, в то же время канули в Лету и этнические признаки тех, кто не принял крещение и христианство. Например, стали достоянием истории куманы, печенеги, половцы, гунны, «мессы» (род печенегов), узы, «голубые» тюрки, тюрки-хазары. Но даже ислам не способствовал сохранению названий алтайских тюрок, Амударьинских, Сырдарьинских, сибирских и прочих. Частично эти народности были ассимилированы, частично слились в иноязычные массивы, например тюрки Северного Кавказа, Индии, Монголии и др. В историю они вошли как мусульмане, возможно, как буддисты. Но крещеные тюрки огузы-куманы и те остатки прочих тюркских родов в истории сохранились как гагаузы. Такое разделение по религиозному и географическому признакам стало разделяющим руслом не только оседлых тюрок, огузов и прочих этносов. Здесь значительную роль сыграло и психоаналитическое свойство мышления. Социально-экономическое развитие сформировало два образа мышления (см. «Eni baalant;», стр. 255. От Иакова). Одно психоэмоциональное состояние побуждает месть, и, если месть «сидит в ваших сердцах, ревность, и возвеличивание самого себя (любовь к себе, эгоизм), тогда нечего надеяться на правду (14). Такое мышление не от Бога нисходит, оно исходит от земного пребывания, от людских потребностей, от зловредных духов» (стр. 255, (15)). Потому что где ревность и «K;rc;l;k» (вероятно, разрушение семьи), там и беспорядок, разрушение и всякие непристойные дела (стр. 255, (16)).
В своё время Ибн Фадлан заметил, что не все тюркские народы (922 г.) одинаковы по характеру. К примеру, «Гаган узы» (тюрки, жившие в бассейне Арала (Гаган)) были весьма мирного нрава, их миролюбие привлекало путешественников и учёных-исследователей, соседей и представителей дальних народов. У них была парная семья; они сеяли пшеницу, просо; выращивали виноград; сады давали фрукты, а огороды – овощи. На соседей они не нападали (см. С. Г. Агаджанов). Есть основание предполагать, что именно эти тюрки впоследствии стали предками гагаузов (С. Г. Агаджанов). И, когда они оказались у стен Византии, очутившись в условиях государственного христианства, то приняли крещение и все его каноны. Поменялось и их мышление в новом русле, произошли кардинальные изменения и в их психологии и поведении. Они стали другими, в соответствии с новыми условиями проживания. В общем, подстроились под новые жизненные реалии (зачастую приходиться «прогибаться под изменчивый мир», иначе - попросту не выжить!). Вот поэтому в них взяло верх «божественное мышление», которое поспособствовало рождению и воспитанию «Алла адымыны» - «Божественного человека». Именно такому образу приписывают добродетель, качества порядочного семьянина, земледельца, скотовода, соседа и, в конце концов, гражданина.
Христианские пророки (Павел, Пётр, Варнава, Яков) широко пропагандировали идеи греческой церкви: «Божественный тюрок-Адам» стал идеалом в повседневной жизни гагаузов и других тюрок-христиан.
Такой безупречный «ии адам», «киликчи адам» входит в когорту поэтических образов в гагаузском фольклоре. Он наделяется чертами мирного «кахрамана» - борца за справедливость и порядочность.
Такой образ выявлен в балладе о продаже мужем своей жены Тудорки. Её горькая участь обусловлена тем, что у них в семье расплодилось много детей, увеличились налоги и, как следствие, наступила жуткая бедность. На рынке (на котором муж её поставил в одном ряду с животными (!)) к ним подошёл «еврей рыжеволосый». Тудорка стала причитать, и тогда потенциальный покупатель сказал ей:
«Я не еврей рыжеволосый,
Я – брат твой, ты – сестра моя.
Когда-то была война, меня,
Тудорка, мать оставила у дороги.
И пришёл один Божий человек,
 И он забрал меня к себе.
Меня он воспитал, затем женил,
Дом мне построил...».
(Балладу исполнила Сырф Елена Ивановна, село Кириет-Лунга, 1970 г.).
Мотив Божественного человека (добродетели) пронизывает весь цикл сиротских гагаузских песен. В сюжете обычно повествуется о причине сиротства юноши. Как правило, «мать умерла, а отец ушёл, оставив сына одного».
Мотив христианской добродетели отнюдь не случайно оказался в сиротских песнях. Этот пласт наиболее продуктивен, когда речь идёт о христианских заповедях. Ещё задолго до христианства в тюркской среде прочно устоялся обычай усыновления сирот. Иногда они становились работниками и помощниками в хозяйстве усыновителя, иногда они обретали самостоятельность, если «отец» давал и ему часть нажитого. Отсюда и мотив – «дом построил и женил». Но с обретением прочных государства и религиозных устоев в лице христианства все тюркские народы (именно народы, а не племена, отжившие ещё после первобытнообщинного строя) стали трепетно относиться к христианскому учению о добре и порядочности (не ревнуй, не воруй, не будь эгоистом и т.п.).
Особое значение обретает взлёт христианства (Святого Духа и святых проповедников) благодаря пророкам Иоанна Крестителя, Иоанна Златоуста, Павла, Петра, Марка, Матфея, Луки, Якова. Появляется и христианская литература, привозимая из Иерусалима. Ближайшие тюркские народы Крыма, Хазарии, Херсонеса, Скифии, Руси, Подунавья также приобщаются к христианству, следуя при-меру степных турок. У оседлых земледельческих народов Подунавья, Днестра, Дона и Руси появляется возможность духовного обогащения и, как следствие, принятия христианства. Топарх Феодор Студит (Херсонес) и Стефан Сурот много проповедовали в тюркской среде хазар. Они были крещены в христианских монастырях. Тюркские народы из бассейна Азова слушали проповеди Ястимана. У аланских (Алания, Северный Кавказ) тюрок также пробуждается интерес к христианству. Монголы воспринимают христианство через христианскую проповедь и архитектуру, арабы – через писателей и путешественников Ватикана. Так, Иоанн Монте Карвино в Средней Азии знакомится с тюрко-арабским населением. Он посещает эти степи с 1294 года двенадцать раз и крестит Георгия, вождя онгутских тюрок. Но и Римская церковь замечает то, что греки успешно ведут христианскую проповедь и тоже стала претендовать на благосклонность тюрок. Они стали посещать Китай (Зейтун Яков Флорентийский). В 1362 году, к сожалению, как и Грод, он принял в Китае мученическую смерть.
Буддистские течение в китайской среде были полны мести и агрессии против христиан. Поэтому в 1369 году в Пекине стали разрушать и сжигать христианские храмы и церкви. Не отстал и Тамерлан, выжигая и уничтожая все христианские церкви на своём пути. Согласно хроникам кровавые события против христиан имели место и в Константинополе в 1453 году, когда 29 мая арабы и турки, захватив этот величественный город, стали жестоко избивать христиан и разрушать святые храмы и соборы.
И, тем не менее, спустя много веков собор Святой Софии и другие храмы были восстановлены как историко-культурные памятники эпохи Византии.

 
ВЫВОДЫ:
1. Наши исследования показали, что зарождение Святых Божественных законов нашло своё применение в духовном, моральном, нравственном возрождении и развитии тюркских народов Востока, Средней и Малой Азии.
2. Приняв христианство, среди тюрок выделяются своей духовностью гагаузы. Они сближаются с культурой, экономикой, торговлей и письменностью Византии. Принимают активное участие в банковском и кредитном деле. А христианские семейно-бытовые обычаи и обряды укрепляют и сплачивают воедино их родоплеменные объединения.
3. Учение Иисуса Христа о добре, морали и нравственности находят отклик и понимание в сердцах и умах гагаузов.
4. Древние обряды (жертвоприношение животными) получают новое содержание и окраску, что приводит к зарождению новых христианских и демократических отношений в социуме гагаузов.


ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ:
1. Френсис Дворник (США). Доклад, прочитанный на XIII Международном конгрессе по теме «История и христианство» в Москве с 16 по 23 августа 1970 года. Тема докла-да – «Роль Греческой и Западной церквей для Востока».
2. «Ени бааланты». Ии хабер Иисус Христос ичин. Библийайы чевирын Иысмиим. Москва, 2006 год.
3. Ay Boba Mihail ;akir «Gagauzlar:istoriya, adetl;r, dil hem din». Pontos, Ki;inev, 2007.
4. Ф. А. Ангели (один из послов Республики Молдова в Турецкой Республике) «Страницы истории Османской империи». Кишинёв, издательство «Universul», 2002 год.
5. Сборник «Гагаузские народные баллады». Собиратель и составитель Дурбайло Мария Ангеловна. Кишинёв, 1991.
6. Архивная коллекция магнитофонных записей гагаузских народных песен, баллад и сказок, собранная Дурбайло Марией Ангеловной в сёлах тогдашних Молдавской и Украинской ССР в период с 1969 по 1991 гг. (Центральный государственный архив Республики Молдова).









ТЕРМИНОЛОГИЯ:
I.
Ay Boba Mihail ;akir. «Gagauzlar:istoriya, adetl;r, dil hem din». «Pontos», Кишинёв, 2007 год. Раздел Evangeliya okuyacak gagauzlara nasaat s;z; (Стр. 157-168).
Hristiannik – bu s;z dooru, diil «Ristiannik».
Ayoz kitab – din kiatlar;, kiad; (Стр. 157).
;ann; kitab – a;;k ;avkl; kiyat (hep o).
Allah;n s;zleri – Ayoz yaz;lar:din kiatlar;, yaz;l; Allah;n proroklar;ndan, ang;lar; gir;rdi Eski Baalant;ya. Hristozdan sora bunnara Eni Baalant;nin kiyatlar; eklendi. Bak «Eni Baalant;», s;zl;k pay;, стр. 431. «Eklemel;r». Mihail ;akirda, стр. 157.
Hristozun s;zleri – Allah;n s;zleri. Allah;n zakonnar;na g;r; s;zl;r (Mihail ;akir, стр. 157).

II.
Термины из «Eni Baalant;», раздел «Eklemel;r».
Ayoz Duh – Allahtan Duh. ;isus vaatiz ol;r. (Luka). Hepsi insandan sora ;isus da vaatiz oldu. O duya ed;rk;n a;;ld; g;k. (22). Ayoz Duh indi, g;r;n;r gugu; teni gibi. Onun ;st;n;. G;kt;n i;idildi bir ses, ani dedi «S;nsin benim sevgili odum».
Adam Oolu – hep ;isus Hristos.
«Ayoz duhlan hem kudretli (i;l;r) – iilikl; i;l;rl;n hem Ayoz Duhlan ya;amak…» (стр. 216). «Yapt;klar» (10, стр. 216).
Vaatiz olannar kabledel;r Ayoz Duhu… (Стр. 216).
;oan Vaatizedicinin (kafas;) – ;oan krestitelin kafas;n; ay;rd; cellat…
Ayoz Bina – yaln;z bir k;;mil yap;, yap;l; maasuz Allaha izmet;ilik i;in, Ayoz binan;n aulu i;ind; vard; kurbann;k, nereda getirirdi kurban g;nah i;in hem ba;ka kurbannar. Bu binay; bastan yapt; padi;ah Solomon (стр. 431).
Angil – Allah;n ii yard;mc;s;. Ornek: «…g;rerim ani saabi yollad; angilleri» (стр. 219).
Ayoz yaz;lar – din kiatlar;, yaz;l; Allah;n protoklar;ndan, ang;lar; g;r;rdi Eski. Baalant;ya (Vethii Zavet), ;isus Hristozdan sora bunnara Eni Baalant;n;n kiatlar; eklendi.
Altar – masa, nered; popaz g;nn;k-l;;rdi.
Zakon: Ayoz Zakon yada Moiseyin zakonu. Bu kiatlarda yaz;l; d;nneyin kurulmas; i;in, izraul halk; i;in, kurbar i;in hem popazl;k s;ralar; i;in. Zakonda yaz;l;yd; on s;marlak, ani Allah Verdi Moisey;, l;z;p kendi parmaannan iki yonulmu; ta; ;st;nd;. Zakon annad;r nic; d;;er sevm;; Allah; hem yak;n olanan; (insan;).
Zakon ;;redicileri: insannar, kim ii bilirdi zakonu da insane annad;rd;. ;isusun vak;d;nda onnar bir k;;;k b;l;m insand;, ang;lar; ;ok sayg;l;yd;lar iudeylerin aras;nda. Onnardan ;oyu Sinedrionun azalar;yd;.
Zilotlar: urum dilind; «;ok ;al;; kannar». ;udeylerin din politikleri, ang;lar; ;ok ;al;;ard;lar korusunnar iudey dinni tayf;nnar;n adetlerind;n da bakard;lar cenkl;n kurtarsennar insannar; Roma (Rim) zaabit liind;n. Olur ki ;isusun oniki apostolun birisi, Simon kananit ;nc; bu grupadand;.
Kesiklik (Obrezanie): erkek organ;n ucunun derisini kesm;k. Allah;n Avraamnan baalant;s;na g;r;, herbir iudey ;ocuk l;;z;m kabletsin kesiklik sekizinci g;n; duumaktan sora.
Messiya (urumca «Hristos»). Bu ;;f;t;a s;z;n annamas; «yaalanm;;», yada «Allahtan se;ilm;;». «Messiya» - Allahtan yollanilm;s, ang;s; i;in ;nc; haber verilmi;ti Zakonun hem Proroklar;n kiyatlar;nda. ;isusun vak;d;nda iudeyl;n bekl;rdil;r ki Messiy; gelsin hem inanard;lar, ani O kurtarac;k onnar; Roman;n zaabitliind;n da kurac;k kend; padi;ahl;;n;.
Paskell; yortusu: Eni Baalant;da Hamursuz yortu da adlan;r Bu yortuda iudeyl;r an;rlar geceyi, a;an Allah Moiseyin zaman;nda kurtard; onnar; M;s;rdan (Egipet), nered; esirlikt; bulunard;lar.
Popaz – izmetk;r Ayoz binada ;erusalimd;, iudeylerd;. Popazlar l;;z;md; getirsinn;r Moisein zakonuna g;r; hert;rl; kurban hem ba;kat;rl; izmet;ilik yaps;nnar.


 


Рецензии